ЕС поставил свою автомобильную промышленность на путь вымирания
14 июня 2024
Рост таможенных пошлин ЕС на импортные китайские электромобили до 50% приведет к уничтожению европейского автопрома
Александр Климнов, фото дзен.ру
По мнению английского издания The Telegraph Брюссель должен был бы твердо убедиться, что европейский автопром реально конкурентоспособен в области электромобилей, прежде чем вводить квоты против «китайцев» и целевые показатели по отказу от ДВС для отрасли.
На футбольном турнире Евро-2024 всем зрителям бросается в глаза логотип китайского производителя электромобилей BYD – одного из его главных спонсоров, но этот логотиип можно встретить и на стадионах во многих городах Германии.
В прошлую среду Европейский союз ввел повышенные тарифы на импортные китайские электромобили (тогда как обычные китайские автомобили с ДВС в Европу практически не экспортируются – авт.). С одной стороны, Европа приветствует китайские бренды, а с другой – говорит им, чтобы они убирались.
Эти противоречивые действия типичны для провальной реакции ЕС на электромобили. Его война с дешевым китайским импортом явно даст осечку – и все, чего Брюссель добъется в конечном итоге, так это сведет под корень некогда могущественную европейскую автомобильную промышленность.
Безусловно, что пока что протекционистские решения ЕС стали шокотепрапией для китайских производителей, планировавших продвинуть свои бренды в Европу.
Брюссель объявил, что введет дополнительные тарифы на импорт в размере до 38,1% (впрочем, для BYD этот тариф составил только 17,2%, а для Geely – 20%), причем, в дополнение к существующим 10-процентным сборам, таким образом, доведя налоговое бремя до почти что 50% на любые автомобили, которые китайские бренды ввозят в Евросоюз.
Такие действия ЕС последовали вслед за решением американского президента Джо Байдена ввести пошлины на китайские электромобили в размере 100% (и 25-процентные пошлины на тяговые батареи и их компоненты – авт.).
В результате ценовое преимущество (по мнению Брюсселя чистый демпинг – авт.), на которое планировали опереться такие компании, как BYD, Geely и NIO, чтобы зайти на рынок и начать наращивать присутствие на европейском континенте, было уничтожено.
Китайские электромобили в конечном итоге станут намного дороже для покупателей, а ЕС будет взимать огромные сборы с каждой проданной китайской «электрички».
Нетрудно понять, почему было принято такое решение. Чиновники в Брюсселе пришли в ужас от алармистских прогнозов насчет того, что китайские производители электромобилей уничтожат европейскую автомобильную промышленность, в которой по-прежнему занято около 13,8 миллиона человек, или 6% от общей численности рабочей силы, и которая генерирует 150 миллиардов евро ежегодного европейского экспорта.
Можно спорить о том, субсидируются ли китайские автомобили государством или просто производятся более эффективно компаниями, которые блестяще освоили технологию за очень короткий промежуток времени (истина, вероятно, находится где-то посередине).
И все же, отставляя эти рассуждения в сторону, можно сказать наверняка: европейских протекционизм затормозит наступление «китайцев» – трудно конкурировать, когда вы сталкиваетесь с 50-процентным налогом на каждый проданный электромобиль.
Впрочем, эта медаль имеет и обратную сторону – и несомненно будет иметь самые неприятные последствия для EC и вышедшей из него Великобритании, если, конечно, Лондон также поведется на введение аналогичных налогов.
И на это есть три причины: во-первых, любой, кто думает, что китайцы просто пожмут плечами, просто обманывает себя. Такие действия Брюсселя просто неизбежно будут означать возмездие со стороны Пекина. И уже есть сообщения о том, что КНР ответит пошлинами на импорт полноразмерных автомобилей из ЕС, в частности, на дорогие автомобили класса люкс, которые лучше всего продаются в Поднебесной.
Учитывая, что ЕС ежегодно экспортирует в Китай автомобилей на 18 млрд евро, и еще больше выручки дают местные совместные предприятия с европейскими производителями – это будет чрезвычайно болезненным для них.
Пошлины вполне могут коснуться и других товаров из ЕС. Дело не в том, что у Китая нет твердой торговой политики или что он всегда медлит с защитой своей промышленности.
Сразу после этого заявления капитализация ведущих немецких автопроизводителей обрушилась на 4,5 млрд евро, поскольку инвесторы приготовились к неизбежной реакции Пекина.
Автогиганты ЕС в конечном итоге с мрачной неизбежностью заплатят высокую цену и в конечном итоге окажутся отрезанными от того, что уже стало крупнейшим рынком в мире. Трудно считать это большой победой для кого-либо.
Во-вторых, европейские производители неизбежно будут отсиживаться за тарифными барьерами. У Европы долгая история торговых войн, тарифов и протекционизма, которая неизменно учит тому, что результат получается всегда один и тот же. Защищенной от внешней конкуренции отрасли больше не нужно конкурировать, поэтому она не утруждает себя инновациями и просто задирает цены, чтобы выжать легкую прибыль из карманов клиентов, у которых больше нет выбора.
Электромобили по-прежнему остаются новой технологией, и для того, чтобы они стали основным способом передвижения, еще необходимы огромные улучшения по их запасу хода, снижению массы тяговых батарей и развитию зарядной сети, но, прежде всего, по цене.
Это может произойти только в условиях жесткой конкуренции между множеством различных производителей. Однако как только будет создан уютный для европейского автопрома картель, отрасль просто на просто начнет стагнировать, что неизбежно приведет и к падению ее конкурентоспособности на мировом рынке, где европейским производителям уже не удастся спрятаться за тарифными барьерами.
Кроме того, новые тарифы будут оплачиваться, в конечном счете, непосредственно из карманов европейских автомобилистов. И это на фоне призывов национальных правительств по всей Европе по переходу на электромобили, чтобы помочь сократить выбросы CO2 и достижению глобальной цели для всего континента по нулевому уровню выбросов парниковых газов. Теперь же выясняется, что и на эту, вполне благую, цель де факто вводятся огромные налоги.
Формально все ограничения и квоты (по отказу от автомобилей с ДВС или ICE – авт.) остаются в силе, но электромобили окажутся намного дороже, чем должны были бы быть, что неизбежно истощит покупательную способность населения и обескровит экономику потребления, а также фактически вводит налог на переход на «зеленые источники» энергии. Трудно придумать более алогичную или даже вредительскую политику.
На самом деле, даже по меркам некомпетентных чиновников в Брюсселе, это бардак. ЕС должен был бы полностью убедиться, что его автопром конкурентоспособен в области электромобилей, прежде чем вводить квоты и целевые показатели для отрасли.
Еврочиновники должны были убедиться, что их собственная промышленность впереди в технологиях, и разработать способ масштабирования производства, чтобы выпускать недорогие электромобили, которые были бы конкурентными на мировом рынке.
Причем, ЕС начнет взимать эти дополнительные сборы уже с июля, даже несмотря на то, что завершение расследования о нечестной конкуренции намечено лишь на ноябрь. Более того, Еврокомиссия уже угрожает другим китайским производителям допсбором в размере 38,1%, если они не будут сотрудничать со следствием. Согласным компаниям обещают «всего» 21%. Под раздачу могут попасть не только сугубо китайские компании, но и «европейцы». Например, BMW поставляет в Европу из КНР кроссоверы BMW iX3 и электромобили Mini, а Renault возит оттуда электрохэтчбеки Dacia Spring (самые дешевые, а значит и популярные в Европе – авт.). Даже Tesla поставляет в Евросоюз седаны Model 3 именно китайского производства.
Такие концерны как BMW Group, равно как и Mercedes-Benz Cars, и Volkswagen Group, негативно оценивают новые таможенные правила, справедливо опасаясь ответных мер, которые могут больно ударить по всей немецкой автопромышленности. Например, у Мерседеса 30% всех мировых продаж в первом квартале этого года пришлось на Китай. Еще раньше заградительные пошлины раскритиковало руководство концерна Stellantis. Даже Илон Маск заявил, что ни он, ни Tesla не просили об этих пошлинах и были сильно удивлены их введению. Автопроизводители лучше чиновников знают положение в своей отрасли и понимают, что Китай занял доминирующее положение в сегменте электромобилей (и аккумуляторов к ним – авт.), а значит, его просто невозможно «выключить» из международных производственных цепочек и глобальной торговли.
На фоне такого недружественного (точнее нерыночного) отношения, неудивительно, что, например, китайский автопроизводитель Great Wall Motor (GWM) планирует в августе текущего года закрыть свою европейскую штаб-квартиру в Мюнхене. Компания сократит около 100 сотрудников. Таким образом, GWM уже корректирует свою европейскую стратегию, поскольку рынок электромобилей в Старом Свете становится все более и более сложным, подчеркивают в компании. Автомобильный бизнес в Европе будет управляться удаленно из офиса в Китае.
P.S. В кильватере американской антикитайской политики следует и Турция, которая также поднимает на 40% пошлины на все импортируемые автомобили из Китая. Минимальный тариф составит $7000. При этом у Анкары есть и свои цели: она стремится ограничить импорт и сократить дефицит внешнеторгового баланса.
В 2023 году Турция уже повышала таможенные пошлины, тогда они коснулись китайских электромобилей. Это было сделано, чтобы поддержать выпуск первого в стране электромобиля турецкого производства. Кроме того, Анкара борется с инфляцией, которая в конце мая превысила 75%.
Скорее всего рьяность Белого дома и Брюсселя в области антикитайских таможенных барьеров во многом объясняется попыткой наказать Пекин за помощь Москве.
И при этом, приходит информация, что ряд китайских марок подумывает об уходе с российского рынка, опасаясь новых санкций для стран, сотрудничающих с Россией… Как показывают последние события – такое решение будет двойным поражением – и на «цивилизованные» рынки КНР не пустят, и в России закрепятся только те китайские бренды, которые будут развивать здесь свое производство без оглядки на коллективный Запад. В свою очередь электромобильной отрасли в Поднебесной еще есть куда расти, а также экспортировать свою продукцию кроме рынков США и ЕС, хотя и ключевых по объемам и прибыльности, но все более недоступных для нормальной конкуренции.
Пока Вы читали эту статью, Ваш бизнес мог заработать на 10% больше. Как это реализовать? Сейчас все расскажу…
Меня зовут Любовь и я открываю двери в мир технологических решений для Вашего бизнеса! Вот мой Тelegram: Пообщайтесь со мной!
Объем производства ТС в РФ за 10 месяцев 2024 года вырос на 34,3% к 2023 году, но все еще на 45,6% ниже допандемийного 2019-го из-за обвала производства легковушек