ОАК запатентовал дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер ШФДМС-600

ОАК запатентовал дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер ШФДМС-600

22 августа 2025


Серия российских авиалайнеров проекта «ШФДМС» будет летать на дальность до 13 600 км и перевозить до 320 пассажиров


автор

Александр Климнов, фото ОАК, ОДК, ЦАГИ



Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), входящая в холдинг «Ростех», получила патент на конструкцию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС).

Патентная заявка была подана 30 декабря 2024 года.

Новый самолет (на заставке фото макета ШФДМС для продувки в аэродинамической трубе в ЦАГИ), как следует из обнародованного документа, сравним по характеристикам с Boeing B787-900 Dreamliner, при этом превосходит его примерно на 3% по сокращению непосредственных эксплуатационных расходов и примерно на 6% – по экономии прямых эксплуатационных расходов.
Boeing_787-9_Dreamliner.jpg

Авиалайнер Boeing B787-900 Dreamliner – главный конкурент российского проекта ШФДМС-600

По расходам на кресло-километр ШФДМС-600 (такой индекс пока несет новинка – авт.) на 11–13% лучше «Дримлайнера» от Боинг по непосредственным эксплуатационным расходам и 15-17% процентов по прямым эксплуатационным расходам.

В документе говорится: «Это изобретение относится к области авиационной техники, а именно к проектированию широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов…».

«Российский авиалайнер будет представлен в трех версиях, способных выполнять рейсы на дальность до 13 600 км, 12 000 км и 10 300 километров, соответственно, включая перелеты над океанами и в условиях безориентирной местности», – сказано в описании к патенту.

Пассажировместимость базовой версии самолета – ШФДМС-600, составит 281 человек в трехклассной компоновке.

Также планируются укороченная (ШФДМС-500) и удлиненная (ШФДМС-700) версии, рассчитанные в трехклассной конфигурации на 236 и 320 мест соответственно.

Особенностью проекта выступает широкое применение полимерно-композиционных материалов (ПКМ), повышающих технико-эксплуатационные характеристики.

Министр промышленности и торговли Антон Алиханов в интервью телеканалу «Россия 24» в ноябре 2024 года отметил, что России необходим собственный широкофюзеляжный самолет для выполнения международных рейсов, сроки его создания оцениваются за пределами 2030 года.

Министр также сообщал о планах начать в 2026 году научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке широкофюзеляжного самолета.

Судя по всему, оснащать такой лайнер планируется турбовентиляторными двигателями сверхбольшой тяги ПД-35.

Справка: «Изначально ПД-35 планировался для широкофюзеляжного российско-китайского самолета CR929 – аналога Boeing 787 Dreamliner, но в 2023 году КНР предпочла разорвать данный совместный проект из-за угрозы антироссийских санкций.
PD-35.jpg
Промышленное производство ПД-35 ожидается в течение ближайших пяти лет. Опытный образец двигателя уже прошел успешные испытания.

Турбовентиляторный двигатель ПД-35 разрабатывается с 2016 года на заводах «Авиадвигатель» (Пермь) и «Сатурн» (Рыбинск), которые входят в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК).

Этот двигатель значительно мощнее ПД-14 для узкофюзеляжного МС-21 – его тяга достигает 35 тонн.

Вот что пишет сайт «Авиация России»: «На первый взгляд патентование конструкции самолета, аналоги которого летают уже достаточно давно, кажется абсурдным и нелепым занятием. Однако такое суждение выглядит непрофессиональным и поверхностным. Создание широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, которое ведется в России, отражает тенденцию ОАК к технологической независимости в российском авиастроении. После ухода из совместного с Китаем проекта CR929 в 2023 году (ныне именуется COMAC С929 – авт.), корпорация сосредоточила ресурсы на собственном дальнемагистральном лайнере.

При этом указание на B787-9 является не столько целью достижения конкурентоспособности, сколько ориентиром, от которого следует отталкиваться при создании нового отечественного самолета подобного класса. В условиях ограничений импорта комплектующих и санкционного давления развитие отечественной платформы приобретает особое значение для обеспечения непрерывности воздушных перевозок на международных и внутренних дальнемагистральных направлениях.

Гражданская авиация России в настоящее время эксплуатирует только иностранные широкофюзеляжные лайнеры. Ил-96 морально устарел и не соответствует современным требованиям по топливной эффективности и эксплуатационным расходам. В результате авиакомпании, которые еще в начале 2000 годов эксплуатировали этот самолет, вывели его из своих парков в силу неконкурентоспособности, а рынок заполнили зарубежные модели.

Патент ОАК отвечает стратегической задаче обновления парка дальнемагистральных самолетов за счет собственных технологий и производственных возможностей, а они требуют международной юридической защиты.

Конструкция ШФДМС базируется на применении ПКМ, которые дают выигрыш в массе планера воздушного судна и увеличивают топливную эффективность. Экономичность на кресло-километр и на рейс заявлена выше, чем у Boeing 787-9, поэтому авиакомпаниям с точки зрения эксплуатационных расходов новый российский самолет будет выгоднее в операционной деятельности.

Семейство моделей предусматривает гибкость конфигураций салона и адаптируемость под различные бизнес-модели авиакомпаний. Помимо базовой пассажирской версии возможно создание грузовых и смешанных модификаций, расширяющих сферу применения. Экономичность достигается не только за счет новых материалов, но и через оптимизацию аэродинамики и использование современных двигателей, соответствующих стандартам ИКАО по выбросам и шуму.

Отличие запатентованного ШФДМС от CR929 заключается не только в национальной принадлежности, но и в инженерной философии. CR929 ориентирован на максимальную вместимость и дальность, в то время как новая российская разработка сфокусирована на адаптации к условиям эксплуатации в России и странах СНГ, а также на снижении зависимости от импортных компонентов. Инженерные решения учитывают местные производственные возможности и климатические особенности, минимизируя риски, связанные с импортом и техническим обслуживанием.

Патентование конструкции ШФДМС обеспечивает защиту совокупности технических решений, включая аэродинамические формы, структурные элементы из композитов и комплекс цифровых систем управления. Это юридически закрепляет отечественные инженерные разработки и препятствует копированию ключевых узлов и технологий конкурентами. Такой подход облегчит привлечение инвестиций, получение государственной поддержки и усилит позиции ОАК на зарубежных рынках.

Проект включает крыло большого удлинения с серповидными законцовками, снижающими индуктивное сопротивление и повышающими эффективность на крейсерских режимах.

Подобные законцовки уже применяются штатно на самолете SJ-100. Широкое использование углепластиков позволит сочетать прочность с малым весом. Для ускорения цикла испытаний и внедрения изменений проект ведётся полностью в электронном виде с применением цифровых двойников.

В сравнении с зарубежными аналогами Airbus A330, A350, Boeing 787 и 777, ШФДМС использует схожие концепции аэродинамики и композитных материалов, однако отличается адаптацией к российским климатическим условиям и инфраструктуре аэропортов. Технологическая независимость от международных цепочек поставок снижает риски из-за санкций и ограничений на производство и обслуживание.

Применение современных инженерных решений, патентная охрана и ориентация на национальные стандарты обеспечат ШФДМС стратегические преимущества в условиях ограниченного доступа к зарубежным технологиям. Этот проект расширяет и совершенствует базу компетенций в области композитных материалов, цифрового инжиниринга и создания новых поколений авиационной техники. Создаваемый самолёт закладывает фундамент для нового этапа развития российского гражданского авиастроения, обеспечивая отрасли технологическую самостоятельность и конкурентоспособность на международном рынке».

P.S. Итак, ОАК все же замахивается на проект широкофюзеляжного дальнемагистральника «ШФДМС», хотя на данный момент (середина 2025 года) перед корпорацией весьма остро стоит вопрос об окончании в 2026 году сертификационных испытаний  импортозамещенного (внедрено свыше 70 российских компонентов) среднемагистрального авиалайнера МС-21-310 с отечественными моторами ПД-14 (дальность до 5,1 тыс. км и пассажировместимость до 211 человек) и запуске его в серию.
MS-21-310.jpg
По сообщению Ростеха пока что (или уже) с аэродрома в Жуковском МС-21-310 налетал 74 часа, что составляет 8% от всей программы испытаний.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Российский список локализованых такси обнародован

Российский список локализованых такси обнародован

Список разрешенных с марта 2026 года Минпромторгом РФ моделей такси вызывает многочисленные вопросы

01.10.2025

Xbox и LG Electronics объединяются для внедрения Xbox Cloud Gaming на подключенных BEV и ICE

Xbox и LG Electronics объединяются для внедрения Xbox Cloud Gaming на подключенных BEV и ICE

Приложение Xbox Cloud Gaming можно будет запустить на платформе LG webOS Automotive Content Platform в машинах бренда Kia

18.09.2025

Москва провела 20-й парад ретротранспорта

Москва провела 20-й парад ретротранспорта

Парад и выставка исторического транспорта собрали более 160 тысяч зрителей

08.09.2025

Илон Маск написал собственную утопию #4 под названием «Устойчивое изобилие»

Илон Маск написал собственную утопию #4 под названием «Устойчивое изобилие»

Опубликован Master Plan IV компании Tesla Inc., который обещает человечеству «эру процветания» на основе ее фирменных технологий

05.09.2025

На Германию в 2025 году обрушилась волна краж медных проводов с зарядных станций

На Германию в 2025 году обрушилась волна краж медных проводов с зарядных станций

Только за один день в ФРГ похищены 70 дорогостоящих кабелей от зарядных устройств электромобилей

03.09.2025

Китайский производитель пылесосов Dreame вознамерился создать собственный гиперкар

Китайский производитель пылесосов Dreame вознамерился создать собственный гиперкар

Производитель пылесосов Dreame надеется масштабировать технологии пылесосов для гиперкара

02.09.2025

Трансмашхолдинг представил новый дизайн водородного поезда

Трансмашхолдинг представил новый дизайн водородного поезда

Трансмашхолдинг показал обновленный дизайн экстерьера перспективного водородного поезда

27.08.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.