Роспотребнадзор и ассоциация РОАД посоветовали дилерам вести себя честнее при продаже автомобилей с пробегом
19 сентября 2022
Дилеры жалуются в вышестоящие инстанции на покупателей, требующих новые машины вместо «бракованных» с пробегом
Александр Климнов, фото автора
Дилеры пожаловались на клиентов, которые покупают легковушки с пробегом, а при обнаружении недостатков, требуют заменять их на новые машины.
Роспотребнадзор официально ответил, что продавцы должны говорить о проблемах покупателям заранее!
Дилеры рассказали об участившихся случаях покупки клиентами подержанных машин и последующих попытках через суд отсудить у продавцов стоимость нового автомобиля из-за выявленных недостатков. С жалобой на такие ситуации в Роспотребнадзор обратились в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), которая дала свое разъяснение.
В обращении дилеров говорится: «В последнее время увеличивается количество судебных процессов по искам потребителей, которые приобрели у дилеров автомобиль с пробегом. Покупатели, которые впоследствии, обнаружив недостаток в автомобиле, не оговоренный ранее продавцом, требуют заменить автомобиль ненадлежащего качества на новый автомобиль, руководствуясь нормами п. 2 ст. 21 федерального закона «О защите прав потребителей».
По мнению дилеров, требование замены в таком случае автомобиля на новый необоснованно, даже если продавец заранее не предупреждал автомобилиста о возможных скрытых недостатках машины. Тем не менее, уже есть прецедент, когда один уралец смог получить компенсацию в 700 тыс. руб. за подержанную «Ладу», купленную за 300 тысяч!
В РОАД ответили дилерам, что текущее законодательство не содержит никаких отдельных правовых норм для товаров, ранее бывших в употреблении, к которым можно отнести и автомобили с пробегом. Дилеры также указали, что при рассмотрении спора с потребителем стороны руководствуются действующими нормами гражданского законодательства, в частности Федерального закона «О защите прав потребителей». А его писали в первую очередь для регулирования правил продажи новых товаров.
В письме РОАД говорится: «Отсутствие специальных норм приводит к явному злоупотреблению правами потребителей, которые просят заменить автомобиль, приобретенный как автомобиль с пробегом, на новый. При его отсутствии покупатели просят возместить разницу в цене. Этот пробел в законодательстве превращается в последние годы в источник получения сверхприбыли «автоюристами» и потребителями, злоупотребляющими своими правами».
P.S. Понятно, что замена б/у машины на новую для дилеров разорительна, однако, и сбывать неявно неработоспособный товар – явное мошенничество, а потребитель все же сторона пострадавшая и его возможности по поиску справедливости гораздо уже, чем у дилеров, так что здесь еще придутся искать разумный компромисс (мне думается, что разумным было бы возмещение стоимости купленного автомобиля, но с разумной надбавкой за моральный ущерб). Кроме того, дилерам стоило бы перестать заниматься «цыганским бизнесом», продавая откровенный хлам за работоспособные машины.
Следите за новостям и на портале www.rim3.ru
Загрузка