Россия в 2022 году вылетела из Топ-10 мировых авторынков
27 января 2023
Английский паблик Motor1 дал краткий обзор мирового автомобильного рынка за 2022 год
Александр Климнов, фото uk.motor1.com
Топ-10 крупнейших мировых рынков новых автомобилей в 2022 году
Объем мирового рынка легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (данные посчитаны английским пабликом Motor1 по 78 странам) сократился в 2022 году до 78,49 млн, что на 2% меньше уровня 2021 года. Следовательно, предполагаемый полный объем мирового рынка, составит около 81,5 млн.
Год 2022-й преподнес несколько крупных сюрпризов в мировом рейтинге продаж автомобилей по странам. Причем главной сенсацией стал не только провал России (по известной причине) и ее вылет из Топ-10 мировых авторынков, но и то что Индия впервые обошла Японию и заняла почетное третье место.
В Топ-10 стран за 2022 год не оказалось России, а Индия оттеснила Японию с 3-го места
Интересные изменения по сравнению с 2021 годом произошли и в Топ-10. В то время как Китай и США сохранили свои позиции в качестве первого и второго рынков по объемам продаж, на третье место впервые вышла Индия, показав сильный рост спроса, благодаря ряду стимулирующих программ и появлению более привлекательных моделей, что способствовало общему росту рынка на 24%.
И это, безусловно, наиболее интересный результат с точки зрения страновой динамики в мировом Топ-10. Исторически складывалось так, что Япония всегда была третьей в мире благодаря емкому местному рынку и большому спросу на кей-кары (городские ситимобили и микровэны длиной 3,4 м и с моторчиками объемом не более 0,66 л – авт.). Однако рынок страны Восходящего Солнца перестал расти уже много лет назад, в то время как Индия показала способность быстрого роста.
Бразилия опередила Великобританию и Францию
Умеренное падение продаж новых автомобилей в Бразилии (–1%) помогло рынку этой крупнейшей Южно-американской страны опередить продажи в Великобритании и Франции. В Англии зафиксировано падение на 5%, а во Франции – на 10%, что стало самым серьезным падением в Топ-10 (российское падение ввиду ее выбывания из Топ-10 здесь уже не учитывается – авт.).
Потребительская неуверенность и дефицит новых автомобилей в дилерских центрах, наряду с энергетическим кризисом (из-за антироссийских санкций, объявленных самой Европой – авт.) объясняют плохой год для большинства рынков европейских стран. Общий размер европейского рынка сократился на 6% до 13,71 млн, включая Турцию. Без учета Турции продажи упали до 12,93 млн.
Германия смогла выйти в ноль благодаря скачку продаж электромобилей и гибридов в IV квартале (и особенно в декабре) прошлого года
Италия снова вне Топ-10 из-за провала электромобилей
В 2022 году итальянский автомобильный рынок снова не попал в первую десятку. В отличие от прочих европейских рынков, электромобили не способствовали росту продаж в Италии, поскольку стимулирование их покупки здесь не применялось. Причем именно стимулирование покупки электромобилей помогло компенсировать большие потери продаж бензиновых и дизельных автомобилей в таких странах, как Германия и Великобритания, но в Италии это не сработало.
Топ-5 самых динамичных авторынков 2022 года были разбросаны по всей планете
Индонезия, Таиланд, Малайзия и Вьетнам рулят
На большинстве рынков Юго-Восточной Азии в течение года наблюдался значительный рост. Например, Индонезия превзошла Испанию по продажам и стала 14-м по величине рынком (исключая Иран). Важным фактом на этом рынке стало появление электромобилей местного производства, таких как Wuling Air EV. Спрос на BEV помог в 2022-м и ожидается, что поднимет рынок и в 2023 году.
Российский рынок сжался как шагреневая кожа
Как и ожидалось, цифры по российскому рынку совсем плохи. Данные за прошлый год показывают, что всего было продано 677 тыс. новых автомобилей. Это на 59% меньше объема рынка в 2021 году.
К сожалению Россия возглавила в 2022 году список самых депрессивных авторынков мира
Прекращение деятельности большинства западных автомобильных брендов из-за санкций против СВО на Украине означало, что предложение на российском первичном рынке стало довольно ограниченным на фоне неопределенности в отношении политики и экономики. Тем не менее, рынок РФ оказался среди других традиционных рынков среднего размера, например, таких как Турция, Таиланд, Австралия или Мексика.
P.S. Мировому рынку предрекают непростой текущий год, так как ни один из негативных факторов, действовавших в 2022 году никуда не делся, к тому же в США и Китае вполне может начаться рецессия, да и в Европе (в частности на крупнейшем рынке в Германии), выехавшей за счет электромобилей и гибридов, также может начаться спад.
Разброс прогнозов по российскому рынку на 2023 год составляет от 400 до 800 тысяч легковушек и LCV, где на долю последних придется 67–83 тыс. в зависимости от состояния экономики и уровня противостояния страны с Западом.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка