Вам потребуются: торцовые головки «на 13», «на 17», инструменты, необходимые для снятия головки блока цилиндров, отвертки, молоток, съемник масляного фильтра, приспособление для выпрессовки поршневого пальца или подходящая оправка, пассатижи.
Если есть возможность, работайте на специальном поворотном стенде, обеспечивающем доступ к двигателю со всех сторон, так как двигатель очень тяжело фиксировать от перемещения при отворачивании деталей крепления, затянутых большим моментом.
13. Снимите масляный фильтр (см. «Замена масла в двигателе и масляного фильтра»).
При разборке кривошипношатунного механизма и поршневой группы пометьте поршни, шатуны, вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы при сборке установить их на прежние места, если они работоспособны.
Шаг 8
14. Выверните два болта крепления крышки шатуна любого цилиндра, сдвиньте крышку шатуна с посадочного места легкими ударами молотка через деревянную проставку…
Шаг 9
15. …и снимите крышку с вкладышем.
Шаг 10
На крышку и шатун нанесена условная маркировка (значок в виде треугольника и цифра). При сборке двигателя цифра и значок должны быть расположены с одной стороны. Однако шатун и крышка не промаркированы номерами цилиндров. Обязательно промаркируйте их любым доступным способом (например, кернением), чтобы при сборке установить на прежние места, так как крышки шатунов невзаимозаменяемы (шатун обработан вместе с крышкой).
Шаг 11
16. Нажмите деревянным бруском (ручкой молотка) на шатун...
Шаг 12
17. ...и выньте поршень с шатуном из цилиндра в сторону верхней плоскости блока цилиндров.
Шаг 13
18. Аналогично снимите поршни и шатуны остальных цилиндров, проворачивая коленчатый вал для доступа к болтам крышек шатунов.
Проворачивайте коленчатый вал ключом за лыску на переднем конце.
Шаг 14
19. Выверните два болта крепления передней крышки коренного подшипника. Отделите крышку от посадочного места легкими ударами молотка через деревянную проставку…
Шаг 15
20. …и снимите крышку с нижним вкладышем.
Шаг 16
Крышки коренных подшипников предназначены только для одного конкретного блока цилиндров (крышки обрабатывают вместе с блоком). Между собой крышки невзаимозаменяемы. На крышках нанесены номера, соответствующие порядку их установки, считая от передней части двигателя (на крышке пятого коренного подшипника номера нет). Отлитые на крышках литеры «BK» при установке должны быть направлены к левой стороне двигателя.
Шаг 17
21. Выверните болты, снимите остальные крышки коренных подшипников и извлеките коленчатый вал.
Шаг 18
22. Снимите вкладыши со всех шатунов...
Шаг 19
23. …и с их крышек…
Шаг 20
24. …с крышек коренных подшипников…
Шаг 21
25. …и со всех постелей в блоке цилиндров.
Шаг 22
Вкладыш крышки третьего коренного подшипника увеличенной толщины и имеет по боковым торцам буртики, играющие роль упорных полуколец, ограничивающих осевое перемещение коленчатого вала.
Шаг 23
Аналогичные буртики выполнены и на верхнем вкладыше третьего коренного подшипника.
Шаг 24
26. Разожмите верхнее компрессионное кольцо…
Шаг 25
27. …и снимите его.
Шаг 26
28. Аналогично снимите второе (нижнее) компрессионное кольцо.
32. Выпрессуйте палец из бобышек поршня и верхней головки шатуна.
Не нагревайте шатун перед выпрессовкой пальца. Для того чтобы не повредить поршень, используйте при выпрессовке пальца деревянные прокладки, как показано на фотографии. Пометьте детали. Если они не повреждены и мало изношены, их можно использовать, установив на прежние места.