Марки LADA и Tesla лидируют по среднему возрасту выпускаемых ими моделей
29 мая 2023
LADA возглавила список производителей самых долго выпускаемых легковушек в мире со средним возрастом в 18,9 лет
Александр Климнов, фото автора и motor1.com
Между автопроизводителями из Китая, США, Европы, Японии, Кореи, Индии, России и, в последнее время, Турции и Вьетнама идет постоянная гонка по обновлению модельных рядов. Однако как насчет реального среднего возраста автомобилей, предлагаемых производителями этих стран?
Издание Motor1 рассчитало продажи 705 доступных моделей и 27 производителей по всему миру, выяснив, что далеко не все игроки мирового рынка обновляют свои автомобили с одинаковой частотой. Впрочем, анализ американского издания, исключает из числа производителей «старья» большинство китайских автопроизводителей, но показывает, что Tesla Inc. стал брендом со вторым по старшинству ассортиментом среди проанализированных производителей.
Методология
Подсчет среднего возраста автомобиля производится путем расчета разницы во времени между сегодняшним днем (начало декабря 2022-го) и днем, когда серийный автомобиль официально пошел в продажу, а не представлен как прототип. В расчет не включены фейслифтинг, рестайлинг и любые другие виды обновлений, кроме внедрения нового поколения. Ребейджинг также не учитывался.
Например, Chevrolet Montana третьего поколения, представленный на прошлой неделе, пока на сегодня стал самой молодой моделью. Напротив – Lada 4x4 (ныне LADA Niva Legend – авт.), т.е. почти что оригинальная «Нива» (ВАЗ-2121), представленная в апреле 1977 года, остается доступной до сих пор.
LADA и Tesla в конце списка
Как и следовало ожидать, LADA стала автопроизводителем с самым старым модельным рядом. Средний возраст моделей этого российского автопроизводителя достиг 18,9 года. Несмотря на импульс, приданный в последние годы ее бывшим владельцем Renault Group, LADA «исторически страдала от российской бюрократии» (надо понимать, что американцы имеют в виду длительное сохранение контрольного пакета акций данного автопроизводителя в госсобственности – авт.), отсутствия инноваций и сильной зависимости от местного рынка.
Но, что удивительно, Tesla заняла второе место со средним показателем в 7,8 года для своих четырех доступных в настоящее время моделей. Надо отметить, что Tesla Model S была впервые представлена в марте 2009 года, а в сентябре 2015 года последовала Model X. Самым свежим продуктом этого производителя выступает кроссовер Model Y, который был представлен в марте 2019 года, а это было уже 4 года назад.
На сегодняшний день бренд Tesla стал законодателем моды в мире электромобилей, и по итогам 2022 года установил очередной рекорд продаж (и продолжает ставить рекорды в 2023-м – авт.). Однако компания Илона Маска не следует отраслевой практике запуска нового поколения машин каждые 6–8 лет. Так, что Model S выглядит на фоне более новых Porsche Taycan, Mercedes-Benz EQE или NIO ET7 уже едва ли не олдтаймером.
А что же бренды с молодыми моделями?
Лидируют в этом рейтинге японская Isuzu и китайские Xpeng и NIO. Так, у Isuzu средний возраст модельного ряда – всего-то 2,6 года, так как обе ее легковых модели – D-Max и MU-X, недавно были обновлены. Достаточно близок к этому показателю и Xpeng с четырьмя моделями, а также NIO – с шестью серийными моделями.
Прочие производители с достаточно молодым ассортиментом включают Subaru, Honda и Hyundai. Среди европейцев лидируют McLaren и Ferrari, за которыми следуют Mercedes-Benz, BMW и Aston Martin.
С другой стороны, среди концернов самый высокий средний возраст модельного ряда – у Nissan (6,5 лет).
P.S. Странно, что в рейтинге журнала Motor1.com оказались не учтены такие легковые модели, как внедорожники марок Beijing, чья модель BJ212 выпускается с 1965 года (58 лет), и УАЗ, у которой нынешний Хантер восходит еще к модели УАЗ-469 образца 1972 года (51 год), а Патриот – к модели УАЗ-3160 образца 1998 года (25 лет)… Да и Toyota Land Cruiser 70 уже подваливает к 40-летнему возрасту.
46-летний возраст российской «Нивы» не мешает ей оставаться одним из лидеров продаж на отечественном рынке
С другой стороны, данные машины «олдтаймеры», включая и LADA Niva, а также электромобили Tesla – продукты в определенной мере нишевые и в рамках своих рыночных сегментов более-менее удовлетворяют требования покупателей, что и позволяет выпускать данные модели столь долгое время. А если перестают, то с ними безжалостно расстаются как, например, с выпускавшимися десятилетиями VW Beetle, Hindustan Ambassador, LADA «Классика» и Samara или Opel Kadett / Daewoo Nexia. Так, что фетиш постоянных модернизаций, запущенный почти столетие назад Большой тройкой из Детройта (GM, Ford и Chrysler), фактически больше уловка с искусственным моральным старением, чем олицетворение реального прогресса, что как раз и опровергает пример несменяемости моделей Tesla (кстати, и у Большой тройки еще недавно было достаточно много моделей, выпускавшихся десятилетиями), так что выводы издания Motor1, скорее прикольны, чем критичны…