Илон Маск ожидает в 2023 году «тяжелой рецессии» для Tesla
26 января 2023
После рекордного 2022 года Tesla хочет продолжить рост и в 2023 году, но босс компании Илон Маск ожидает проблем
Александр Климнов, фото производителя и cnbc.com
Несмотря на высокую инфляцию, экономические проблемы и проблемы с цепочками поставок, в 2022 финансовом году компания Tesla Inc. заработала больше, чем когда-либо прежде.
Производитель электромобилей Tesla Inc. объявил в среду после закрытия фондового рынка США, что его прибыль в 2022 финансовом году выросла до $12,6 млрд (11,5 млрд евро) или на 128% по сравнению с предыдущим годом. Чистая выручка выросла, соответственно, на 51% до $81,5 млрд.
В IV квартале 2022 года Tesla Inc. увеличила чистую прибыль на 59% по сравнению с прошлым годом до $3,7 млрд. Выручка увеличилась на 37% до $24,3 млрд. Таким образом, в конце года компания установила новые рекорды. Данные цифры превзошли ожидания аналитиков: по чистой прибыли – значительно, а по выручке – ненамного.
Электромобили Tesla Model Y и Model 3 стали самыми популярными BEV в мире в 2022 году
Инвесторы поначалу отреагировали осторожно, но оптимистические заявления Маска во время телефонной конференции, где он заявил: «Это был фантастический год, наш лучший на данный момент», под конец торгового дня на бирже значительно подняли курс акции Tesla Inc. (биржевой индекс TSLA). Впрочем, ведущие биржевые аналитики все же выразили свои сомнения насчет устойчивости развития компании и, соответственно, стабильности курса ее акций.
Однако, на вопрос насчет перспектив на 2023 год Илон Маск ответил: «У нас, вероятно, будет очень тяжелая рецессия. Однако, если это произойдет, материальные затраты «Теслы» также должны значительно снизиться. В любом случае, перспективы не радужные – из-за более сильного экономического спада крупнейшие центральные банки могут продолжать повышать ключевые процентные ставки, что еще больше затруднит финансирование покупки автомобилей».
Менеджмент компании знает, что имеются вопросы по поводу «неопределенной экономической ситуации», говорится в письме Tesla Inc. акционерам. Тем не менее, лидер мирового рынка в сегменте электромобилей поставил перед собой на текущий год весьма амбициозные цели.
Маск защищает корпоративную политику снижения цен на электромобили
Группа Tesla Inc. хочет увеличить производство «как можно скорее» в 2023 году и планирует поставить до конца года ~1,8 млн электромобилей. Причем, Маск сказал, что видит реальный потенциал роста поставок и до двух миллионов машин. Однако негативные внешние факторы могут повлиять на исполнение планов Tesla Inc.
При этом этот уже глобальный производитель BEV подтвердил, что продолжит стремиться к ежегодному росту на уровне 50% (!) в долгосрочной перспективе. Однако, Tesla Inc. упустила данную цель уже в 2022 году за который ее поставки выросли только на 40% до 1,3 млн электромобилей. Причем, за IV квартал они выросли всего на 31% по сравнению с предыдущим годом.
Недавнее снижение компанией цен на выпускаемые электромобили (в среднем на 20% – авт.), кроме шока у конкурентов, также вызвало у инвесторов дополнительные опасения по поводу возможного снижения спроса на электромобили Tesla и сокращения прибыли. Некоторые владельцы старых электромобилей Tesla также были расстроены из-за падения остаточной стоимости их автомобилей на вторичном рынке.
Однако Маск защищал данное сокращение на веб-конференции с аналитиками и инвесторами – утверждая, что стратегической целью бренда Tesla всегда было сделать электромобили доступными для широкой публики. Он также решительно ответил на опасения по поводу падения спроса – заказы в настоящее время растут значительно быстрее, чем возможности производств Tesla Inc.
Производственные мощности Tesla Inc. увеличились почти вдвое
Группа Tesla Inc. продолжает готовиться к быстрому росту, так в 2022 году производственные мощности компании были увеличены примерно вдвое (но как сказано выше не достигли плановых показателей – авт.). Компания в основном обвинила в «недоборе» ситуацию в Поднебесной, где в прошлом году были проблемы с производством и логистическими цепочками, из-за продолжающихся ковидных локдаунов, что особенно сильно повлияло на деятельность ее предприятия Giga Shanghai в Шанхае.
Маск планирует выдать на рынок больше моделей, в том числе выпустить долгожданный пикап Cybertruck, мелкосерийное производство которого должно, наконец, начаться нынешним летом, что должно позволить Tesla Inc. войти в наиболее прибыльный американский рынок пикапов. Подготовка производства пикапа на заводе Giga Texas сейчас находится в самом разгаре, однако наладка будет непростой, поэтому полномасштабный выпуск «Цибертрака» можно ожидать только в 2024 году.
Напомним, что опытный Cybertruck дебютировал еще осенью 2019 года и тогда же был открыт прием заявок. Однако позже Tesla Inc. неоднократнопереносиластарт его производства, так что за прошедшее время, по неофициальной информации, накопилось уже ~1,5 млн заявок на приобретение этого экстравагантного пикапа в стиле «звездных войн».
P.S. Итак Илон Маск, хотя и опасается форс-мажоров и рецессии экономики США в нынешнем году, но в целом настроен достаточно оптимистически. Однако заявленный ежегодный 1,5-кратный рост производства Tesla Inc. на фоне мирового дефицита основных сырьевых (прежде всего лития) и электронных компонентов, а также продолжение ковидной пандемии в КНР и прочие форс-мажорные обстоятельства, вполне еще могут эти планы и сорвать…
Кстати, волатильность курса акций Tesla Inc. в прошлом году также побила все рекорды среди промышленных компаний, а сам Илон Маск поставил антирекорд по величине потери личного состояния, которое по разным данным сократилось от $100,5 млрд до $109 млрд (!), но все равно «звездный» бизнесмен смог удержаться наверху рейтинга самых богатых людей мира.
Опубликован первый рентген, показывающий устройство седельного электротягача Tesla Semi (по центру машины расположена батарея из 9 аккумуляторных блоков)
P.P.S. Кстати, в начале января Tesla Inc. получила одобрение Белого дома на строительство завода в Северной Неваде для производства электротягача Semi, мелкосерийный выпуск которого и поставки первым заказчикам начались в конце прошлого года. Инвестиции в проект составят $3,6 млрд, о чем восторженно сообщил губернатор Невады Джо Ломбардо. Администрация Джо Байдена предоставит гранды на сумму свыше $100 млн компаниям, которые начнут в этом штате производство «зеленых» компонентов.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка