При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки блока с блоком цилиндров снимите головку и замените ее прокладку. Течь может возникнуть и вследствие коробления головки блока из-за перегрева. Для замены прокладки головки блока цилиндров двигателя K7M выполните следующее. Вам потребуются: те же инструменты, что и для снятия ремня привода газораспределительного механизма и крышки головки блока цилиндров, а также ключ «на 13», торцовая головка TORX Е14, динамометрический ключ, пассатижи. 1. Снизьте давление в системе питания (см. «СНИЖЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ»). 2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. 3. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя (см. «ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ»). 4. Снимите со шкива распределительного вала ремень привода газораспределительного механизма (см. «ЗАМЕНА И РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ, ЗАМЕНА НАТЯЖНОГО РОЛИКА ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА»).
15. На стороне двигателя, обращенной к щиту передка, отверните гайку крепления распорки к впускной трубе, выверните болт ее крепления к блоку цилиндров…
Шаг 13
16. …и снимите распорку.
Шаг 14
17. Выведите моторный жгут из держателей на впускной трубе сзади…
Болты крепления головки блока обязательно замените новыми. Повторное их использование не допускается. Обратите внимание на то, что болты разной длины. При их снятии запомните расположение болтов и затем установите их на прежние места.
Шаг 38
40. Снимите головку блока цилиндров в сборе с впускной трубой, дроссельным узлом и выпускным коллектором…
Снимать головку блока цилиндров удобнее с помощником, так как она довольно тяжелая.
Шаг 39
41. …затем снимите ее прокладку.
Шаг 40
42. Очистите привалочные поверхности головки и блока.
Шаг 41
43. Проверьте головку блока на отсутствие коробления. Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, затем поперек, а также по диагоналям и щупом измерьте зазор между поверхностью головки и линейкой. Замените головку блока цилиндров, если зазор более 0,05 мм.
Шаг 42
44. Установите головку блока цилиндров в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
Шаг 43
– удалите из резьбовых отверстий болтов крепления головки блока цилиндров масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;
Шаг 44
– обязательно установите новую прокладку головки блока, повторное использование прокладки не допускается; – замените болты новыми; – смажьте болты моторным маслом;
Шаг 45
– затягивайте болты на холодном двигателе в указанном порядке в четыре этапа: I этап (предварительная осадка прокладки) – затяните болты моментом 20 Н·м, после чего доверните на угол 110°±6°. Подождите 3 мин; II этап – ослабьте болты 1 и 2, после чего снова затяните их моментом 20 Н·м и доверните на угол 110°±6°; III этап – ослабьте болты 3–6, после чего снова затяните их моментом 20 Н·м и доверните на угол 110°±6°; IV этап – ослабьте болты 7–10, после чего снова затяните их моментом 20 Н·м и доверните на угол 110°±6°.
10. Отсоедините колодки жгута проводов от датчиков положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости и управляющего датчика концентрации кислорода (см. «ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА ДАТЧИКОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ»).
Шаг 53
11. Ослабьте хомуты крепления двух шлангов, сжав пассатижами их отогнутые усики, сдвиньте хомуты по шлангам и отсоедините шланги от патрубков термостата…
Шаг 54
12. …и головки блока цилиндров.
Шаг 55
13. Выверните болты крепления насоса гидроусилителя рулевого управления и отведите насос в сторону (см. «Замена насоса гидроуслителя рулевого управления»). 14. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. «ЗАМЕНА УПЛОТНЕНИЯ КРЫШКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ»). 15. Снимите распределительные валы (см. «ЗАМЕНА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВАЛОВ»). 16. Выверните торцовой головкой TORX E14 десять болтов крепления головки блока цилиндров (рис. 5.9) и извлеките болты.
Шаг 56
Болты крепления головки блока обязательно замените новыми. Повторное их использование не допускается. Обратите внимание на то, что болты разной длины. При их снятии запомните расположение болтов и затем установите на прежние места.
Шаг 57
Рис. 5.9. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
Шаг 58
17. Снимите головку блока цилиндров в сборе с выпускным коллектором и впускной трубой.
Снимать головку блока цилиндров удобнее с помощником, так как она довольно тяжелая.
Шаг 59
18. Снимите прокладку.
Шаг 60
19. Очистите привалочные поверхности головки и блока.
Шаг 61
20. Проверьте головку блока на отсутствие коробления. Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, затем поперек и по диагоналям и щупом измерьте зазор между поверхностью головки и линейкой. Замените головку блока цилиндров, если зазор более 0,05 мм.
Шаг 62
21. Установите головку блока цилиндров в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
Шаг 63
– удалите из резьбовых отверстий под болты крепления головки блока цилиндров масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;
Шаг 64
– обязательно установите новую прокладку головки блока, повторное использование прокладки не допускается; – замените болты новыми; – смажьте болты моторным маслом; – затягивайте болты на холодном двигателе в указанном порядке (рис. 5.9) в два этапа:
I этап (предварительная осадка прокладки) – затяните болты моментом 20 Н·м; II этап – доверните болты на угол 240°±6°.