«Урал» создал арктический автопоезд с активным полуприцепом
10 января 2024
На АЗ «Урал» прошли испытания «Арктического автопоезда с транспортируемым функциональным модулем»
Александр Климнов, фото производителя и autowp.ru
На автозаводе «УРАЛ» завершен обязательный комплекс испытаний колесного транспортного средства «Арктический автопоезд с транспортируемым функциональным модулем». На 2024 год запланирована подготовка его серийного производства.
Арктический автопоезд с транспортируемым функциональным модулем создан для решения транспортных задач в районах со слабо развитой дорожной сетью в условиях низких температур (до –50°С) для комфортного передвижения по местности с грунтами со слабой несущей способностью, снежной целине, дорогам общего пользования, а также для безопасного преодоления водных преград глубиной до 1,3 м (без подготовки).
Транспортное средство повышенной проходимости может быть использовано для создания передвижных функциональных комплексов: медицинских, учебных или общественного питания там, где слабо развита структура подобных учреждений. Также его можно использовать для монтажа и обеспечения подвижности специального оборудования при выполнении производственных задач на местности.
Арктический автопоезд с транспортируемым функциональным модулем состоит из седельного тягача с колесной формулой 6х6 и полуприцепа с активным приводом колес. Особенность полуприцепа заключается в том, что активный привод полуприцепа мощностью 72 кВт (98 л.с.) подключается при необходимости для преодоления сложных участков местности, повышая тяговые свойства автопоезда. Питается он от собственной дизель-генераторной установки мощностью 100 кВт (136 л.с.), размещенной в заднем (технологическом) модуле полуприцепа. Наличие столь мощной энергоустановки, намного превышающей возможности штатного генератора тягача, позволяет не только обеспечивать потребности функционального модуля, но и при необходимости выполнять роль мини-электростанции для питания внешнего оборудования (например, осветительных установок, при работе на местах чрезвычайных ситуаций).
Установленная на тягаче электрическая лебедка с тяговым усилием до 8 тонн предназначена для самовытаскивания тягача.
Основной и дополнительный топливный баки обеспечивают запас хода не менее 500 км. Все топливные системы оснащены нагревательными элементами и рукавами для исключения парафинизации топлива в условиях низких температур, а в агрегатах применены масла, смазки и РТИ для соответствующего температурного диапазона. Это обеспечивает эффективность их работы в столь экстремальных условиях.
Оригинальное оперение тягача и полуприцепа позволяет, при необходимости, за счет смещения или демонтажа элементов и замены колес и шин двигаться по дорогам общего пользования с соблюдением дорожных габаритов по ширине и высоте.
Арктический автопоезд стал результатом проекта, реализуемого на основании соглашения с Министерством науки и высшего образования РФ в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ №218 от 09.04.2010 г и разработан совместно с ведущими техническими вузами России – ЮУрГУ и МГТУ им. Баумана.
Следующими этапами в реализации проекта станут дополнительный комплекс испытаний, подготовка к сертификации и к серийному выпуску.
P.S. В последние годы отечественные автопроизводители озаботились созданием специальных ТС высокой проходимости для освоения полезных ископаемых в северных районах страны, причем в версиях щадящих природу, что можно только приветствовать, а конкретно данная разработка АЗ «Урал» (можно также вспомнить вахтовый арктический автобус, показанный на форуме «Армия-2023»), в каком-то смысле выступает преемником еще советского автопоезда ЗИЛ-137-137Б, также оснащавшегося активным полуприцепом для перевозки ракетных комплексов и другого армейского оборудования.
Автопоезд ЗИЛ-137-137Б выпускался в 1970-1978 гг. Произведено 1972 ед.
Впрочем та машина была сугубо военного назначения, а нынешний «Урал» – машина гражданская.