Под крылом самолета о чем-то поют

Под крылом самолета о чем-то поют

21 февраля 2025


Ресертификация Ан-2 с отечественным ТНВД может лишить его статуса пассажирского самолета, а с преемником ЛМС-901 «Байкал» возникли конструкционные проблемы


автор

Александр Климнов, фото wikipedia.com



Заменить биплан «кукурузник» Ан-2 никак не получается – в преемнике-моноплане ЛМС-901 «Байкал» выявлен ряд грубейших конструктивных ошибок, тогда как пересертификация Ан-2 может лишить его статуса пассажирского самолета.

Разработка легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал» (фото на заставке), разработки Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) и столичного института МАИ, призванного заменить устаревший Ан-2, столкнулась с рядом критических конструктивных ошибок, выявленных на поздних этапах разработки.

Причем, недостатки настолько серьезные – управляемость на малых скоростях и взлетно-посадочные характеристики, требующие фактически перепроектирования планера, что проект «Байкал», по сообщениям «Ъ», потребует на исправление от 3 до 5 лет и огромных бюджетных вложений (от 10 млрд руб.), так что он может быть вообще заморожен или передан компании S7 Group.

При этом сметная стоимость легкого самолета ЛМС-901 «Байкал» с 2022 по 2024 год при замене с американского ТВД GE Aviation H80-100 на отечественный ВК-800С выросла как минимум вдвое – до 455 млн руб.
TVS-2MS.jpg

Новый «кукурузник» ТВС-2МС способен взлететь с вертолетной площадки (фото на МАКС-2021)

Вместо моноплана «Байкал» в качестве временной меры рассматривается модернизация Ан-2 до модели ТВС-2МС с установкой отечественного турбовинтового двигателя ТВД-10Б, разработанного еще в 1965 году, что обеспечит полное импортозамещение ( предполагается даже установка моторов б/у от Ан-28), тогда как изначально предполагалось использование американского ТВД Honeywell TPE331-12UAN мощностью 1100 л.с. с 4-лопастным винтом.

По оценкам Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), возобновление производства двигателя ТВД-10Б и ремоторизация им Ан-2 обойдется в 1,8 млрд рублей, что в несколько раз дешевле, чем доработка («реанимация») «Байкала».

Тогда как запуск более современного ТВД модели ВК-800С для «Байкала» потребует еще от 1,5 до 2 лет и дополнительных вложений.

Однако, модернизация Ан-2 (хоть как биплан, хоть как моноплан) в соответствии с нынешними требованиями может повлечь за собой серьезные ограничения по грузоподъемности (до 600 кг вместо прежних 1,5 тонн) и пассажировместимости (до 8 пассажиров вместо 12-ти) из-за ограничений для одномоторных самолетов.

Ситуация вокруг «кукурузника» уже вызвала недоумение как у экспертов, так и у общественности.

Итак, на данный момент рассматриваются два варианта: либо передача проекта «Байкал» компании S7 Group, либо использование модернизированного Ан-2 (биплан в качестве временной замены до завершения разработки «Байкала».

А вот вопрос о том, кто понесет ответственность за допущенные ошибки и за значительное превышение расходов по проекту, остается открытым.

P.S. По социальной значимости самолет местной авиации Ан-2 (созданный почти 70 лет назад – в 1947 году) можно сравнить, пожалуй, только с маршруткой «ГАЗель»! В конце января по данным «Ъ» НИЦ имени Жуковского направил в Росавиацию письмо, где сказано: «эксплуатационные ограничения [из-за новых требований сертификации, фактически запрещающих перевозку на этом самолете пассажиров] приведут к полной остановке парка», а запрет на перевозку пассажиров приведет к «прекращению перевозок на местных авиалиниях, в том числе на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке», Источник «Ъ» считает, что все нарекания НИЦ связаны с коммерческой эффективностью и социальной значимостью Ан-2, тогда как Росавиация отвечает, прежде всего, за безопасность техники и сомневается, что регулятор пойдет на пересмотр установленных ограничений, так как проблемы с центровкой уже привели к катастрофе ТВС-2МС Нарьян-Марского авиаотряда в 2017 году.
An-2.jpg

Старину Ан-2 так и не удается заменить, хотя лишь его права возить пассажиров в Росавиации намерены всерьез

В общем как в басне лебедь, рак и щука – вариантов решения насущной проблемы замены «кукурузника» на более современный летательный аппарат (с ТВД на авиакеросине), так и остается в подвешенном состоянии…

P.P.S. После достаточно сенсационного алармистского сообщения о том, что проект российского легкого самолета ЛМС-901 «Байкал», призванного заменить устаревший, но еще широко использующийся в российской малой авиации Ан-2 («кукурузник») может быть заморожен или передан компании S7 для доработки, генеральный директор Сибирского научно-исследовательского института авиации имени Чаплыгина Владимир Барсук выступил с опровержением.
Он заявил: «Проект никто замораживать и передавать не собирается. Будет просто небольшое смещение сроков на более поздние. И это не из-за технических проблем, а из-за бумажной волокиты».
Тем не менее, заявление г-на Барсука не полностью развеивает опасения экспертов относительно судьбы проекта ЛМС-901 «Байкал», так как все еще неясно, насколько значительными будут эти «небольшие смещения сроков» и какие именно бюрократические задержки препятствуют своевременному завершению работ. 

P.P.P.S. Ну и в довесок по авиационной теме: первый зампред правительства РФ Денис Мантуров заявил, что российские авиакомпании при возобновлении поставок зарубежных авиалайнеров все равно в первую очередь будут приобретать отечественные самолеты. Он заявил: «Мы точно найдем решение, компромисс таким образом выстроить отношения, чтобы в первую очередь российские авиакомпании, конечно же, приобретали по мере выхода после сертификации российские самолеты».
Вице-премьер добавил, что для зарубежных компаний «просто взять и вернуться так, как просто взяли и вышли, уже не получится». А еще ранее он отмечал, что Россия будет пристально рассматривать возвращение ушедших в 2022 году компаний.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Каталог «Автомобили мира 2026» выходит в свет – легенда возвращается!

Каталог «Автомобили мира 2026» выходит в свет – легенда возвращается!

Издательский Дом «Третий Рим» возрождает знаменитый уникальный ежегодный автомобильный каталог «АВТОМОБИЛИ МИРА» – заказывайте издание за 2026 год в нашем интернет-магазине

27.11.2025

Вручены награды победителям XIII конкурса «Автомобиль года» национальной премии экспертов автомобильного бизнеса «Топ-5 Авто»

20.11.2025

В подмосковном КВЦ «Патриот Экспо» началась выставка «Вездеходер 2025»

В подмосковном КВЦ «Патриот Экспо» началась выставка «Вездеходер 2025»

На VII выставке «Вездеходер'25» можно ознакомиться с самой широкой линейкой отечественных вездеходов и даже пройти на них тест-драйв

14.11.2025

Шарль Леклер сделал предложение своей подруге Александре Сен-Млё

Шарль Леклер сделал предложение своей подруге Александре Сен-Млё

В Формуле-1 появится, пожалуй, самая гламурная супружеская пара

04.11.2025

За исторический электромобиль GM EV1 заплатили $104 000

За исторический электромобиль GM EV1 заплатили $104 000

Кто-то заплатил шестизначную сумму за электромобиль, который GM пытался стереть из своей истории

30.10.2025

ВАЗ получил национальную премию «Лучший промышленный дизайн России» за кроссовер LADA Azimut

ВАЗ получил национальную премию «Лучший промышленный дизайн России» за кроссовер LADA Azimut

По результатам голосования в национальной премии «Лучший промышленный дизайн России» победил будущий кроссовер LADA Azimut

20.10.2025

Самый быстро продаваемый электромобиль в мире BYD Seagull признан лучшим транспортным изобретением 2025 года

Самый быстро продаваемый электромобиль в мире BYD Seagull признан лучшим транспортным изобретением 2025 года

Электрический ситикар BYD Seagull с миллионным тиражом продаж попал в список лучших изобретений 2025 года по версии журнала Time

16.10.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.