Бразилия обвиняет BYD в рабской эксплуатации рабочих на строительстве завода в штате Баия
8 января 2025
Подрядчик BYD привез на стройку завода в бразильском городе Камакари сотни китайских рабочих по незаконным визам и эксплуатировал их в рабских условиях
Александр Климнов, фото Reuters
Один из крупнейших мировых производителей электромобилей – китайский BYD, привез сотни китайских рабочих по незаконным визам на строительство завода в городе в Камакари (штат Баия), сообщил агентству Reuters 7 января генеральный инспектор в Министерстве труда Бразилии, добавив, что компания пообещала соблюдать местное трудовое законодательство для рабочих, оставшихся в стране.
В общей сложности 163 человека из этих рабочих, нанятых подрядчиком BYD – компанией Jinjiang (Цзиньцзянь), в прошлом месяце были обнаружены работающими в условиях, которые, по словам бразильских властей, были «похожи на рабство».
Все 163 рабочих, которые были спасены трудовой инспекцией в декабре, уезжают или уже покинули Бразилию, сказала Лиана Дурао, которая возглавила расследование, объявленное в конце декабря трудовой инспекцией штата Баия.
Дурао сказала: «Все это было незаконно», добавив, что BYD будет оштрафован за каждого работника, оказавшегося в такой ситуации, не уточнив общую сумму, которую придется заплатить.
По ее словам, китайский автопроизводитель согласился скорректировать условия труда сотен работников, которые останутся в стране, в соответствии с бразильским трудовым законодательством.
По ее словам, к работе на строительстве бразильского завода были привлечены ~500 китайских рабочих.
BYD и Jinjiang не сразу ответили на запрос о комментариях.
Ранее BYD заявляла, что разорвала связи с Jinjiang, которая оспаривает обвинения бразильских властей.
Человек, близкий к BYD, сообщил Reuters, что китайская компания считает, что визы были выданы должным образом и что все сотрудники приехали добровольно для работы в Бразилии.
Завод стал символом растущего влияния Китая в Бразилии и примером более тесных отношений между обеими странами.
Официальный представитель министерства иностранных дел Китая Го Цзякунь, отвечая на вопрос об этом деле в среду на ежедневном брифинге, сказал, что китайское правительство всегда требовало, чтобы предприятия, финансируемые Китаем, работали в соответствии с законами и правилами.
Китай готов продолжать работать с Бразилией для укрепления обменов и сотрудничества, добавил он.
Органы по трудовым вопросам и представители BYD и ее подрядчиков, работающих в Баии, встретились во вторник, чтобы обсудить вопрос о том, как защитить права всех рабочих, занятых на заводе.
Проблемная стройплощадка завода BYD в бразильском Камакари, снятая в конце декабря с дрона
После завершения строительства завод сможет уже на начальном этапе производить 150 тысяч электромобилей.
Бразилия стала крупнейшим рынком BYD за пределами Китая.
Теперь неясно, будет ли строительство отложено из-за расследования условий труда на строительстве завода.
Компания BYD инвестировала $620 млн в создание производственного комплекса в Байе.
Почти каждый пятый электромобиль, проданный BYD за пределами Китая за первые 11 месяцев 2024 года, был реализован в Бразилии.
В декабре прокуратура по трудовым спорам назвала рабочих, нанятых китайской строительной фирмой Jinjiang Group, жертвами торговли людьми.
По словам следователей, фирма изъяла паспорта у 107 рабочих, удерживала большую часть их зарплаты и держала в антисанитарных условиях на скудном пайке, т.е. условия труда и проживания, реально соответствовали рабским.
Расследования по делу о рабстве могут повлечь за собой серьезные последствия для работодателей в Бразилии, в том числе ограничение их доступа к банковским кредитам.
А пока что, в связи с расследованием, правительство Бразилии приостановило выдачу временных виз для BYD.
Сообщения о нарушениях в штате Баия могут стать серьезным камнем преткновения в двусторонних отношениях Бразилии и КНР.
Бразилия уже давно стремится к увеличению китайских инвестиций.
Однако модель Пекина по привлечению китайских рабочих в страны, куда он инвестирует, представляет собой проблему для создания рабочих мест на местах, что стало приоритетом для бразильского президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы.
Расследование также привлекло нежелательное внимание к BYD, как раз тогда когда она стремится к глобальному расширению и укреплению своего доминирования на крупнейшем в мире автомобильном рынке Поднебесной, где на нее приходится более трети рынка электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV).
По словам Дурао, инспекторы труда продолжат следить за строительной площадкой завода BYD, чтобы убедиться, что рабочие, которые остаются работать на стройплощадке, больше не подвергались жестокой эксплуатации.
P.S. В целом для китайских автопроизводителей обвинения в нарушениях труда рабочих, отнюдь не редкость, например, в прошлом году Volkswagen предпочел закрыть свой завод в Синдзяне из-за обвинений в использовании на нем принудительного руда уйгуров. И вот теперь такие обвинения звучат уже со стороны Бразилии, что портит реноме не только конкретной компании, но и имидж всего китайского автопрома, да и Поднебесной в целом. Можно также припомнить и использование фактически рабского труда детей в Демократической республике Конго, где их заставляли вручную добывать из отвалов кобальтовую руду, нужную для аккумуляторов, а затем такой «грязный» товар скупали как раз китайские купцы.
Желание китайских производителей построить предприятия дешевле и быстрее объяснимы, но не любой же ценой – надо же и берега видеть, тем более теперь китайскому автопрому такие трудовые скандалы на фоне резкого ужесточения пошлин США и ЕС отнюдь не к чему. А вот если американский профсоюз UAW проявит «пролетарскую солидарность» – так это даст возможность вот-вот приступающей к работе администрации Трампа, предельно закрутить гайки против китайских электромобилей, фактически зарыв для них внутренний рынок Штатов, даже, при условии изготовления BEV в соседних американских странах.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.