Mazda возродила роторный двигатель на гибридном кроссовере MX-30 e-Skyactiv R-EV
16 января 2023
После 11-летнего перерыва Mazda снова запускает двигатель Ванкеля в серию, но на гибридном кроссовере
Александр Климнов, фото производителя
В 1967–2012 гг. компания Mazda Motor выпустила 1,9 млн автомобилей с роторно-поршневым двигателем (РПД), названным так в честь его изобретателя – немецкого инженера Феликса Ванкеля (1902–1988).
Японская компания была самым фанатичным приверженцем данного типа ДВС и продержала его в производстве долее всех прочих производителей (которые отказались от РПД в середине 1970-х и лишь российский ВАЗ продержался до начала 2000-х – авт.), однако, 11 лет назад от Ванкеля отказалась и Mazda (которой удавалось сохранять интерес к нему в 1980–2000-х за счет применения на спорткарах – авт.), так как повышенный расход масла, высокие траты на гарантийные обязательства и невозможность соблюдения ужесточающихся экологических норм фактически поставили на РПД крест.
И вот после достаточно длительного перерыва японские инженеры все же вернули двигатель Ванкеля к жизни, пусть и в несколько иной роли. Так, на прошлой неделе на автосалоне в Брюсселе дебютировал гибридный паркетник Mazda MX-30 R-EV, оснащенный роторно-поршневым двигателем нового поколения.
Использовать РПД в качестве основного источника тяги (т.е. с механическим приводом на ведущие колеса) в наши времена реально действительно невозможно по вышеуказанным причинам. Однако основные достоинства роторно-поршневого двигателя – сверхкомпактность и сбалансированность, по-прежнему, остались при нем, так что японские инженеры снова решили использовать его в качестве бортового генератора (удлинителя пробега как теперь принято говорить – авт.) для подзарядки тяговой батареи гибрида. В этом случае РПД практически всегда работает в установившемся режиме, что позволяет оптимизировать процесс сгорания топлива, а значит заметно снизить расход масла и вредные выбросы.
Роторно-поршневой «удлинитель хода» демонстрировался еще в 2014 году на хэтчбеке Mazda Demio. Теперь же, через девять лет доводки, японцы решили использовать силовую установку такого типа на компактном паркетнике Mazda MX-30 с купеобразным силуэтом и распашными в разные стороны дверями без центральной стойки.
Пока что модель MX-30 предлагали только в виде «мягкого гибрида» (MHEV) со стандартным бензиновым мотором (ICE) или в виде чистого электромобиля (BEV). Версия под забавно длинным названием Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV стала третьей в данной серии.
Гибрид MX-30 e-Skyactiv R-EV выполнен по последовательной схеме, т.е. за привод колес отвечает электромотор (122 кВт (166 л.с.), 260 Н·м) на передней оси, тогда как у BEV он выдает 107 кВт (145 л.с.) и 271 Н·м. Компактный роторный двигатель установлен под капотом и механически с ведущими колесами не связан – теперь он приводит исключительно генератор, который и подзаряжает тяговую батарею.
Сам по себе роторный двигатель получил индекс 8C и единственную секцию рабочим объемом 830 см3. Напомним, что РПД модели Renesis у последнего серийного спорткара Mazda RX-8 был двухсекционным, рабочим объемом 1,3 л. Радиус ротора у 8С – 120 мм, его толщина – 76 мм, а ширина всего двигателя только всего 840 мм. Мотор оснащен системой непосредственного впрыска топлива и рециркуляцией выхлопных газов. При этом он развивает лишь 75 л.с. при 4700 мин-1, но как раз для генератора этого достаточно.
Под полом салона размещен тяговый аккумулятор емкостью 17,8 кВт∙ч (против 35,5 кВт∙ч у BEV версии), полной зарядки которого должно хватать на 85 км пробега. С учетом же удлинителя хода и 50-литрового бензобака, который встроен задним сиденьем, дальность хода составляет примерно 600 км против 200 км у электромобиля. При этом зарядить аккумулятор можно и от терминалов переменного или постоянного тока (кстати, в США недавно выяснилось, что многие владельцы подключаемых гибридов (PHEV) просто-напросто игнорируют зарядку от сети, тем самым сжигая дополнительное топливо и сводя на нет экологический эффект от своих машин – авт.).
Роторный гибрид R-EV оказался также несколько легче электромобиля – его снаряженная масса составляет 1703 кг против 1720 кг. Максимальная скорость так же ограничена планкой в 140 км/ч. При этом более мощный электромотор позволил сократить время разгона до 100 км/ч с 9,7 до 9,1 с. На выбор предложены ездовые режимы Normal (гибридный), EV (электрический) и Charge (для сохранения заряда батареи).
Снаружи и в салоне гибрид практически не отличается от прочих версий кроссовера MX-30. Так что главным визуальным отличием роторного гибрида выступают шильды на передних крыльях в виде стилизованного ротора с вписанной в него буквой e.
Приоритетным рынком для роторного гибрида Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV назначена Европа, где продажи начнутся с лета. Объявлено, что по цене роторный гибрид не будет отличаться от электрической версии. Так, в Германии за MX-30 EV просят от 36 тыс. евро.
P.S. О возвращении РПД говорили давно и даже предлагали использовать для него в качестве топлива водород, но вариант с электрогенераторной установкой оказался предпочтительнее всего. Но, в России кроссовер Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV (как и его бензиновая и электрическая версии), если и появится, то только благодаря параллельному импорту, к тому же вопрос, а как владельцы смогут обеспечить обслуживание столь уникальной машины.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка