Лотус разом снимает с производства три модели-ветерана – Elise, Exige и Evora
24 декабря 2021
Гордость британского автопрома завершает четвертьвековой жизненный цикл своих среднемоторных спорткаров и освивает массовый выпуск электромобилей в Китае
Александр Климнов, фото производителя
Культовый английский производитель спорткаров Lotus Cars Limited завершает очередную эпоху в своей истории, длившуюся более четверти века.
Так, на заводе Lotus в британском Хетеле одновременно завершен выпуск сразу трех моделей спорткаров, включая Elise, Exige и Evora, объединенных унифицированной среднемоторной платформой с поперечным расположением мотора позади салона. Последние экземпляры каждой модели (фото на заставке) сохранятся в заводском музее.
Первым в данном трио в 1995 году дебютировал и вышел на рынок в 1996-м компактный и особо легкий родстер Lotus Elise. В начале его собирали почти что вручную в одном цехе со спорткаром Lotus Esprit. Современная производственная линия в Хетеле была запущена в 2000 году, где на ней также стали параллельно собирать модель Exige, а с 2009-го и Evora.
Все три спорткара пережили за свой жизненный цикл массу модернизаций, особенно по силовым установкам, так, если Lotus Elise начинал со 120-сильного двигателя,
то экстремальный вариант купе Evora (на фото концепт Evora GT4 2019 года) уже оснащали мотором мощностью 436 л.с.!
Суммарный тираж трех спорткаров за 26 лет производства составил 51 738 ед., что составило около половины от общего объема выпуска всех дорожных автомобилей (а были еще гоночные машины Формулы-1 Lotus за 73-летнюю историю бренда. Самым массовым из них стала модель Elise, которую произвели в количестве 35 124 ед. Купе Exige выпустили тиражом 10 497 ед., а Evora – 6117 ед. Интересно, что и это не все. Так, на той же платформе (с клеевыми соединениями, что было инновационным для своего времени – авт.) выпускались купе Lotus Europa (504 ед. в 2006–2010 гг.) и целый ряд суперкаров: 340R, 2-Eleven и 3-Eleven (в сумме 778 ед.).
Кроме того, на заводе в Хетеле Lotus по контракту собирали родстеры Opel Speedster и Vauxhall VX220 (7,2 тыс. в 2000–2005 гг.),
а также машинокомплекты (шасси с кузовами, но без ДВС – авт.) для электрических спорткаров Tesla Roadster (2515 ед.)
[рентген-схема]. То есть общий тираж машин на данной среднемоторной платформе составил 62 735 ед.
Теперь всю троицу Elise/Exige/Evora заменила одну модель – спорткар Lotus Emira, дебютировавший этим летом. Под выпуск этой модели в Хетеле за £100 млн построен совершенно новый сборочный завод мощностью 5 тыс. машин в год., причем, на нем впервые появились автоматизированные участки, хотя и доля ручного труда сохранена высокой. Старая фабрика, на которой выпускали модели Elise/Exige/Evora, теперь будет перепрофилирована под производство комплектующих для новых спорткаров. Выпуск суперкара Emira (кстати, последнего Lotus с ДВС – авт.) развернется весной 2022 года.
Но и это не самое главное, так как параллельно бренд Lotus готовится к выпуску реально массовых моделей, под выпуск которых за $1,2 млрд строится новейший завод в китайском Ухане годовой мощностью 150 тыс. машин (при том, что в последние годы среднегодовой выпуск Lotus составлял ~2 тыс. машин). Премьера первого китайского Лотуса состоится уже в 2022 году, и он будет электрокроссовером E-класса (т.е. прямым конкурентом Porsche Cayenne) пока обозначаемым заводским кодом Lotus Type 132.
Ранее Lotus анонсировал план развития модельного ряда на ближайшие пять лет, который включает запуск четырех новых электромобилей. Кроме уже упомянутого кроссовера Type 132 (Lotus мечтал войти в доходный сегмент SUV уже лет 15, но у англичан не было ни подходящей платформы, ни агрегатов, ни производственных мощностей, а теперь все это смог предоставить новый (с 2017 года) владелец Lotus Cars – китайский холдинг Geely) в 2023-м дебютирует «четырехдверное купе» класса E (Type 133), то есть своего рода аналог Porsche Taycan. В 2025 году должен дебютировать более компактный кроссовер D-класса под кодом Type 134. Наконец, в 2026-м должен появиться электроспорткар на платформе E-Sports, разработка которого идет совместно с Renault (эта же платформа ляжет и в основу спортивных электромобилей возрожденного бренда Alpine).
В основу кроссоверов и четырехдверного купе ляжет отдельная платформа Lotus Premium Architecture, которкю разрабатывают при поддержке инженерных ресурсов материнского холдинга Geely. Данная архитектура позволит создавать электромобили классов C, D и E с колесной базой от 2889 до 3100 мм. Платформа будет располагать электросистемой 800-вольтового формата и тяговыми аккумуляторами емкостью от 92 до 120 кВт∙ч, что придаст самым мощным моделям возможность разгоняться до 100 км/ч менее чем за 3 секунды.
В Ухане расположится штаб-квартира инженерного подразделения Lotus Technology (на рендере выше), одним из инвесторов которого стал Ли Бин, основатель компании Nio, также выпускающей электромобили. Строительство комплекса уже идет, а открытие комплекса намечено на 2024 год.
P.S. Рано или поздно любая даже самая удачная модель доходит до окончания своего жизненного цикла, который еще и укорачивают все время ужесточающиеся нормативы по экологии и безопасности. А теперь уже перспективные нормы Euro VII, требующие выбросов CO2 не более чем 50 г/км пробега, просто не оставляют возможностей для выпуска высокодинамичных суперкаров, так что электрификация для таких брендов как Lotus, к сожалению, единственный выход сохраниться в данном сегменте.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка