В новейшем электрокроссовере BMW iX владельцу будет ограничен доступ под капот
13 сентября 2021
Российским юристам откровенно не понравилась жесткая привязка сервиса новой модели BMW к фирменным сервисам
Александр Климнов, фото производителя
Электромобиль BMW iX (i20), только еще выходящий на рынок России (в 2022 году, но уже принимаются предзаказы – авт.), получит ограничение доступа в подкапотное пространство для владельца (и соответственно обычных автосервисов – авт.), которое будет только у мастеров официального сервисного центра.
Об этом российских покупателей уже начали предупреждать официальные дилеры немецкого бренда. В концерне BMW Group поясняют, что лишь ограничили клиентам возможность залезать под капот из соображений безопасности.
Однако юристы указывают, что столь жесткая привязка машины к обслуживанию именно у официального дилера противоречит законодательству.
В электрическом кроссовере BMW iX, владельцы фактически не смогут заглянуть под капот своей машины как следует из информации на сайтах официальных дилеров BMW. Автопроизводитель оберспечил это непосредственно на конструктивном уровне: горловина для залива жидкости в бачок омывателя помещена под фирменной эмблемой на капоте, а рукоятки для открытия крышки моторного отсека рядом с водительским креслом или где-либо в открытой зоне доступа не предусмотрена в принципе.
Официальные дилеры BMW в России предупреждают, что открывать капот нового кроссовера смогут только у специалисты фирменного сервиса.
В маркетинговом описании машины на сайтах нескольких официальных дилеров BMW подчеркивается: «Доступ к поднятию капота и находящейся под ним силовой электронике есть только у технического персонала сервисного центра».
При этом открывать капот на iX в принципе не запрещено, но для рядового пользователя такая возможность серьезно ограничена, уточняют в российском представительстве BMW.
В BMW поясняют, что: «В салоне есть «потайные петлички», при их помощи происходит разблокировка замков. В инструкции это прописано. Доступ в подкапотное пространство для владельца ограничен с целью уберечь его от контакта с высоковольтными сетями и компонентами, чтобы максимально обезопасить его.
В рамках ежедневного обслуживания контроля и пополнения требуется только заливать омывающую жидкость для стекол, а долив тормозной жидкости, заправка и замена хладагента, смазки и антифриза, работающих в тепловом насосе – уже дело профессионалов, ведь рабочее напряжение силовых установок – 480V, передние и задние колеса приводятся независимо друг от друга двумя мотор-генераторами. В подкапотном пространстве располагаются в том числе узлы, относящиеся к силовой электрике и электронике, отметили в компании.
Электрокроссовер BMW iX оснащен силовой установкой из двух электромоторов суммарной мощностью 385 кВт (523 л.с.) оценивается от 8,5 млн рублей.
Начало производства товарных машин на заводе в немецком Дингольфинге ожидается с ноября 2021 года, а с 2022 года и выход на российский рынок.
В представительстве баварского автопроизводителя утверждают, что прямого доступа в подкапотное пространство не будет и у электроседана BMW i4, который поступит на рынок позднее.
И все же эксперты полагают, что желание автопроизводителей и дилеров дополнительными методами привязать автовладельцев к официальному обслуживанию объяснимо, однако если будет введен жесткий запрет на доступ к агрегатам, то это станет поводом обратиться в антимонопольные органы.
Основатель проекта «Автомаркетолог» и экс-президент ассоциации дилеров РОАД Олег Мосеев говорит: «Логичное поведение производителя – не допускать к вмешательству в автомобиль несертифицированных специалистов. Понятно, что существует частная собственность и право человека вмешаться в свой автомобиль, но если обслуживание происходило не у сертифицированного партнера производителя, скорее всего, он потеряет гарантию». Однако Мосеев считает, что пока что нет понимания, как новый принцип будет укладываться в антимонопольное законодательство.
Адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько указывает, что если доступ к агрегатам окажется принципиально невозможным для стороннего сервиса, возникает повод обратиться с жалобами в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Он говорит, что: «Возможно, в таком случае стоит обращаться в антимонопольные органы и говорить о том, что такими способами производитель сильно ограничивает обслуживание автомобиля не у него, в других автосервисах. К тому же закон «О защите прав потребителей» запрещает увязывать продажу одного товара или услуги с приобретением других товаров или услуг».
Юрист отмечает, что: «Ограничение доступа к моторному отсеку вряд ли можно расценивать иначе, как стремление еще крепче привязать потребителя к конкретному дилеру, а обслуживание у него обычно стоит дороже, чем где-то на стороне».
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр подчеркивает: «Меня не удивляет случившееся – все это происходит в парадигме мировых тенденций. На мой взгляд, это все же плохо: пропадает привычная нам «аналоговость» во взаимоотношениях с автомобилем».
С другой стороны эксперт указывает, что в развитых странах любителей что-то делать в машине своими руками гораздо меньше, чем на постсоветском пространстве.
Кстати, «Газета.Ru» уже обратилась в пресс-службу ФАС с вопросом, как соотносится ограничение доступа автовладельцев и независимых механиков к агрегатам с требованиями антимонопольного законодательства. Ведомство пока что не ответило на запрос.
P.S. В BMW перестраховываются? Или как утверждают наши юристы (возможно не учитывают специфики BEV) – BMW пытается под видом заботы о безопасности клиентов навязать им дорогой фирменный сервис? Ну как сказать… Вообще давно уже говорят, что автомобиль в 21 веке все больше и больше напоминает некий гаджет на колесах и тем более это относится к электромобилям, а если это и так, то ведь никого же не смущает, что во внутренности, например, смартфона или ноутбука (особенно бренда Apple®) имеют доступ лишь специалисты в ремонтных мастерских. Ну вот, собственно, мы и дожили до эпохи появления электромобилей, которые из-за применения высоковольтного оборудования (требующего специального электротехнического допуска) ради нашей же безопасности уже доступа под капот посторонник не предполагают. Тут скорее психология и законодательство в очередной раз отстают от технического прогресса.
P.P.S. Кстати, вон только что американский концерн General Motors (GM) объявил о временном прекращении продаж и отзыве по всему миру около 142 тыс. электромобилей Chevrolet Bolt выпуска 2017-2021 годов для замены дефектных аккумуляторов, которые могут загораться, что, кстати, происходило уже неоднократно.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка