В России хотят импортозаместить американские самолеты Cessna
29 ноября 2025
Отечественная малая авиация хочет получить до пяти моделей новых отечественных самолетов, рассчитанных на перевозку до 9 пассажиров на расстояние до 600 км
Александр Климнов, фото Cessna
В России планируют создать от трех до пяти моделей легких пассажирских самолетов для внутренних воздушных линий.
По сообщению «Известий», Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) готова возглавить проект и обеспечить поддержку малым конструкторским бюро – от разработки до серийного производства.
Новые машины, рассчитанные на 5–9 пассажиров, должны заменить американские Cessna и работать на маршрутах протяженностью до 600 км.
До I квартала 2026 года будет определен объем рынка малой авиации и спрос на новые воздушные суда.
Для ускорения создания самолетов ОАК предлагает развивать кооперацию с частными КБ, имеющими опыт проектирования легкой авиации, а также создать альтернативные сертификационные центры.
Параллельно прорабатывается программа стандартизации инфраструктуры на 2026–2032 гг. – от грунтовых аэродромов до подготовки пилотов и техперсонала.
Она должна охватить подготовку летного и технического персонала, строительство грунтовых взлетных площадок и организацию региональных воздушных линий.
В ГД РФ уже работает группа по разработке закона о малой авиации, а предложения по нормативным изменениям должны быть представлены к январю 2026 года.
Эксперты отмечают, что российский рынок десятилетиями зависел от импортных самолетов марки Cessna, которые вытеснили отечественные модели, включая полностью морально устаревший учебный Як-18Т.
Сейчас обслуживание американской техники осложнено санкциями, и отрасли необходимы современные российские аналоги.
В стране все же сохранились КБ, способные оперативно разработать такие самолеты, среди них «Серебряные крылья», ОСКБ МАИ, «Первое ОКБ» и «АэроВолга».
Пока что развитие малой авиации тормозят нормативные барьеры: сегодня перевозить пассажиров могут по сути лишь крупные авиакомпании, что делает эксплуатацию малых самолетов нерентабельной.
Между тем потребность в коротких региональных рейсах огромна – особенно в отдаленных регионах Сибири и Дальнего Востока, где авиация часто выступает единственным доступным видом транспорта.
При снятии регуляторных ограничений, по оценке экспертов, до 2030 года рынок может потребовать несколько тысяч легких маломестных самолетов.
Специалисты считают, что координация усилий ОАК и малых КБ может сократить сроки разработки и сертификации, для чего рассматривается идея альтернативных сертификационных центров, что должно ускорить вывод новых моделей на рынок..
При достаточных инвестициях новые самолеты могут выйти на серийное производство за 2,5–3 года.
Такие машины смогут заменить стареющий парк Ан-24 на местных линиях и обеспечить полноценные перевозки с небольших и грунтовых площадок, которых особенно много в труднодоступных регионах страны.
P.S. Скорее уж легкие самолеты вместимостью до 9 пассажиров заменят (или не заменят) «кукурузники» Ан-2, чем гораздо более крупный, тяжелый и вместительный турбовинтовой Ан-24/Ан-26 (до 50 пассажиров на дальность в 700–2000 км и экипаже из 5 человек). Впрочем, громадьё планов – как раз присуще нынешним руководителям авиаотрасли.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
ОДК успешно завершило цикл сертификационных испытаний винта АВ-112-114 – ключевой детали отечественного турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ-01 для самолета Ил-114-300