Элитных автомобилей в России все больше – а налогов с них все меньше

Элитных автомобилей в России все больше – а налогов с них все меньше

9 ноября 2021


Парк авто премиум-класса в России за время пандемии вырос на четверть, но объем «налога на роскошь» сократился на 7%


автор

Александр Климнов, фото автора


Элитный автопарк (т.е. тот в котором машины дороже 5 млн руб.) в России и в пандемию COVID-19 растет двузначными темпами, хотя и медленнее, чем до нее. Общая сумма «налога на роскошь», который платят владельцы дорогих автомашин, растет, но средний платеж продолжает снижаться

Аудиторско-консалтинговая компания FinExpertiza на основе данных Федеральной налоговой службы выяснила, что в 2020 году в России т.н. «элитный» автопарк, вырос на 22,4%. Годом ранее темпы прироста в этом сегменте авторынка были выше более чем вдвое – 48,3%, а всего за последние пять лет пакр автомобилей класса премиум в России вырос более чем в три раза: с 27,2 тыс. до 97,6 тыс. При этом несмотря на быстрый рост сегмента, его доля от общего парка легковых автомобилей в стране все еще незначительна и составляет лишь 0,23%.

Справка: базовые ставки для транспортного налога согласно налоговому кодексу устанавливаются в зависимости от мощности двигателя автомобиля – ставка (в рублях на лошадиную силу) тем выше, чем больше паспортная мощность. При этом каждый регион может уменьшать или увеличивать базовую ставку, но не более чем в десять раз. Кроме того, владельцы дорогих автомобилей с 2014 года платят транспортный налог с повышающим коэффициентом (т.н. «налог на роскошь»): если автомодиль стоит 3–5 млн руб. и не старше трех лет, то коэффициент для налога – 1,1. Если его цена от 5 млн до 10 млн руб. и автомобиль не старше пяти лет, то коэффициент составляет 2, если его цена – 10–15 млн руб. и автомобиль не старше десяти лет, то коэффициент равен 3. Для расчета транспортного налога Минпромторг каждый год публикует перечень дорогих автомобилей (со средней стоимостью от 3 млн руб.). Кстати, транспортный налог за 2020 год автовладельцам нужно заплатить до 1 декабря 2021 года.

Общая сумма налога на элитные автомобили за 2020 год составила 5,83 млрд руб., что на 13,8% больше, чем годом ранее. Из этой суммы 4,36 млрд руб. приходятся на владельцев автомобилей премиум-сегмента (стоимостью 5–10 млн руб.), а 1,47 млрд – на владельцев авто класса люкс дороже 10 млн руб.

Несмотря на то что сумма начисленных налогов все растет и растет с момента введения повышающего коэффициента в 2014 году, в исследовании указывается, что при соотнесении количества всех элитных машин и начисленных на них налогов усредненный платеж, тем не менее, уменьшается каждый год. Так, в 2020-м данный показатель для всех автомобилей дороже 5 млн руб. составил 59,8 тыс. руб., что на 7% меньше по сравнению с предыдущим годом. Всего с 2014 года усредненный платеж снизился в 1,75 раза. Президент FinExpertiza Global Елена Трубникова объясняет это тем, что из-за роста цен на автомобили в список Минпромторга каждый год попадает все больше машин меньшей мощности. Отсюда и средняя мощность премиального автомобиля из списка Минпромторга за семь лет снизилась, как и средний налоговый платеж.

Большую часть автопарка машин премиального сегмента (87 тыс.) составляют автомобили дороже 5 млн руб. Авторы исследования также отмечают, что ~65% элитного автопарка принадлежит физлицам, причем, в последние годы доля автомобилей, записанные на юрлица, снижается.

Для парка премиальных легковых машин в России характерна высокая концентрация, так около трети такого автопарка (30,8 тыс. авто) сосредоточено в Москве. В пятерку также входят Санкт-Петербург (10,7 тыс.), Московская область (8,47 тыс.), Краснодарский край (4,64 тыс.) и Республика Татарстан (2,59 тыс.). Меньше всего дорогих машин в Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области и на Чукотке (во всех этих регионах таких автомобилей меньше 20 ед.). При этом по итогам 2020 года премиально-люксовый сегмент сократился только в двух регионах – в Крыму и Ингушетии.

P.S. Вот такой вот «феномен»: налогооблагаемая база растет, а общая сумма налога падает именно потому, что в базу «элитных авто» попадает все больше обычных машин для среднего класса. Может скорректировать понятие роскошного автомобиля по инфляции или это уже необратимо в силу мировой тенденции даунсайзинга двигателей для легковушек всех сегментов в преддверии перехода на электрическую мобильность?

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В марте российский рынок новых LCV вырос на 28%

В марте российский рынок новых LCV вырос на 28%

За I квартал 2024 года рост рынка новых LCV составил свыше 42%, а доля российских марок на нем составила 92,5%

12.04.2024

До 75% такси в РФ могут оказаться китайскими

До 75% такси в РФ могут оказаться китайскими

Таксисты бьют тревогу в связи с резким ростом доли китайских марок в таксопарках

09.04.2024

Налог на роскошь расширили, а утильсбору установили нижнюю границу

Налог на роскошь расширили, а утильсбору установили нижнюю границу

Минпромторг РФ расширил список «роскошных» моделей и установил нижнюю границу исчисления утильсбора

05.04.2024

В марте рынок новых легковых автомобилей жил в опасении повышения цен в апреле

В марте рынок новых легковых автомобилей жил в опасении повышения цен в апреле

Рост продаж новых легковушек в марте 2024-го составил 109%, а по кварталу – 93%

04.04.2024

Правила ввоза иномарок снова изменились с 1 апреля

Правила ввоза иномарок снова изменились с 1 апреля

Дешевая растаможка иномарок через страны ЕАЭС для «физиков и юриков» закончилась

02.04.2024

Легковые автомобили класса Евро-5 составляют 30% от российского парка

Легковые автомобили класса Евро-5 составляют 30% от российского парка

Доля низкоэкологичных легковушек в российском парке все еще составляет около трети

02.04.2024

Европейцы опасаются, что уже в 2024 году четверть рынка электромобилей будет захвачена машинами китайского производства

Европейцы опасаются, что уже в 2024 году четверть рынка электромобилей будет захвачена машинами китайского производства

Электромобили китайских и прочих брендов, произведенные в КНР, вряд ли остановят даже повышенные ЕС ввозные пошлины

01.04.2024

Возврат к списку