Тойота Лэнд Круизер исполнилось 70 лет

Тойота Лэнд Круизер исполнилось 70 лет

Тойота Лэнд Круизер исполнилось 70 лет

2 февраля 2021


Одному из самых харизматичных и качественных внедорожников мира Toyota Land Cruiser – исполнилось 70 лет


автор

Александр Климнов, фото производителя



Начало производству Land Cruiser было положено после Второй Мировой войны, которую Японская империя с треском проиграла. Судьба японского автопрома в условиях американской оккупации висела буквально на волоске – оккупационная администрация генерала Макартура решала: или вообще ликвидировать местные предприятии автомобильной промышленности, или пока сохранить для ремонта американской автотехники, кстати, делать 4-колесные автомобили тогда немногочисленным местным производителям запретили и на свет появлялись 3-колесные ассиметричные уродцы. Но все изменила начавшаяся Корейская война, когда острова Японского архипелага оказались удобным тылом для Армии ООН (фактически американской армии) – местная экономика поучила миллиардное (свыше $10 млрд в нынешних ценах) вливание, а крупнейшие местные производители Toyota Motor, Nissan Motor и Mitsubishi Motors приступили к лицензионной сборку необходимейшего для армии, полиции, пожарных и других госструктур автомобиля – «джипа», но так как настоящие джипы Willys MC (M38) шли непосредственно в действующую армию на Корейский полуостров, то местным структурам пришлось довольствоваться местной же продукцией.
KMO_152985_07034_1_t247_134341.jpg
Так в 1951 году на свет появился Toyota Jeep BJ по образу и подобию Willys MB/MC. Японский джип прославился тем, что смог своим ходом взобраться на вулкан Фудзияма. Экономика Японии (в том числе и ее автопром, о ликвидации которого уже никто и не думал) получила нужный толчок и начала свой разбег, через 30 лет приведшие ее на место лидера по объемам производства и инновациям. В полной мере это относилось и к компании Toyota, которая начала продвигать с середины 1950-х свои автомобили и на внешние рынка, сначала близлежащих стран, а позже и по всему свету.

Достойным экспортным товаром стал и японский джип, вот только продавать его под таким названием было нельзя так как бренд Jeep был закреплен за американской компанией Willys-Overland, поэтому для второго поколения внедорожника было придумано название Land Cruiser (явно перекликающееся с английским Land Rover, но тогда англичане, еще владевшие колониями на половине территории земли этим фактом пренебрегли). Придумал удачное название технический директор Toyota Хенджи Умехара и с 1955 года внедорожники Toyota стали именоваться Land Cruiser.
toyota_land_cruiser_canvas_top_32.jpg
В 1954 появилась вторая серия внедорожников Toyota (FJ25/FJ30), изначально уже спроектированная для гражданского рынка, причем, с очень удачным дизайном передка (фактически продержавшемся в производстве без малого полвека – до 2001 года, в Бразилии как модель Bandeirante (производство с 1958 года)).
toyota_land_cruiser_wagon_FJ28L.jpg
С 1958 года Land Criuser FJ20, кстати, начали поставлять и в США. При этом это был «честный грузовик» (как и его преемники серий «J40» 1960 года и «J70» 1984 года).
toyota_land_cruiser_50_9.jpg
Рост продаж не заставил себя ждать и к концу 1970-х Toyota Land Cruiser уже хорошо знали в большинстве стран третьего мира, да и в периферийных странах Западной Европы этот японский джип уже начинал появляться. Машину серии BJ40 предлагали в кузовах фаэтон (с короткой и удлиненной базой), трехдверный универсал и 2-дверный пикап, а также (до 1967 года) – 5-дверный Station Wagon.
toyota_land_cruiser_40_547.jpg
В 1974 году под капотом у BJ40 появился расточенный до рабочего объема в 3,0 литра экономичный дизель, что буквально открыло для внедорожника второе дыхание. Кстати, надежность и долговечность 40-й серии настолько высока, что многие экземпляры еще бегают по Африке и Южной Америке, а также Австралии.
toyota_land_cruiser_40_613.jpg
Вот эту последнюю версию и было решено заменить в 1967 году на модель с оригинальным кузовом.
toyota_land_cruiser_50_7.jpg
Получился комфортабельный 7-местный универсал Land Cruiser Station Wagon серии FJ55V-KQ (с 1976-го – FJ56V-KQ) с 5-дверным цельнометаллическим кузовом.
toyota_land_cruiser_50_60.jpg
Этот внедорожник с рядной 4,2-литровой карбюраторной шестеркой оказался в одном ряду с такими именитыми соперниками как американский Jeep Wagoneer и английский Range Rover (в том числе и потому что на рынке просто больше ничего подобного не было), хотя и несколько уступая им по изысканности конструкции, мощности мотора (американец и англичанин оснащались мощными карбюраторными V8) и комфорту, но выигрывая по цене и выносливости. Модель идеально подходила для больших семей и корпоративных парков.
toyota_land_cruiser_60_5.jpg
Следующее поколение Land Cruiser Station Wagon 60-й серии появилось на свет в 1980-м и стало прорывом модели на рынки стран «золотого миллиарда», т.е. Западной Европы и Северной Америки. Как раз в это время японский автопром достиг пика своего могущества (около 12 млн автомобилей в год) и благодаря Второму нефтяному кризису «отдавил пятки» чванливым детройтским боссам Большой тройки.
toyota_land_cruiser_FJ79_mix.jpg
В 1984-м настал черед обновления «40-й» серии, которую заменила угловатая (по моде тех лет) 70-я серия. Ее, кстати, до сих пор производят в Португалии и поставляют в Австралию и ОАЭ, а серым образом она попадает и в Россию, где тюнинговые фирмы доводят ее до состояния настоящего вездехода.
toyota_land_cruiser_FJ79.jpg
toyota_land_cruiser_80.jpg
Появление в самом конце 1980-х четвертого поколения Station Wagon 80-й серии (в том числе с мотором V8) закрепило положение Land Cruiser в элите мировых внедорожников, а также джиперов, которые до сих пор полагают, что именно эта модель – идеальный объект для джиперского тюнинга. Дизель 1HZ этой модели – не меньший предмет культа, чем сам автомобиль, так как его ресурс до капремонта превышает миллион километров!
toyota_land_cruiser_100_50th_anniversary_4.jpg
Появление в 1997-м «100-й» серии (в утилитарном исполнении «105» с распашной задней дверью и матовыми бамперами и жесткими мостами) «крузака» придало модели культовый статус буквально на всех континентах Земли, хотя в России из-за частого использования криминалитетом и изрядно мрачноватого. Эта модель стала первым «Круйзером» с постоянным полным приводом (Full Time) с межосевым дифференциалом.
toyota_land_cruiser_v8_60th_anniversary.jpg
В 2007-м последовала еще более головокружительная серия Land Cruiser 200, которая, став длиннее, шире, выше, и, конечно же, дороже, вместе со своим премиальным двойником Lexus LX460 (первый Lexus LX470 создали еще на базе 100-й серии) до сих пор держит статус образцового внедорожника для уважаемых людей. Ну а на подходе долгожданная серии LC 300, которая, сохранив рамную конструкцию, несомненно, установит новые стандарты комфорта и проходимости в классе, став новым законодателем моды.
toyota_land_cruiser_prado_station_wagon_sx5_1990-96.jpg
Надо отметить и «младшую» серию Land Cruiser Prado, которая выросла из 5-дверной версии утилитарной серии J70 Land Cruiser II (с широким капотом и решеткой радиатора), которая после рестайлинга в 1990-м получила приставку Prado, а в последствии выросла в собственную модельную линейку типа Light Duty по фирменной классификации.
toyota_land_cruiser_prado_90_1996-2002.jpg
toyota_land_cruiser_prado_120_2002-2009.jpg
Так, что и 70 лет спустя после начала производства внедорожник Toyota Land Cruiser, разошедшийся в 170 странах общим тиражом свыше 10 млн, оказывается живее всех живых, хотя в новом виде он по карману далеко не многим, но уж за свои деньги предлагает водителю максимум удовольствия и на шоссе, и на бездорожье, а его надежность экономит деньги владельца на сервисе.

P.S. Этот материал мне было писать очень легко даже без обращения к справочникам, потому что я с детства поклонник данной харизматичной модели внедорожника (приходилось лично наблюдать серии BJ40 и BJ56 в конце 1970-х в Африке) и потом на протяжении десятилетий слежу за ее развитием.
toyota_land_cruiser_hard_top_&_station_wagon.jpg
Так, что совсем не удивляюсь, что именно Toyota Land Cruiser наряду с Mercedes-Benz Geländewagen с 1990-х стала самой любимой и у российских (небедных) поклонников внедорожников – за свою надежность, неубиваемость, динамику и комфорт, которые и предопределили и престижность этой модели.
arctic_trucks_toyota_land_cruiser_troop_carrier_at44.jpg
К сожалению, утилитарная серия BJ70 такой широкой популярностью как 100-я и 200-я серии Land Cruiser у нас в стране не пользовалась и не пользуется (ввозилась и возится только серым образом) из-за высокой цены, хотя в узких кругах профессиональных джиперов она – один из самых уважаемых представителей своего внедорожного племени. По безотказности и долговечности (но не проходимости как таковой) продукция Ульяновского автозавода, пардон за антипатриотичный выпад, и в подметки «70-ке» не годится – в этом смысле «Хантер» и «Патриот» птицы совсем другого полета.
IMG_2708.jpg
Недаром Land Cruiser BJ70 настолько популярны в мире у серьезных производителей спецтехники, например, у шахтной транспортной техники, которые создают на ее базе даже электромобили для перевозки персонала и прочих спецработ в подземных шахтах.
toyota_land_cruiser_200_excalibur_3.jpg
P.P.S. В середине 2000-х появление 200-го «крузака» вызвало просто-напросто бум на нашем рынке премиальных внедорожников (новые машины с шестизначной ценой в долларах расхватывали как горячие пирожки, а реэкспортные экземпляры из Америки давали серым дилерам чистый навар в $50 000 (!) с одного внедорожника). Не приходится сомневаться, что и появление «300-й» серии Land Criuser приведет к буму – российский рынок проглотит столько машин, сколько ему будет выделено по квоте.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru


Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Первоапрельский крутой жених

Первоапрельский крутой жених

Как поймать «адекватную» невесту при помощи крутой тачки

01.04.2021

Российский мотоциклетный парк напоминает музей истории СССР

Российский мотоциклетный парк напоминает музей истории СССР

Топ-5 марок в мотопарке России возглавляют мотоциклы советского производства

16.03.2021

Hyundai со сменными кузовами как средство повышения эффективности бизнеса

Hyundai со сменными кузовами как средство повышения эффективности бизнеса

Универсальными помощниками для решения разнообразных задач стали грузовики Hyundai со сменными кузовами

09.03.2021

Поздравляем всех женщин с Международным Женским Днем 8 марта!

Поздравляем всех женщин с Международным Женским Днем 8 марта!

«Третий Рим» поздравляет всех посетительниц портала для автомобилистов «Третий Рим» с Международным Женским днём 8 марта!

06.03.2021

Американский Oshkosh выиграл 6-миллиардный контракт на поставку 165 тысяч фургонов-мультистопов NGDV для почтовой службы США

Американский Oshkosh выиграл 6-миллиардный контракт на поставку 165 тысяч фургонов-мультистопов NGDV для почтовой службы США

Знаменитый производитель армейской автотехники Oshkosh выиграл тендер на поставку фургонов-мультистопов для американский почтовой службы USPS

05.03.2021

Тойота Ярис стала европейским «Автомобилем 2021 года»

Тойота Ярис стала европейским «Автомобилем 2021 года»

Титул Car of the Year'21 присужден третьей генерации хэтчбека Toyota Yaris

01.03.2021

Похитителей Карлоса Гона выдают Японии

Похитителей Карлоса Гона выдают Японии

Спасителей Карлоса Гона экстрадируют в Японию

01.03.2021

Возврат к списку