За историю гонок Формулы-1 этапы отменялись свыше 50 раз
Александр Климнов, фото f1news.ru
За два дня до начала гоночного уик-энда в Имоле руководство Формулы-1 совместно с местными властями вынуждено объявило об отмене Гран При Эмилии-Романьи.
Решиться на такой шаг пришлось из-за прямой невозможности обеспечить безопасность болельщиков, сотрудников команд и персонала автодрома из-за наводнений в регионе.
В истории Формулы-1 это далеко не первый случай отмены гонок. В истории Формулы-1 насчитывается свыше 50 случаев, когда Гран При отменялись. Чаще это происходило до середины 1980-х, но имеются примеры и из совсем недавнего прошлого, например, когда в марте 2022 года был расторгнут контракт на проведение Гран При России в Сочи.
Большинство этапов отменялись из-за финансовых проблем. Так, в 1955-м гонки во Франции, Германии, Испании и Швейцарии оказались отменены после трагедии в Ле-Мане (когда вылетевший с трассы болид Mercedes-Benz Пьера Левега убил свыше 80 болельщиков – авт.), но иногда причины отказа от Гран При бывали достаточно странными. Так, в 1983 году Гран При Швейцарии должен был пройти во французском Дижоне, но французское телевидение отказалось показывать две гонки в один сезон, и этап был отменен. Ниже приводятся еще несколько известных случаев отмены Гран При в истории Формулы-1.
ГРАН ПРИ БЕЛЬГИИ И ГРАН ПРИ НИДЕРЛАНДОВ 1957 ГОДА
Яркий пример того, насколько Формула-1 тесно связана со всем происходящим в мире. На фоне «Суэцкого кризиса» осенью 1956 года в Европе возникли серьезные перебои с поставкой нефти, что привело к экономическим трудностям. В этой связи организаторы гонок в Спа и Зандфорте обратились к командам с предложением снизить призовые выплаты участникам, получили отказ – и этапы были отменены.
Вместо этих Гран При в календарь был включен Гран При Пескары. Итальянская трасса в первый и последний раз в своей истории приняла этап Формулы-1. Этого оказалось достаточно, чтобы навсегда лишить «Северную петлю» Нюрбургринга звания самой длинной трассы чемпионата.
ГРАН ПРИ БЕЛЬГИИ 1969 ГОДА
Трасса в Спа весьма популярна у болельщиков, но в прошлом вызывала ужас у многих гонщиков. В конце 1960-х пилоты все больше задумывались о безопасности, и перед гонкой 1969 года Джеки Стюарт потребовал принятия ряда мер и изменений на трассе для повышения безопасности (например, роль отбойников выполняли простые тюки сена – авт.), но руководители бельгийской федерации автоспорта отказались. Ассоциация гонщиков заявила об отказе участвовать в гонке, и Гран При пришлось отменить.
В 1970-м этап состоялся, когда под давлением организаторы пошли на уступки и установили шикану, но это был последний в истории визит Формулы-1 на старую версию Спа.
ГРАН ПРИ НЬЮ-ЙОРКА 1983-1985 ГОДОВ
В Формуле-1 много лет утверждают, что чемпионату крайне важен американский рынок. По очевидным причинам гонка в Нью-Йорке выступает была бы одной из самых ожидаемых в календаре, но этап по улицам города Большого яблока так и не стал реальностью.
В начале 1980-х Берни Экклстоун предпринимал активные шаги для организации этапа, и в 1982-м было объявлено о проведении Гран При Нью-Йорка 25 сентября 1983 года. Руководители проекта обещали «красоту и обаяние Монако в атмосфере Нью-Йорка». Трасса должна была быть проложена по территории Флашинг-Медоус – Корона-парк в Куинсе, но в июне 1983-го проведение этапа было отложено из-за протестов экологических активистов, угрозы судебных исков и борьбы за спонсорские и телевизионные контракты.
В следующие два года предпринимались попытки провести гонку в Нью-Йорке, но и от этих планов отказались.
ГРАН ПРИ БЕЛЬГИИ 1985 ГОДА
Уникальный случай в истории Формулы-1 произошел на Гран При Бельгии 1985 года, когда этап стартовал в конце мая, а завершился в середине сентября.
Перед гонкой 1985 года в Спа сменили асфальт. Организаторы гонки очень гордились новым покрытием, способным сохранять высокий уровень сцепления даже в условиях ливня. Однако с началом уик-энда выяснилось, что асфальт начал крошиться, а все попытки залатать дыры приводили к ухудшению покрытия. В результате проводить этап посчитали опасным – и в субботу вечером объявили об отмене гонки.
Организаторов этапа оштрафовали, а Гран При Бельгии завершился в середине сентября.
ГРАН ПРИ БАХРЕЙНА 2011 ГОДА
Несмотря на заявления, что спорт вне политики, спорт и политика всегда тесно связаны. В начале 2011 года в Северной Африке и на Ближнем Востоке начались антиправительственные выступления, получившие название «Арабская весна». В марте акции протеста затронули и Бахрейн, поэтому первый этап сезона, намеченный на 13 марта, не состоялся.
По ходу чемпионата ходили разговоры о возможном проведении Гран При Бахрейна в другие даты, но Формула-1 вернулась на трассу Сахир только в 2012 году.
ПАНДЕМИЯ COVID-19 В 2020-М
В Формуле-1 запланировали на 2020 год рекордный календарь из 22 Гран При. Однако пандемия Covid-19, которая начала распространяться по всему миру в начале года, вынудила серьезно скорректировать планы.
Так, участники чемпионата уже прилетели на первый этап сезона в Мельбурн и накануне прошли привычные рекламные мероприятия, гонщики пообщались с журналистами, а в четверг накануне уик-энда у нескольких сотрудников McLaren выявили Covid-19. Команда приняла решение сняться с этапа, а в пятницу за несколько часов до начала первой тренировки было объявлено об отмене Гран При Австралии.
Команды вернулись в Европу, начало сезона было отложено на неопределенный срок. Машины Формулы-1 выехали на гоночную трассу только в июле 2020-го, когда в австрийском Шпильберге прошли два первых этапа сезона – Гран При Австрии и Гран При Штирии. Формуле-1 и промоутерам удалось составить календарь из 17 гонок, которые были проведены за шесть месяцев.
Из-за столь плотного календаря и различных коронавирусных ограничений в разных странах, в 2020-м не состоялись Гран При в Австралии, Вьетнаме, Китае, Нидерландах, Монако, Азербайджане, Канаде, Франции, Сингапуре, Японии, США, Мексике и Бразилии.
В последующие годы большая часть трасс из этого списка вернулась в Формулу-1, за исключением Китая и Вьетнама. Гонка в Шанхае должна была пройти в апреле 2023-го, но была отменена за несколько месяцев из-за действовавших на тот момент ограничений в Китае. Сейчас все ограничения сняты, и Гран При Китая должен вернуться в 2024 году.
А вот от дебютного Гран При Вьетнама, который должен был состояться в 2020-м, пришлось окончательно отказаться из-за последовавшего ареста председателя народного комитета Ханоя Нгуена Чунга.
P.S. Данная интересная подборка вполне убедительно говорит, что в последние десятилетия вопросы безопасности стали приоритетнее финансовых интересов. Так, организаторы отмененного Гран При Эмилии-Романьи предложили болельщикам поменять билеты на гонку в 2024 году или получить обратно деньги.