В начале октября 2021 года ГУП «Мосгортранс» запустил в ТиНАО, а с декабря 2022 года и на территории Инновационного центра «Сколково», сервис персонализированных перевозок «По пути», т.е. микроавтобусов, которые приезжают непосредственно по запросам жителей.
Сервис помог решить вопрос с передвижением в этих округах. С начала работы сервиса «По пути» на автобусах сервиса было совершено более 1,2 млн поездок.
Сервис «По пути» стал дополнением к наземному маршрутному и рельсовому транспорту. Он очень удобен в отдаленных районах, где пассажиров надо довезти до метро, МЦД, магистральных маршрутов, поликлиник и других объектов.
Ежедневно в ТиНАО с 05:30 до 23:00 ~50 современных автобусов (свежей модели Mercedes-Benz Sprinter W907 или VS30, выпускаемых с февраля 2018 года и переделанных в пассажирские нижегородской компанией «Луидор» – авт.) довозят жителей пяти поселений Новой Москвы до станции метро «Прокшино» и «Бунинская аллея», до МЦД Силикатная, Щербинка и обратно, а также внутри этих зон – между социальными объектами, такими как школы, поликлиники, банки, спортивные объекты, МФЦ и другие.
Кроме того, 10 автобусов работает по будням с 07:00 до 21:00 для поездок внутри Инновационного центра «Сколково» и до станции МЦД Сколково.
Генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул сказал на мероприятии по поводу 2-летия сервиса: «Сегодня в сервисе трудятся более 140 водителей.
Доступно более 300 остановок, из них более 100 виртуальные – то есть такие, которые предназначены только для сервиса «По пути» и где можно безопасно осуществлять высадку и посадку пассажиров.
Среднее время ожидания автобусов сервиса «По пути» в ТиНАО составляет 17 минут, а время в пути – 20 минут.
По сути, это транспорт «от двери до двери», принцип его работы очень похож на привычное нам такси. Оплата происходит заранее и только через мобильное приложение «Московский транспорт», где во вкладке «Сервис «По пути» надо указать начальную и конечную точки маршрута. Дальше алгоритм ищет ближайшую к этому месту остановку. Автобус приедет на ближайшую к пассажиру точку в радиусе 800 метров, стоимость поездки составит 56 рублей – как в городском транспорте при оплате банковской картой [с 15 октября стоимость проезда, кстати, повышается на 4 рубля – до 61 рубля – авт.].
Пассажир при посадке сканирует QR-код, расположенный на входе в автобус в приложении. Так система понимает, что в автобус сел именно тот пассажир, который заказал автобус. В случае поездки по карте москвича, ее необходимо приложить к валидатору в салоне транспортного средства.
Потенциальная аудитория сервиса – более 40 тыс. пассажиров в 5 поселениях ТиНАО: Сосенское, Воскресенское, Филимонковское, Десеновское и Рязановское, а также работников и жителей Инновационного центра «Сколково». Однако сервисом может воспользоваться любой пассажир, у которого установлено приложение «Московский транспорт» на мобильном устройстве.
Пользователям очень нравится сервис. За пассажирами приезжают современные и комфортные автобусы. В них есть телевизор, USB-зарядки, система климат-контроля, столики с подставкой для воды и кофе и лампочки для чтения. Автобусы оборудованы камерами с обзором на 360°, системами контроля дистанции.
После каждой поездки пассажиры могут оставить свою оценку по 5-ти бальной шкале и написать отзыв. Из положительных моментов чаще всего отмечают комфортабельный салон, гарантированное сидячие место и быстрые поездки.
Мы вложили в этот проект много усилий, и сегодня это точно готовая модель для применения на практике в любом месте. Мы считаем, что наш опыт может быть полезен регионам — запуск подобной модели позволяет повысить транспортную доступность территорий.
В мае 2022 года мы перевели работу сервиса на отечественное ПО, это позволило продолжить улучшить существующие алгоритмы.
Мы постоянно собираем мнения пассажиров, общаемся с жителями, изучаем территории и пассажиропоток, чтобы расширить географию проекта. Так с 2023 года появилась возможность поездок между всеми остановками внутри зон работы сервиса, а также с 2023 года стал возможен льготный проезд по карте москвича – способ оплаты необходимо указать во время заказа автобуса».
Г-н Асаул добавил: «По поручению заместителя Мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова мы развиваем транспортную инфраструктуру Новой Москвы. Например, в прошлом году в ТиНАО открылся первый в России и крупнейший в Европе Дом для электробусов «Красная Пахра», благодаря чему экологичный наземный транспорт впервые вышел на маршруты в этих округах».
Кстати, кроме сервиса «По пути» с 2017 года действует сервис «Социальное такси», который помогает маломобильным пассажирам передвигаться по городу с комфортом.
Максим Ликсутов сообщил, что такой услугой воспользовались уже около 3,3 млн раз. Пассажиры добираются до работы или дома, поликлиник, культурных центров, аэропортов и вокзалов.
Автопарк «Социального такси» насчитывает более 180 машин для индивидуальной и коллективной перевозки. Заказывать транспорт можно в мобильных приложениях «Московский транспорт» и «Социального такси».
Он отметил: «Мы создаем каждому пассажиру комфортные условия для передвижения по городу. С появлением в системе Московского транспорта сервиса «Социального такси» маломобильным людям стало легче совершать поездки по столице. Комфорт в пути обеспечивают водители, которые прошли необходимую подготовку. В команде уже более 170 специалистов. Мы продолжаем развивать сервис и повышать качество поездок, как поручил Мэр Москвы Сергей Собянин».
Справка: по данным ГУП «Мосгортранс» за 9 месяцев текущего года число столичных пассажиров выросло более чем на 7% по сравнению с январем-сентябрем 2022 года. На маршрутах столицы работают свыше 1,2 тыс. электробусов, 500 трамваев и около 8 тыс. современных автобусов, включая свыше 200 ед. на газовом топливе, которые в октябре, кстати, будут дополнены еще двумя сотнями аналогичных машин марки ЛиАЗ.
Между прочим, в сентябре свой парк обновил сервис «Аэроэкспресс» (метро Ховрино – аэропорт Шереметьево), который получил дюжину низкопольных дизельных автобусов НефАЗ-5299.
P.S. Получается, что прежние заявления столичных властей о том, что уже с 2023 года Москва будет закупать исключительно электробусы, как-то опровергаются реальным положением дел… Газобаллонные автобусы ЛиАЗ вновь закупаются, судя по всему, из-за проблем производителя с выполнением (очевидно из-за санкций) своей доли электробусного тендера, составляющей как раз 200 машин.
Впрочем, что реально важнее пассажирам – экологичность транспорта или комфорт, надежность и быстрота перевозок? Вопрос, как говорится, риторический, хотя огромные затраты на электробусы до сих пор вызывают сомнения у общественности, и не в этой ли связи вот уже второй раз за год (с 15 октября) поднимают тарифы на проезд?
За качеством вождения и техническим состоянием столичных автобусов и электробусов следят акселерометры и ПО отечественного производства, а СВАРЗ выпустил уже 5000-й остановочный павильон нового типа