Руководители Турции и США договорились о закупке авиакомпанией Turkish Airlines 225 самолетов Boeing до 2035 года
Александр Климнов, фото boeing.com, Turkish Airlines
Авиакомпания Turkish Airlines объявила о крупном заказе на 225 самолетов Boeing, включая 50 твердых заказов и опционы на 175 дополнительных лайнеров, что стало крупнейшей сделкой в истории авиакомпании по закупке широкофюзеляжных и узкофюзеляжных самолетов Boeing.
По сообщению Reuters, заказ включает 75 самолетов Boeing 787 Dreamliner (50 твердых заказов и 25 опционов на модели B787-9 и B787-10) и 150 самолетов Boeing 737 MAX (100 твердых заказов и 50 опционов на модели 737-8 и 737-10), но поставка последних зависит от успешных переговоров с производителем двигателей CFM International.
Объявление о сделке прозвучало на следующий день после встречи президентов Турции Реджепа Эрдогана и США Дональда Трампа, что подчеркивает геополитический контекст сделки.
Boeing 787 Dreamliner: Turkish Airlines заказала 50 B787-9 и B787-10 с опционом на еще 25. Доставка запланирована на 2029–2034 годы. Переговоры с Rolls-Royce и GE Aerospace по двигателям и их обслуживанию продолжаются. Boeing 737 MAX: Авиакомпания завершила переговоры о закупке 100 самолетов 737-8 и 737-10 с опционом на 50 дополнительных, но заказы будут размещены только после согласования с CFM International по двигателям. Цель: Turkish Airlines стремится к 2035 году полностью обновить флот до новых моделей, обеспечивая среднегодовой рост на 6% и повышая операционную эффективность.
Общая стоимость сделки оценивается в $30–40 млрд по каталожным ценам, впрочем, реальная сумма, вероятно, будет ниже из-за скидок, характерных для столь крупных заказов.
Напомним, что это уже вторая подряд крупная победа Boeing всего за неделю.
Ранее авиакомпания Uzbekistan Airways заказала у Boeing 22 авиалайнера.
Геополитический контекст
Сделка стала следствием ряда взаимных уступок США и Турции. Так, Турция вернулась в программу по закупке американских истребителей F-35, а Штаты сняли с нее санкции CAATSA, наложенные из-за покупки российской ЗРК С-400.
Трамп также заявил, что Турция может прекратить закупки российской нефти, а это открывает путь для крупных сделок с американскими компаниями, включая Boeing и Lockheed Martin.
В соцсети «X» (ранее Twitter) пользователи отмечают, что данный заказ стал «частью стратегического сближения Турции с США».
Значение сделки для Turkish Airlines и Boeing
Авиакомпания Turkish Airlines, уже эксплуатирует 147 самолетов Boeing в составе флота из 375 бортов моделей 787-9, 777, 737 MAX, Next-Generation 737 и 777 Freighter, и нынешний заказ укрепляет ее амбиции выйти в глобальные лидеры авиаперевозок.
Добавление более крупного самолета 787-10 к своему будущему флоту позволит Turkish Airlines воспользоваться дополнительными пассажирскими и грузовыми мощностями, одновременно повышая топливную эффективность на маршрутах с высоким спросом между Стамбулом и пунктами назначения в США, Африке, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.
Турецкий авиаперевозчик, недавно купивший 10% акций авиакомпании Air Europa, планирует нарастить флот до 800 самолетов к 2033 году.
В свою очередь для Boeing сделка данная сделка, реальный «спасательный круг» на фоне огромных производственных трудностей – забастовка 33 тысяч рабочих в США, начавшаяся 13 сентября, уже обошлась в $1 млрд, а задержки поставок и сертификации новых моделей продолжают подрывать репутацию и ведут к утрате положения авиапроизводителя №1 в мире.
Акции Boeing выросли на 2,5% на премаркете сразу после объявления заказа.
Boeing, чьи офисы имеются в Анкаре и Стамбуле, инвестировал $2 млрд в развитие цепочки поставок, создав почти 5 тысяч рабочих мест в Турции.
Эти инвестиции способствуют росту местного аэрокосмического сектора, продвижению инноваций и усилению интеграции турецкой промышленности в глобальную цепочку поставок аэрокосмической промышленности в рамках программы развития поставщиков Boeing.
Риски и вызовы
• Переговоры по двигателям: Заказ на 737 MAX зависит от соглашения с CFM International, что может задержать поставки.
• Политические барьеры: Конгресс США может заблокировать снятие санкций CAATSA, что осложнит сделку, особенно если Турция сохранит С-400.
• Конкуренция: Заказ Airbus на 230 самолетов Turkish Airlines в декабре 2023 года показывает стратегию «разделения рисков» между производителями, что может ограничить будущие контракты с Boeing.
Перспективы
Заказ Turkish Airlines подчеркивает стратегический поворот Турции к укреплению связей с США, а для Boeing это возможность восстановить позиции после серии неудач. Инвесторы будут следить за: итогами переговоров по двигателям – успех с CFM International может ускорить выполнение заказа; решение по С-400 и санкциям определит масштабы сотрудничества; акции Boeing могут получить поддержку, но забастовки и задержки остаются рисками.
Аналитик Bloomberg отметил: «Это не просто контракт, а сигнал о восстановлении доверия между Турцией и США». В любом случае последствия сделки будут иметь огромное влияние на всю мировую авиационную индустрию.
Напомним, что буквально за три дня до турецкой сделки (25 сентября) еще и главный национальный авиаперевозчик Uzbekistan Airways объявил о крупнейшем заказе в истории авиакомпании – планируется приобрести до 22 самолетов 787 Dreamliner. Сообщается, что закупка Uzbekistan Airways 14 самолетов 787-9 с опционом на еще восемь самолетов позволит модернизировать узбекистанский парк широкофюзеляжных самолетов Boeing и обеспечит почти 35 тысяч рабочих мест в США.
Ну а на следующий день после турецкой сделки и ведущая скандинавская авиакомпания Norwegian Group объявила о размещении заказа (подтверждение опциона еще 2022 года) на 30 самолетов 737-8 для расширения деятельности по всей Европе. Соглашение представляет собой первый прямой заказ для группы Boeing с 2017 года и увеличивает ее портфель заказов на 737 MAX до 80 самолетов.
P.S. Получается, что всего за одну неделю портфель заказов Boeing вырос на 277 самолетов (из которых 194 по твердым заказам) – справится ли авиапроизводитель с таким приростом объемов работы на фоне своих проблем с качеством и бастующим профсоюзом – покажет время...
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Будущие люксовые электрические внедорожники Bentley и Porsche будут вынуждены довольствоваться вместо собственной платформы SSP «общефольксвагеновской» PPE