Рынок новых автобусов в октябре – свет в конце тоннеля?
Рынок новых автобусов в октябре – свет в конце тоннеля?
13.11.2025
Рынок новых автобусов в октябре 2025 года из минуса не вышел, но падение к 2024 году замедлилось
Александр Климнов, фото автора
По данным агентства ООО «Автостат Инфо» за октябрь 2025 года снижение продаж новых автобусов на российском рынке составило 17% (к октябрю 2024 года) – до 1398 ед.
Продажи иномарок при этом упали на 37% до 280 ед., а их доля сократилась с 26% до 20%.
Отечественные марки показали сокращение продаж «всего» на 10% до 1118 ед., а их доля выросла с 74% до 80%.
Таким образом, октябрьский автобусный рынок продемонстрировал некоторый отскок, показав четвертый результат по продажам за текущий год.
В регионах три из них даже показали рост: Сибирский ФО – плюс 81,4% (доля рынка 5,6%), Центральный ФО с +1,8% (доля 40,5%) и Уральский ФО с +1,1% (доля 37,8%).
Во всех прочих ФО было падение продаж и самым большим оно оказалось в Южном ФО, где составило минус 80,9% (доля 2,7%).
За 10 месяцев автобусный рынок упал гораздо существеннее: на 47% – до 8367 ед., при этом иномарки обвалились ровно вдвое – до 1833 ед., а отечественные марки несколько менее – на 46% до 6534 ед., при этом их доли сместились лишь на 1 п.п. – до 78% и 22% соответственно.
На рынке за десять месяцев текущего года присутствовали 28 марок против 27 за аналогичный период 2024 года.
По октябрю это соотношение равно 18 к 17, что говорит о происходящей достаточно большой ротации марок на рынке, хотя в топе остаются практически те же бренды, что и годом ранее.
Положение с китайскими марками (10 против 11 по январю–октябрю и 8 против 6 по октябрю) в октябре начало меняться, и хотя за 10 месяцев их доля ко всем импортным автобусам за осталась относительно стабильной (92% против 92,8%), то в октябре она заметно снизилась с 96,2 до 80,7%.
И в целом по рынку доля «китайцев» за 10 месяцев также пошла вниз и в 2025-м составила 20,2% против 21,5% годом ранее, хотя в физических объемах они сократились почти вдвое – с 3403 ед. до 1686 ед., тогда как по октябрю их доля упала на 47,3% до 226 ед. с 429 ед. заняв 16,2% против 25,5% в октябре прошло года.
При этом средняя цена на китайские автобусы в течение года колебалась в районе 11–12 млн рублей. (снижение с октября 2024 года составило ~5%).
Иномарки из прочих стран в основном были представлены белорусским МАЗом, который поставил 96 машин (рост в 3,6 раза) в октябре и 288 ед. (–20,4%) за январь–октябрь.
Лидером как отечественных марок, так и рынка новых автобусов в целом остался ПАЗ с 513 ед. (–10%), второе место занял ЛиАЗ со 182 ед. (–40%), а третье – лучшая из иностранных (а также китайских марок) – Yutong со 146 ед. (–45%).
На 4-м месте НефАЗ со 118 ед. (+11%), а Топ-5 замкнул МАЗ с приростом на 69 ед. – наибольшим среди всех марок.
За 10 месяцев Топ-5 марок практически тот же: ПАЗ с 3790 ед. (–40%), Yutong с 1064 ед. (–46%), ЛиАЗ с 683 ед. (–70%), НефАЗ с 556 ед. (–61%) и замкнул КАМАЗ с 409 ед. (–23%).
В октябрьском рейтинге моделей в Топ-5 вошли сугубо отечественные модели: ПАЗ Vector NEXT с 266 ед. (–23,8%), ЛиАЗ Citymax 12 со 182 ед. (–31,3%), ПАЗ-4234 со 128 ед. (+73%), ПАЗ-3205 со 117 ед. (–9,3%) и НефАЗ-5299 со 116 ед. (+10,5%).
За 10 месяцев Топ-5 составили ПАЗ Vector NEXT с 1307 ед. (–56,3%), ПАЗ-3205 с 1241 ед. (–36,6%), ПАЗ-4234 с 1120 ед. (–8,1%), Yutong 6127 с 640 ед. (–22,9%), ЛиАЗ Citymax 12 с 530 ед. (–31,3%).
Надо отметить, что на 6-м месте НефАЗ-5299 с 526 ед. (–59,3%), тогда как на 7-м КАвЗ-4238 с 311 ед. (+24,4%), на 8-м – КАМАЗ-5222 с 281 ед. (в 2024-м на рынке отсутствовал), на 9-м – МАЗ-203 с 260 ед. (+87,1%), а Топ-10 замыкает Volgabus Ситиритм 12 с 203 ед. (+67,8%).
P.S. Несмотря на некоторое оживление на рынке новых автобусов в связи с нарастанием производства и поставок новых моделей, общее положение остается на нем после рекордных показателей 2024 года весьма тяжелым из-за сворачивания федеральным центром программ субсидирования обновления парка в регионах, кроме того, сказывается затоваренность рынка в сегментах междугородных и туристических автобусов, в котором практически безраздельно царят китайцы, но из-за слишком большого ввоза во времена бума (перед повышением утильсбора), теперь продажи остаются весьма вялыми у всех лидирующих на рынке марок.
Кстати, практически все отечественные производители автобусов в прошлом и нынешнем годах представили свои автобусы междугородного сегмента, но пока что их производство разворачивается относительно невысокими темпами.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Миасская компания АМТ создала уникальный промышленный сочлененный вездеход с колесной формулой 10x10 для решения самых тяжелых задач в самой непроходимой местности