Импорт китайских автомобилей в Россию падает уже второй месяц
Александр Климнов, фото автора и производителей
Импорт легковых автомобилей и компонентов из КНР в РФ не растет как об этом широковещательно сообщал ряд политиков и СМИ еще квартал назад, несмотря на исчерпание запасов автомобилей европейского производства и приостановку производства на лидере отечественного автопрома АВТОВАЗе.
Это стало как следствием слабого спроса на российском авторынке, который продолжает падать, так и сложностями с логистикой. Аналитики считают, что автоконцерны из Поднебесной не станут резко наращивать поставки в Россию из-за общего дефицита автомобилей в мире, а также неясности насчет будущей политики российских властей в отношении автопрома.
Справка: импорт легковых автомобилей в РФ из Китая сокращается с апреля, так в мае он упал почти до $32 млн против $84,6 млн месяцем ранее и $190,7 млн в марте как следует из таможенной статистики КНР. В этих данных учтены все легковые автомобили вне зависимости от типа и объема двигателя.
При этом импорт комплектующих и запчастей в РФ для всех видов автомобилей наиболее значительно сократился в марте: было ввезено компонентов на $76,3 млн против $117,1 млн месяцем ранее. К маю объем ввоза составил $81,3 млн, что все равно ниже объемов начала года. Запчасти и комплектующие из Китая, помимо местных производителей, также ввозят традиционные российские автопроизводители. Так, АВТОВАЗ в процессе замещения поставщиков после ухода Renault Group частично переориентировался на компании из КНР, а КАМАЗ развивает отношения с таким партнером как китайский JAC. Также комплектующие из Китая частично удовлетворяют потребности ГАЗа и УАЗа.
Комплектные автомобили в РФ экспортируют такие марки как Chery, Changan и проч. Тогда как Geely собирает автомобили в Белоруссии, а Haval – в Тульской области. При этом Haval недавно обновил ОТТС на модель Dargo, добавив в число производственных площадок, в том числе, завод Great Wall в китайском городе Баодин.
По данным «Автостата», основанных на данных электронных ПТС, за последнюю неделю (с 13 по 19 июня) в РФ было зарегистрировано 6,9 тыс. машин, что на 2,2% меньше, чем неделей ранее.
В Топ-20 брендов вошло пять китайских марок. Так, Chery реализовала 455 автомобилей, заняв четвертое место после традиционных лидеров (LADA, KIA и Hyundai), а ее премиальный бренд Exeed – 167 кроссоверов. Продажи Geely составили 348 машин, Haval – 334 ед., а Changan – 30 ед., замкнув Топ-20. Все эти марки нарастили продажи. Впрочем, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам пяти месяцев доля китайских брендов возросла в среднем не более чем на 1 процентный пункт.
Комплектные автомобили, сборочные комплекты и запчасти из Китая в РФ доставляются как морем, так и по железной дороге. Мировой логистический кризис на фоне спецоперации России на Украине и тотальных санкций в отношении РФ коснулся и поставок из Китая. В марте–апреле, по данным источника «Ъ», автопроизводители из КНР искали пути доставки в РФ и пересчитывали стоимость логистики. Затем на доставке сказалась новая волна коронавируса в Китае. Апрель оказался худшим месяцем для автомобильного рынка Китая с начала 2020 года, в том числе из-за остановки заводов, но к концу мая ведущие центры производства постепенно начали ослаблять ограничения. Даже если локдаун напрямую не сказывался на производственной деятельности завода, который экспортировал машины и прочую продукцию в РФ, то нередко это отражалось на маршрутах доставки внутри Китая.
Автомобильный эксперт Владимир Беспалов отмечает, что сейчас во всем мире нарастает дефицит автомобилей, поэтому Россия далеко не единственный рынок, куда Китай сейчас их экспортирует.
Кроме того, логистика реально существенно усложнилась, что в том числе повлекло рост цен и увеличение сроков доставки. Когда в марте цены на автомобили в РФ начали бурный рост (что в итоге привело к тотальному падению спроса), китайские марки пытались ограничить свои риски. По его мнению, китайские марки не станут делать резких движений при общем дефиците производства: «Понятно, что Россия может быть интересна как рынок в долгосрочной перспективе, но важным фактором остается и стратегия, которую выберут власти РФ».
Автомобильный эксперт и бывший депутат ГД РФ Виктор Похмелкин уверен, что китайские автомобили не смогут заменить машины ушедших из страны западных брендов, так как проигрывают им по качеству, дизайну и комфорту. Он также отмечает, что в плане безопасности китайские авто все же явно лучше отечественных.
Г-н Похмелкин говорит, что жители РФ привыкли к автомобильному разнообразию. Плюс после ухода из России многих популярных марок китайские автопроизводители, которые остаются у нас, «задирают цены». Положительное влияние на спрос это точно не оказывает.
Тем не менее, он считает, что с безопасностью у китайских авто все достаточно неплохо. Она не хуже, чем у известных американских и европейских брендов. И точно лучше, чем у отечественной LADA в упрощенной «антисанкционной» комплектации: как минимум у них имеются подушки безопасности и ABS. С качеством сборки, дизайном и уровнем комфорта сложнее.
P.S. Итак, китайский автопром на распутье в отношении российского рынка, который ранее представлялся весьма привлекательным, а теперь, когда он, казалось бы, расчищен от конкуренции со стороны западных брендов, начинает сказываться и мировой дефицит автопроизвоства (из-за чего машины, которые могли бы купить россияне, можно достаточно легко продать в других регионах мира), и угроза вторичных санкций, которые как раз могут перекрыть китайским машинам пути на другие рынки. Словом и хочется, и колется. А тут еще и новые приступы коронавируса в Поднебесной…
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка