Октябрь 2021-го уронил российский рынок новых легковых автомобилей и LCV на 18%
8 ноября 2021
За 10 месяцев 2021 года рост продаж новых автомобилей в РФ все же составил 10,5%
Александр Климнов, фото автора
По данным АЕБ в октябре 2021 года рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей показал очередное падение уровня продаж на 18,1%, или на 27 960 ед. по сравнению с октябрем 2020 года до 126 204 автомобилей.
Впрочем, за январь–октябрь 2021 года рынок все еще в плюсе, который составил 10,5% или 124 808 ед., до 1 млн 313 тыс. 579 автомобилей.
Итоги октября прокомментировал Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ д-р Томас Штэрцель: «В октябре 2021 года четвертый месяц подряд рынок продолжил снижаться. Было продано всего 126 204 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 18,1% меньше, чем в прошлом году. Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей за период с января по октябрь 2021 года составили 1 313 579 ед., что на 10,5% превышает показатели за аналогичный период прошлого года. Предстоит еще пройти долгий путь, чтобы преодолеть глобальный спад производства и новые проблемы в логистике, связанные с разрывом цепочек поставок. Позитивным и заслуживающим упоминания является то что, несмотря на все трудности, сегмент автомобилей с электрическим приводом [электромобилей и гибридов] продолжает расти. За период с начала года общий объем продаж составил 845 машин, что уже на 118% превышает аналогичный показатель за весь 2020 год. Положительная динамика продаж электромобилей способствует развитию зарядной инфраструктуры и дает возможность дистрибьюторам выводить на российский рынок не только большее количество автомобилей [электромобилей], но и более доступные модели. Разумеется, растущий сегмент электромобилей может со временем быть занят моделями местного производства. Это положительное развитие может быть серьезно подорвано отказом от продления нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили на ближайшие годы, что приведет к росту стоимости электромобилей, снижению покупательского спроса и последующей стагнации в динамике продаж. Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей. Поэтому наш Комитет убежден, что продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили выгодно как всем участникам рынка, так и государству».
Примечание: ежемесячные данные АЕБ не включают данные о продажах таких брендов как BMW и Mercedes-Benz Rus, в связи с решением штаб-квартир BMW Group и Mercedes-Benz AG изменить периодичность публикации данных о продажах с ежемесячной на ежеквартальную.
Как мы уже писали – АВТОВАЗ ушел в октябре в минус на 31% к аналогичному периоду 2020-го, хотя и показал рост к сентябрю на 11%. Его доля на рынке в октябре сократилась на 3,7% до 20,3%, а с начала года – на 0,6% (с учетом продаж внедорожника Niva) до 22,4%. Для сравнения: бренд KIA в октябре потерял 1,1 п.п. до 12,7%, а за 10 месяцев – 0,1 п.п. до 13,4%, тогда как Hyundai показал рост на 0,4 п.п. (до 10,4% рынка) и 0,2 п.п. (до 11,1%) соответственно. Бренд Skoda слетел на 2,2 п.п. (до 4,4% рынка) и на 0,3 п.п. (до 6%), а Volkswagen на 2,6 п.п. (до 3,7%) и 0,9 п.п. (до 5,9%) соответственно.
Зато, например, китайские Haval и Chery нарастили продажи насколько интенсивно, что их доли на рынке выросли на 2,8 п.п. (до 3,8%) и 1,2 п.п. (до 2,3%) соответственно у первого, и на 2,6 п.п. (до 3,6%) и 1,7 п.п. (до 2,4%) соответственно у второго.
Весьма неплохо справляется с кризисом и отечественный ГАЗ, который нарастил продажи, а значит и долю в октябре на 1,4 п.п. до 4,7%, а с начала года 0,3 п.п. до 3,4% рынка.
А вот Ford (Transit) в октябре впервые потерял в продажах 2,6%, но его доля на падающем рынке все же выросла на 0,2 п.п. до 1,3%, тогда как с начал года рост продаж составил 49,2%, а доля на рынке выросла на 0,3 п.п. до 1,2% рынка. Входящий в тот же концерн СОЛЛЕРС Ульяновский автозавод (УАЗ) также показал неплохие результаты, так в октябре он продал на 1,7% внедорожников и «буханок» больше, а его доля выросла на 0,6 п.п. до 3%, но с начала года все же сократилась на 0,1 п.п. до 2%.
Любопытно, что «большой зоопарк брендов» под наименованием Stellantis также показал рост на 0,6 п.п. до 1,3% в октябре и на 0,4 п.п. до 1,1% с начала года.
Бестселлером рынка среди моделей остаются: LADA Vesta с минус 13,4% в октябре и +10,4% за 10 месяцев; LADA Granta с минус 43% (вот он дефицит электронных компонентов – авт.) и +1,1% соответственно. Тройку бестселлеров замыкает KIA Rio с –24,5% и +3,3% соответственно.
P.S. Дефицит микрочипов в российском автопроме перерос все же в макропроблему, когда даже при наличии платежеспособного спроса большинство автомобилей остается в дефиците (это как в кривом зеркале напоминает ситуацию в СССР).
P.P.S. Итак, рынок электромобилей в России как бы есть, но его фактически нет, так как объем продаж просто-напросто фоновый, а тут еще и нулевые ввозные пошлины отменяют. Но даже с учетом всех возникающих при этом проблем, артикулированных г-ном Штэрцелем, другой возможности завести собственное производство электромобилей для России практически исключено.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка