Льготный ввоз автомобилей в РФ продавцами-физлицами из стран ЕАЭС прикроют с 1 апреля 2024 года
21 февраля 2024
Правительство РФ с апреля взыщет «недоплаченные» продавцами-физлицами налоги и пошлины растаможенных в странах ЕАЭС легковушек через утильсбор
Александр Климнов, фото автора и sportishka.com
Правительство РФ с 1 апреля фактически намерено закрыть канал ввоза автомобилей, растаможенных в странах ЕАЭС. Такой способ ввоза стал популярен среди физлиц, т.н. «профессиональных продавцов» в 2023 году, из-за чего, например, Киргизия, в которой нет своих автозаводов, стала вторым после Китая направлением для ввоза машин в РФ.
«Киргизские» и прочие «ЕАЭС-овские» машины проходили процедуру таможенной очистки на более лояльных условиях, чем в РФ, что делало такие предложения более конкурентными по сравнению с официальными поставками или даже параллельным импортом.
Правительство РФ утвердило схему, по которой недоплаченные налоги и сборы при занижении таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в РФ из стран ЕАЭС, будут учитываться в составе утильсбора.
Согласно постановлению от 13 февраля, при ввозе в Россию автомобиля из ЕАЭС исключительно для внутреннего потребления сумма утильсбора будет рассчитываться по формуле, учитывающей размер сбора в РФ, разницу между таможенной пошлиной, рассчитанной на основании средней стоимости автомобиля, и пошлиной из декларации, а также разницу по НДС и акцизу.
В правительстве заявили, что такой подход позволит избежать ситуаций, когда «граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме».
Лидером среди направлений ввоза новых автомобилей в 2023 году РФ был Китай, но на втором месте оказалась Киргизия — только в декабре из страны было ввезено 13,6 тыс. машин, следует из данных «Автостата». ФТС летом заявляла о наличии случаев с занижением стоимости легковых автомобилей при декларировании в других странах ЕАЭС. Как правило, автомобили, растаможиваемые в ЕАЭС, ввозились в РФ физлицами – так называемыми «профессиональными продавцами». Официальные дилеры к таким путям относились с осторожностью.
Например, советник МКА «Аронов и партнеры» Сергей Смирнов замечает, что в Киргизии при ввозе новой машины стоимостью €50 тыс. с бензиновым двигателем объемом 3,0 л и мощностью 250 л. с. покупатель уплачивает пошлину в 15% и НДС в 12%: всего €14,4 тыс. (1,4 млн руб. по текущему курсу), а при ввозе в Россию единая ставка составит 48% (но не менее €7,5 за 1 куб. см)., то есть более 2,3 млн руб., плюс нужно уплатить около 0,9 млн руб. утильсбора.
Он говорит: «В Киргизии уплата платежей и сборов меньше за счет более льготных режимов, например, отсутствует НДС на электрокары. Данные льготные режимы действительны для автомобилей, предназначенных для использования внутри страны, ввоз товара оформляется на граждан Киргизии, но затем автомобили перетекают на территорию России», – напоминая, что, так как Киргизия и Россия входят в ЕАЭС, у них общая таможенная граница (на заставке фото авторынка в Киргизии).
Правительство еще в прошлом году начало бороться с продавцами-физлицами. Так, для физлиц ставка утильсбора на сотни тысяч рублей ниже, чем для юрлиц. Однако с 1 августа 2023 года была введена норма, что ввезенный по ставке для физлица автомобиль должен быть зарегистрирован на того же человека год с даты ввоза, а пошлины и налоги уплачены по единым ставкам до 29 октября 2023 года.
На фоне этого нововведения граждане стали жаловаться (в частности, в комментариях в Telegram-канале Минпромторга), что купили машину для себя и не могут заплатить утильсбор в объеме 1 млн руб. Однако даже без учета утильсбора поставки через страны ЕАЭС могли оказаться выгоднее из-за разницы с Россией в размере пошлин, НДС и акциза.
Первый замгендиректора «Рольфа» Светлана Виноградова говорит, что различия в ставках и тарифах в разных странах ЕАЭС и стали одной из причин трансграничного перемещения физлицами транспортных средств в объемах, существенно превышающих их личные потребности.
Она поясняет: «Такие действия могли приводить к получению совершающими их лицами необоснованных преимуществ, в то время как конечные потребители могли сталкиваться с рисками, вызванными занижением таможенной стоимости на ввозимые автомобили», впрочем, указывая, что «Рольф» поддерживает инициативы правительства и Минпромторга РФ.
Аналогичной позиции придерживаются и в АВТОВАЗе, указывая, что данный шаг Правительсва РФ, наконец, позволит закрыть «незаконные лазейки».
В крупнейшей автокомпании страны говорят: «Крайне важно, чтобы реализация последовательной политики по защите внутреннего рынка и по стимулированию инвестиций во внутреннее производство была продолжена».
Гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский соглашается: «Принятые решения призваны поддержать официальный бизнес. Теперь наши производители наконец-то смогут начать полноценную локализацию».
Официальные дистрибуторы указывают, что теперь закроются поставки в РФ автомобилей китайских марок с непредназначенными для рынка комплектациями.
Электрокроссовер Voyah Free на российском рынке был как официально (сертифицированный), так и по параллельному импорту (несертифицированный)
В «Моторинвесте» приводят как пример поставляемую ими Voyah Free, поясняя: «В Китае электромобили преимущественно эксплуатируются в южных регионах страны, поэтому тяговая батарея электрической версии Free используется с меньшей емкостью 86 кВт·ч, тормозные суппорты не обрабатываются антикором – в Китае в этом просто нет необходимости, интегрированы иные электромоторы».
Для ввоза в РФ оценку соответствия (ОТТС) получили автомобили Voyah в «зимней» версии, которые адаптированы для затяжной и холодной зимы: к примеру, доступна увеличенная батарея емкостью 106 кВт·ч.
Андрей Ольховский заключает, что помимо разницы комплектаций возникают сложности и с ТО и ТР таких машин. Ввезенные по таким «обходным» схемам и растаможенные на физлиц автомобили остаются без гарантийного и сервисного обслуживания от производителей, что в итоге становится проблемой для конечных потребителей.
Напомним, что с 1 октября 2023 года в РФ уже нельзя ввозить автомобили китайских марок в обход дистрибутора. Ну, а с 1 апреля 2024 года машины с электродвигателем, даже если они ввозятся из стран ЕАЭС, нужно растаможивать только в России.
P.S. Да, конечно, несертифицированные для российского рынка легковушки как тот «кот в мешке» – могут и проработать успешно годами, а могут и стать «кирпичем» после первой же зимы (например, из-за отказа электрики и электроники не защищенной от наших антигололедных средств), однако и разница, получавшаяся за счет растаможки в странах ЕАЭС достаточно велика (теперь уже была) для рядового покупателя. Дело здесь, скорее именно в лоббировании интересов автопроизводителей на территории РФ, которым «незаконные лазейки» (почему они такие уж незаконные, если соответствовали действующему законодательству?) мешают повышать цены в связи с локализацией, которая, конечно, оказывается отнюдь не бесплатной для конечных пользователей.