Евросоюз запретит с 2035 года продажу новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания

Евросоюз запретит с 2035 года продажу новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания

Евросоюз запретит с 2035 года продажу новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания

16 июля 2021


Что говорят немецкие автопроизводители, а также ACEA и VDA о климатическом плане ЕС «Fit for 55» по снижению выбросов CO<sub>2</sub> на 55% уже к 2030 году


автор

Александр Климнов, фото auto, motor und sport


В нынешнею среду 14 июля 2021 года президент Комиссии ЕС Урсула фон дер Ляйен представила климатический план «Fit for 55» (FF55), заключающийся в массированном (на 55%) сокращении выбросов CO2 в Европейском союзе к 2030 году. Данный план несет далеко идущие последствия для автомобильной промышленности, так как не только предусматривает быстрое расширение инфраструктуры зарядки для электромобилей, а также заправочной инфраструктуры для машин на водородных топливных элементах, но фактически ьозначает конец для всех автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, начиная с 2035 года.

Справка: около четверти выбросов CO2 в Евросоюзе приходится на транспортный сектор в котором вклад автомобилей составляет 12%. В случае окончательного принятия плана Комиссии ЕС ежегодные выбросы новых транспортных средств к 2030 году должны быть уменьшены на 55% к уровню 2021 года. Ну а на 2035 год снижение к 2021 году должно составить, вообще, все 100%. Это означает, что с данного года все новые зарегистрированные в Евросоюзе автотранспортные средства должны быть с нулевыми выбросами (ZE). В настоящее время таковым соответствуют только аккумуляторные электромобили (BEV) или транспортные средства, которые могут быть заправлены водородом (FCEV), биотопливом или т.н. «электронным топливом» – это топливо (бензин, дизель и авиакеросин) созданное не из ископаемых углеводородов, а из «зеленого водорода», полученного гидролизом воды (преимущественно от морских ветряков, т.н. оффшорных) и атмосферного углерода.

Никакого ужесточения потребления CO2 для автопарка
Нормативные значения выбросов CO2 для новых автомобилей, которые с 2020 года составляют 95 г CO2 на километр пробега, не будут корректироваться. Цель состоит в том, чтобы сократить потребление углеводородов новыми машинами на 15% к 2025 году и на 37,5% к 2030 году, а также обеспечить надежное планирование снижения выбросов в автомобильной промышленности. Однако, начиная с 2030 года, целевые показатели потребления топлива автопарком также коснутся и небольших автопроизводителей (от 1000 до 10 000 новых автомобилей в год), которые базируются как внутри, так и за пределами ЕС. Для производителей с объемом продаж менее чем 1000 новых автомобилей в год продолжат действовать менее строгие нормы выбросов.

В целях улучшения инфраструктуры зарядки в ЕС предусматривается кардинальное расширение количества зарядных станций и водородных заправок. Так, зарядки для электромобилей должны будут располагаться на крупных магистралях через каждые 60 километров, а для водородомобилей – через 150 километров (это весьма серьезно, так как на сегодня водородных заправок в Европе в отличие от чарджеров практически нет).

Топливо дорожает
Кроме того, «Зеленая сделка» разработанная Комиссией ЕС во главе с Урсулой фон дер Ляйен предусматривает новую специальную систему торговли выбросами CO2 для топлива. Это, «естественно», сделает углеводородное топливо (бензин, дизель, да и LPG c CNG) еще более дорогим для конечного потребителя. Если тонна CO2 будет обходиться европейским производителям топлива от 40 до 50 евро, то литр бензина в ЕС, по оценкам, будет дороже еще на 10-12 евроцентов. В настоящее время цена за тонну выброшенного в атмоферу CO2 составляет 25 евро (кстати, по оценкам в России такой налог в перспективе может обойтись в 10 евро за тонну CO2).

По данным Комиссии ЕС, преимущества климатического пакета перевешивают затраты на переходный период в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Однако она также видит риск того, что более бедные домохозяйства, малый бизнес, а также автомобилисты и автотранспорники окажутся под большим давлением. Доход от ценообразования на CO2 (25%) будет реинвестирован в инновации, экономический рост и новые рабочие места. В рамках нового социального фонда, завязанного на изменение климата, государства-члены получат средства, которые, кроме прочего, они смогут распределить среди граждан для поддержания их мобильности в «зеленом» варианте. В период с 2025 по 2032 год в фонд будет перечислено 144,4 млрд евро.

Чтобы предотвратить перенос производства с интенсивным выбросом CO2 в менее зарегулируемые страны (читай в Россию etc.), ЕС вводит цену на выбросы CO2 (ТУР) и на импорт определенных продуктов в рамках системы корректировки границ выбросов CO2, что больше всего ударит по России и Китаю, но и по США тоже.

Утвержденный пакет FF55 пока еще не имеет обязательной силы. Прежде всего, страны-члены Евросоюза должны договориться еще до того, как депутаты Европарламента проголосуют за этот амбициозный проект. Однако на национальном уровне, вероятно, возникнет сильное сопротивление (конечно возникнет – особенно в Польше, чья электрогенерация на 75% зиждется на угле – авт.).

Эксперт Хольгер Виттих из журнала Auto, Motor und Sport считает: «Зеленая сделка» президента Комиссии ЕС Урсулы фон дер Ляйен – это молот и наковальня для автомобильной промышленности и автомобилистов. Потому что двигатель внутреннего сгорания находится практически приговорили к 2035 году, но к этому сроку мобильность снова станет значительно дороже. В качестве подушки безопасности для домашних хозяйств должен существовать климатический социальный фонд, с помощью которого граждане могут получить более легкий доступ к чистой мобильности. Однако амбициозные планы Комиссии ЕС еще не иссякли. На национальном уровне будет противостояние по многим пунктам. Будь то защита автомобильной промышленности в Германии или признание ядерной энергетики в качестве устойчивого источника энергии во Франции. Климатический тариф также может вызвать новые международные торговые конфликты.

Президент Европейской автомобильной ассоциации ACEA и он же генеральный директор BMW Оливер Зипсе, заявил: «Амбициозные климатические цели требуют конкретных обязательств со стороны всех участников. Европейская комиссия сегодня очень четко дала понять, что «Зеленая сделка» может быть успешной во всех государствах-членах ЕС достигнута только вкупе с обязательными программами по расширению зарядной сети и инфраструктуры водородных заправок. Это важно для того, чтобы миллионы электромобилей, которые европейские автопроизводители выведут на рынок в ближайшие годы имели возможность зарядки и способствовали беспрецедентному сокращению выбросов CO2 в транспортном секторе». Но он такдже высказал опасение:«Текущее предложение по еще большему сокращению выбросов CO2 к 2030 году потребуют дальнейшего значительного увеличения рыночного спроса на электромобили в самые короткие сроки. Без значительного увеличения усилий всех заинтересованных сторон, в том числе государств-членов ЕС и всех вовлеченных секторов, предлагаемая цель просто-напросто недостижима».

Зипсе также подвергается критике со стороны экологов, когда говорит: «В контексте предлагаемых технологических ограничений с 2035 года мы призываем все институты ЕС сосредоточиться на инновациях, а не предписывать или попросту запрещать определенные технологии».

А вот концерн Volkswagen Group горячо поддержал план FF55. В его заявлении говорится: «Volkswagen Group приветствует подход, принятый Европейской комиссией. Пакет «Fit for 55» четко указывает, что Комиссия ЕС признала безотлагательность ситуации и «Зеленая сделка» теперь из теории, превращается в реальность. Переход Европы к нейтрализации выбросов CO2 – это огромная возможность для Евросоюза. В нашей борьбе с изменением климата Европа должна быть мировым лидером».

В свою очередь генеральный директор Volkswagen Group Герберт Дисс изложил свою (и весьма оптимистичную – авт.) личную позицию: «Смелый и впечатляющий пакет. Основные направления верны. Темп правильный, Европейская комиссия создала знамение времени, признанные, и государствами-членами Евросоюза, которые до сих пор тормозили в данном вопросе. Необходимо понять, что ЕС должен действовать решительно для достижения поставленных [F55] целей к 2030 году. Досрочный отказ от угля, более широкое использование возобновляемых источников энергии, общеевропейская система ценообразования на выбросы CO2! Предстоит ввести еще одну систему торговли квотами на выбросы CO2 для транспортных средств и зданий – и это правильный путь. Также очень последовательно воздушные перевозки лишаются права на бесплатное загрязнение атмосферы (кстати на них приходится свыше четверти выбросов всех парниковых газов на транспорте – авт.), морские перевозки также должны быть включены в существующую систему торговли выбросами. Все верно – за выброс СО2 должна быть назначена цена! Компания Volkswagen привержена идее #GreenDeal – мы рассматриваем это как возможность для себя! Электрификация автотранспорта будет снова ускорена и поддержана обязательными программами по расширению инфраструктуры зарядки.

В 2030 году доля электромобилей в новом автопарке ЕС составит около 60%. В Германии, вероятно, она составит до 75%. С 2035 года в ЕС должны регистрироваться только такие машины, которые вообще не выделяют загрязняющие выхлопные газы – это даже излишний запрет на использование ICE, в котором, в принципе, не было необходимости, потому что к 2030 году электрическая мобильность итак будет преобладать во всех странах-членах ЕС!».

В Audi также комментирует план Комиссии ЕС: «Еще в июне у Audi был амбициозный план перехода на эдектронную мобильность – так мы объявили, что производство ICE будет постепенно прекращено к 2033 году. Производство последнего полностью нового двигателя внутреннего сгорания от Audi начнется всего через четыре года. А с 2026 года наш бренд премиум-класса будет выводить на мировой рынок новые модели только с электроприводом. Благодаря этой решительной и действенной дорожной карте электрификации наша компания уже опережает нормативные требования по трансформации, запланированные ЕС. В то же время, выбирая конкретную дату перехода на раннем этапе, мы получаем время, необходимое для системного контроля изменений, целенаправленного использования наших финансовых ресурсов и переучивания наших сотрудников на этом пути. Предложения ЕС амбициозны, и чрезвычайно важно им соответствовать».

В концерне Daimler AG говорят: «Daimler приветствует пакет FF55 от Комиссии ЕС. Для ускоренного роста электромобильности нам нужна комплексная инфраструктура зарядки: достаточное количество зарядных станций, высокопроизводительные электрические сети, а также экологически чистая и доступная электроэнергия. К 2030 году мы будем готовы присутствовать во всех сегментах рынка со своими электромобилями – от A-класса до S-класса».

А вот Главная ассоциация автомобильной промышленности Германии (ZDK) считает, что климатический пакет – неправильный путь. Президент ZDK Юрген Карпински сказал: «Те, кто в одностороннем порядке привержены электромобильности, упускают прекрасную возможность очень быстро и устойчиво способствовать достижению климатических целей на основе климатически нейтральных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. Автомобилистам также нужна надежная перспектива того, что в обозримом будущем будут доступны заменители ископаемого топлива. От политиков требуется продвигать также и альтернативные виды топлива, а не только электромобили, потому что в будущем появятся люди, для которых BEV по разным причинам исключен. Транспортные средства с климатически нейтральными двигателями внутреннего сгорания также должны иметь будущее с точки зрения потребителя. Кроме того, водородные топливные элементы также могут быть достойной альтернативой не только для привода большегрузных грузовиков. Только сочетание технологий может гарантировать доступную индивидуальную мобильность в долгосрочной перспективе. С помощью одной только электромобильности климатические цели не могут быть достигнуты в основном из-за неадекватной инфраструктуры зарядки в Европе. Нам нужна технологическая открытость, чтобы укрепить Германию как место ведения бизнеса и, следовательно, европейское экономическое пространство».

P.S. То, что эра двигателей внутреннего сгорания (а также турбореактивных и турбовинтовых моторов в авиации) так просто не уступит свое место под солнцем понятно всем думающим людям – в мире слишком велики капиталовложения в моторостроение, в котором слишком много высоквалифицированных рабочих мест и слишком много заинтересованных поставщиков комплектующих, не говоря уже о поставщиках тех самых углеводородов (прежде всего нефти). Кроме того, и законы рыночной экономики никто не отменял – если спрос на ископаемое сырье (читай нефть) упадет, то и цены на него снизятся при избытке предложения, а это или приведет к возобновлению ее потребления, которое пока что как считается в Евросоюзе, можно задавить налогами (тем самым ТУР), но прочие-то страны даже «золотого миллиарда» себе не враги в плане экономики, так что Парижское Соглашение и тем более «Зеленая сделка», если и будут выполняться в ЕС, то точно не в полном объеме за его пределами и со значительными задержками.

Идея же углероднейтральных ДВС и ГТД на «электронном», био- и водородном топливе видится вполне плодотворной. Кроме того, потребители (кроме последователей Греты Тунберг) не готовы к столь быстрым изменениям и просто экономически не потянут пересадку на втрое более дорогие и менее удобные при повседневной эксплуатации – именно это и выступает предметом критики плана FF55 представителями европейского автопрома, да и не только его, так в объективных противниках FF55 также европейские металлурги, нефтехимики, химики, производители цемента и проч. и проч. В общем, по данным исследовательского центра InfluenceMap на сегодня за FF55 выступают только 36% промышленных ассоциаций Европы, преимущественно энергетики, которым проще перестроиться и которые получают набольшую долю дотаций. Кроме того, предполагаемый FF55 углеродный налог (ТУР) противоречит правилам ВТО и кроме России также не устраивает таких крупных экспортеров в ЕС как Китай и США (нежданные союзники).
 
P.P.S. Напомню, что даже неэкономичный паровой двигатель, а КПД у лучших двигателей на пару был не выше 10-12%, а в среднем 7-8%, вытеснялся высокоэкоэффективным (КПД свыше 40%) дизелем на железной дороге и на судах более полувека – с 1920-х по 1960-е. Так, что будущее устойчивой и при этом углероднейтральной мобильности – точно за многовариантными решениями, где найдется место не только электромобилям, но и автомобилям на альтернативных видах топлива с нейтральным выбросом по углероду.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru 


Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ВАЗ углубился в Узбекистан

ВАЗ углубился в Узбекистан

АВТОВАЗ начал сборку моделей LADA в Узбекистане совместно с местной компанией Roodell

21.09.2021

В российском автопроме появится собственный бренд производителя АКБ и накопителей – РЭНЕРА

В российском автопроме появится собственный бренд производителя АКБ и накопителей – РЭНЕРА

«Росатом» запустит к 2026 году в Калининградской области на площадке Балтийской АЭС гигафабрику по выпуску аккумуляторов и конденсаторов-накопителей для 45 тыс. BEV

17.09.2021

Чехия против «зеленых фанатиков», стремящихся запретить выпуск автомобилей с ДВС после 2035 года!

Чехия против «зеленых фанатиков», стремящихся запретить выпуск автомобилей с ДВС после 2035 года!

Правительство Чешской Республики не намерено идти на поводу у Еврокомиссии, которая может уничтожить чешский автопром запретом на выпуск ICE с 2035 года

14.09.2021

ГАЗ уже неделю вынужден гнать некомплектные машины из-за проблем с поставками полупроводников

ГАЗ уже неделю вынужден гнать некомплектные машины из-за проблем с поставками полупроводников

Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин гарантировал, что поставки «скорой помощи» и школьных автобусов не будут сорваны из-за дефицита электронных компонентов

10.09.2021

Российский автопром нарастил производство за 7 месяцев 2021 года более чем на треть

Российский автопром нарастил производство за 7 месяцев 2021 года более чем на треть

Рост производства российских автомобилей стимулируется закупками в рамках региональных госпрограмм

31.08.2021

Автопрому отложили применение ЭРА-ГЛОНАСС из-за дефицита микрочипов

Автопрому отложили применение ЭРА-ГЛОНАСС из-за дефицита микрочипов

С 16 сентября российским автозаводам временно разрешат не оснащать выпускаемые автомобили системой ЭРА-ГЛОНАСС  

24.08.2021

Бу Андерсена призвали поднимать узбекский автопром

Бу Андерсена призвали поднимать узбекский автопром

«Узавтосаноат» назначил Бу Андерссена CEO UzAuto Motors (бренд Chevrolet в Узбекистане)

24.08.2021

Возврат к списку