КАМАЗ показал на выставке BW Expo 2022 новую «гармошку» и «вахтовку»
30 ноября 2022
КАМАЗ на BW Expo 2022 показал автобусные новинки и рассказал, почему российские комплектующие дороже импортных
Александр Климнов, фото автора
Директор по пассажирскому транспорту ПАО «КАМАЗ» Самат Саттаров в качестве спикера в ходе панельной сессии «Взгляд производителей пассажирских транспортных средств на текущее состояние рынка» в рамках Международной выставки автобусной техники BW Expo-2022 (проходит с 19 ноября по 1 декабря в выставочном комплексе Крокус Экспо) выступил с докладом о работе челнинской компании в автобусном сегменте.
Так, г-н Саттаров рассказал о сложностях и ограничениях по импортным компонентам, с которыми столкнулась компания, наряду с другими российскими производителями. В качестве примера был приведен один из наиболее современных продуктов компании – электробус КАМАЗ-6282.
Он рассказал: «Мы провели работу по поиску альтернативных вариантов, и на данный момент эта проблема решена: где-то заменили импортные комплектующие на новейшие российские разработки, где-то – на аналоги производства дружественных стран».
На том же примере представитель компании рассказал как об улучшении свойств, так вытекающем из этого подорожании продукции КАМАЗ. Он пояснил: «В процессе замены отдельных комплектующих мы не допускаем ухудшения свойств и показателей нашего продукта, напротив, характеристики создаваемого продукта постоянно улучшаются. К сожалению, это приводит к удорожанию транспортного средства, поэтому товары российского производства превышают стоимость зарубежных аналогов».
По мнению г-на Саттарова, изменить ситуацию может только появление государственных программ, которые будут мотивировать поставщиков и производителей компонентов. «Освоение аналогичных комплектующих и запчастей российского производства потребует значительных объемов инвестиций как в НИОКР, так и в подготовку производства, что невозможно без определенных гарантий со стороны государства», – отметил он.
За новую линейку автобусов серии НефАЗ-5299 компания удостоилась победы на конкурсе «Гран-При Зарулем» (приз получает Самат Саттаров)
Также спикер рассказал о новшествах, которые КАМАЗовцы вносят в линейку автобусов в процессе замены комплектующих, добиваясь улучшения их характеристик. Так, в качестве примера была приведена модель нового рестайлингового пригородного автобуса НЕФАЗ-5299 в газовой и дизельной модификациях, продажи которой стартуют в первом квартале 2023 года.
От частных примеров спикер перешел к общему и рассказал о планах компании ПАО «КАМАЗ» на 2023 год в сфере производства пассажирского транспорта.
Так Самат Саттаров сообщил: «Отталкиваясь от реалий сегодняшнего дня и следуя политике предложения новых электрифицированных продуктов, мы вводим новые модели и запускаем рестарт серийного производства некоторых моделей с использованием компонентов отечественного производства и дружественных стран, которые будут полностью соответствовать ожиданиям и требованиям покупателей. Основная цель компании – системная долгосрочная работа с регионами как в части поставок техники, так и в части контракта жизненного цикла».
При этом, по мнению г-на Саттарова, текущее развитие рынка пассажирского транспорта невозможно без активной роли государства в регулировании мер в области законодательной и финансовой поддержки. Спикер подытожил, предложив на рассмотрение некоторые меры для государственного регулирования в РФ: «Сейчас, в условиях возрастающих угроз и рисков, такая поддержка особенно востребована и жизненно необходима для устойчивого развития предприятий-производителей городского транспорта. Поэтому «КАМАЗ» видит необходимость в дальнейших мерах поддержки отрасли».
Помимо участия руководителей и специалистов в деловой программе BW Expo-2022, ведущий российский производитель грузового и пассажирского транспорта ПАО «КАМАЗ» представил на своем стенде на выставке автобусы нового поколения.
Так, в экспозиции компании был показан автобус особо большого класса КАМАЗ-6299-40-5Т на КПГ, рестайлинговый пригородный автобус НЕФАЗ-5299-31-52 и разработанный по заказу ПАО «Газпром» полноприводный вахтовый автобус КАМАЗ-6250.
Прототип сочлененного автобуса особо большого класса («гармошка») КАМАЗ-6299-40-5Т на компрированном природном газе (КПГ) был разработан специалистами Научно-технического центра «КАМАЗа» и ПАО «НЕФАЗ» – дочернего предприятия компании в Башкирии.
Низкопольный сочлененный автобус КАМАЗ-6299-40-5Т (6х2) выступает продолжением линейки городского транспорта поколения А4. Это третий такой образец подобной техники, а ранее компания КАМАЗ уже представляла широкой публике дизельный автобус и электробус сочлененного типа. По своим основным характеристикам и функционалу данные модели весьма схожи, а главным отличием новинки стал ее более мощный 340-сильный двигатель, работающий на компримированном природном газе. Автобус предназначен для работы на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком и создан с учетом современных требований к безопасности и комфорту пассажиров. При его производстве были применены компоненты ведущих производителей с высоким эксплуатационным ресурсом.
Габариты автобуса: 18 725х2550х3300 мм. Машина состоит из двух секций, соединенных между собой узлом сочленения с защитным сильфоном. В заднем свесе толкающей секции размещен 6-цилиндровый 8,9-литровый рядный двигатель КАМАЗ-689.560-340 (340 л.с., 1400 Н·м) экологического класса Евро-5 агрегатированный с 6-ступенчатой АКП с ретардером. Максимальная скорость движения автобуса – 80 км/ч. Полная масса машины составляет 28 т. Передняя подвеска у автобуса независимая, пневматическая, а у ведущего и поддерживающего мостов – зависимые, пневматические.
Объем заправляемого природного газа при давлении 200 атмосфер составляет 246 м3, он хранится в 10 баллонах по 123 л (включая один «маневровый»). В целях безопасности баллоны с газом установлены на крыше. В отличии от своего предшественника-соло, количество баллонов увеличено для большего запаса хода.
Городской низкопольный автобус особо большого класса КАМАЗ-6299-40-5Т соответствует современным требованиям по эргономике и дизайну. Так салон автобуса с ровным по всей длине низким полом и широкой накопительной площадкой в районе второй двери, оборудован поручнями с кнопками сигнала водителю для открытия дверей и USB-розетками для гаджетов, а также валидаторами у каждой двери. Широкий проход в задней секции стал возможен благодаря размещению там трех полуторных сидений взамен двухместных.
Автобус полностью соответствует федеральной программе «Доступная среда». Он оборудован системой ECAS с функцией книлинга, т.е. наклона кузова к остановочной платформе, что облегчает посадку-высадку пассажиров. Предусмотрена также и откидная аппарель.
Для комфорта находящихся в салоне людей установлена климатическая система с однозонным климат-контролем и двойное остекление. Общая пассажировместимость «гармошки» составляет 155 человек, включая 44 посадочных места.
Сиденье водителя на пневмоподвеске оснащено трехточечным ремнем безопасности. Рабочее место водителя оборудовано всеми необходимыми приборами для отслеживания информации о состоянии транспортного средства, также передается информация с видеокамер, расположенных в салоне и снаружи автобуса, кроме того, заказная система АСМПП (на основе датчиков IRMA Basic-CAN) обеспечивает высокоточный подсчет пассажиропотоков в реальном времени. Работе водителя также помогают датчики света и дождя, автоматическое включение головного света и электронные ассистеры ADAS (по заказу). Тормозная систем снабжена EBS (ABS+ASR).
Среди преимуществ этой новинки – прогнозируемый низкий расход топлива, умеренная стоимость техобслуживания и большой срок эксплуатации (норматив – 12 лет) благодаря современным технологиям изготовления кузова.
Показанный на стенде рестайлинговый пригородный автобус-соло НЕФАЗ-5299-31-52 общей пассажировместимостью 83 человека при 40 посадочных местах, а в версии «Доступная среда» 36 посадочных мест плюс место для крепления инвалидной коляски.
Габариты машины равны 12 250х2550х3100 мм, высота с кондиционером – 3300 мм) оснащен рядным 6-цилиндровым дизелем КАМАЗ-667.510-310 (301 л.с., 1184 Н·м) экологического класса Евро-5 агрегатированным с 6-ступенчатой АКП Fast Gear FC6A145R. Вместимость топливного бака – 200 л. Передняя подвеска у автобуса независимая (мост производства РОСТАР), а задний мост жесткий с гипоидной главной передачей. Полная масса машины составляет 17,9 т.
В штатную комплектацию входят: передний электронный маршрутоуказатель, панорамное остекление, электропривод зеркал заднего вида, 5 отопителей салона и отдельный отопитель кабины водителя, предпусковой подогреватель двигателя (ПЖД), системы ABS и ASR.
За доплату поставляются: аппарель, тахограф, системы навигации GPS / ГЛОНАСС, боковая инерционная (механическая) шторка водителя, боковой и задний машрутоуказатели, речевой информатор, бегущая строка в салоне, видеонаблюдение, кондиционер и декоративные колесные колпаки. Покраска кузова автобуса за доплату производится по карте окраски покупателя.
Еще одной новинкой стал редкий для мирового автобусостроения полноприводный вагонный автобус («вахтовка») КАМАЗ-6250, причем, с двигателем на сжиженном метане (СПГ). Габариты этого автобуса-вездехода для перевозки вахтовых бригад в количестве 32 человек равны 9600х2550х3700 мм,
дорожный просвет равен 390 мм, а углы въезда/съезда составляют 30°/23°.
Полная масса вахтового автобуса достигает 12,7 т, а задняя подвеска пневматическая с 4-мя пневмобаллонами.
Оба ведущих моста собственного производства КАМАЗ, а вот силовая установка состоит из китайского 290-сильного газового двигателя Weichai WP7NG 290E51 агрегатированного с 6-ступенчатой АКП Fast Gear FC6A140E с которыми автобус способен развивать максимальную скорость в 105 км/ч.
Подножки на КАМАЗ-6250 автоматические выкатного типа, сиденья пассажиров снабжены трехточечными ремнями безопасности, имеются также: система ГЛОНАСС, тахограф, кондиционер, ПЖГ, система автоматической накачки шин, потивопожарная сигнализация и система обнаружения и тушения пожара.
За доплату автобус комплектуется газовым двигателем на сжиженном природном газе (СПГ) – емкости 530-литрового криогенного бака хватает на пробег в 650 км. Тяговое усилие лебедки составляет 8 т.
Компоновка пассажирского салона КАМАЗ-6250 может быть также 23-местной с багажными отсеками на 1,5 и 1,8 кубометра. Возможна оригинальная покраска по карте окраски покупателя.
P.S. Дизельные и газовые автобусы НефАЗ и электробусы КАМАЗ в последние пару-тройку лет реально усилили свое присутствие на внутреннем рынке и активно продвигают импортозамещение, так что лидирующая позиция компании в отечественном автобусостроении несомненна.
Так что получение компанией приза конкурса коммерческой автотехники «Гран-При Зарулем» (как раз вручавшегося на BW Expo’22) в номинации «Автобусы большого класса» сразу за три модели (получили одинаковое количество голосов) НефАЗ-5299-30-57, НефАЗ-5299-40-52 и НефАЗ-6299-40-52 вполне закономерно.
P.P.S. Кстати, кроме КАМАЗа и Группы ГАЗ на выставке BW Expo из отечественных марок были представлены ПК «Транспортные системы» (электробус General) и Холдинг «СТМ» (марка троллейбусов и электробусов «СИНАРА»), чье описание будет позже, а вот таких отечественных автобусостроителей как Volgabus, АЗ «Урал», СимАЗ, СТ «Нижегородец» (Foxbus), «ПКФ «Луидор» и прочих, представлено, к сожалению, не было.
8-местный минивэн LADA Granta KUB с трехрядной компоновкой салона претендует на импортозамещение в сегменте MPV
Нижегородский «Промтех-НН» был показан лишь в виде грузопассажирского минивэна LADA Granta KUB, причем, на стенде одного из специализированных журналов.
Продолжение, включая обзор импортной автобусной техники на BW Expo’22 следует.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка