При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки блока с блоком цилиндров снимите головку и замените ее прокладку. Течь может возникнуть также из-за коробления головки блока вследствие перегрева. Вам потребуются: те же инструменты, что и для снятия ремня привода газораспределительного механизма, шкивов распределительных валов (см. «ЗАМЕНА РЕМНЯ ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА И ЕГО НАТЯЖНОГО РОЛИКА»), задней крышки привода газораспределительного механизма (см. «СНЯТИЕ И УСТАНОВКА МАСЛЯНОГО НАСОСА»), крышки головки блока цилиндров (см. «ЗАМЕНА ПРОКЛАДКИ КРЫШКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ»), а также торцовая головка «на 13», ключи «на 12», «на 14», динамометрический ключ. 1. Снизьте давление в системе питания, если выполняете работу сразу после поездки (см. «Снижение давления в системе питания»). 2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. 3. Слейте охлаждающую жидкость (см. «ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ»). 4. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (см. «УСТАНОВКА ПОРШНЯ ПЕРВОГО ЦИЛИНДРА В ПОЛОЖЕНИЕ ВМТ ТАКТА СЖАТИЯ»).
Шаг 2
5. Выверните два болта крепления впускного коллектора к поддерживающему кронштейну.
Шаг 3
Так расположены болты крепления впускного коллектора к поддерживающему кронштейну (для наглядности силовой агрегат снят).
23. Сожмите усики хомута шланга отопителя и отсоедините шланг от патрубка отопителя.
Шаг 12
24. Выверните десять болтов крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на фото, в три этапа: – отверните болты на 1/4 оборота; – отверните болты еще на 3/4 оборота; – окончательно выверните болты.
Болты крепления головки блока цилиндров можно выворачивать только на холодном двигателе.
Шаг 13
25. Извлеките болты…
Шаг 14
26. …и снимите головку блока цилиндров в сборе с впускной трубой и выпускным коллектором.
Снимать головку блока цилиндров удобнее с помощником, так как она довольно тяжелая.
Шаг 15
27. Снимите прокладку головки блока.
Шаг 16
28. Очистите сопрягаемые поверхности (они должны быть сухими и чистыми) головки блока и блока цилиндров и удалите масло из резьбовых отверстий в блоке под болты крепления головки.
Если не удалить масло из резьбовых отверстий под болты крепления головки блока, при затяжке болтов в блоке цилиндров могут появиться трещины, так как масло несжимаемое.
Шаг 17
29. Установите на блок цилиндров новую прокладку, отцентрировав ее по двум направляющим втулкам.
Шаг 18
30. Установите головку блока цилиндров в порядке, обратном снятию, с учетом следующего: – обязательно замените прокладку головки блока новой, так как ее повторное использование не допускается; – обязательно замените новыми болты крепления головки блока, так как они деформируются при затяжке и для повторного использования не пригодны.
Шаг 19
Затягивайте болты на холодном двигателе в порядке, показанном на фото, в четыре этапа:
1-й – затяните болты моментом 25 Н·м (2,5 кгс. м);
2-й и 3-й – каждый раз доворачивайте болты на угол 70°;
4-й – доверните болты на угол 50°
Шаг 20
– замените новой прокладку выпускного коллектора, деформируемую при затяжке гаек крепления.