Господдержка ушла от автопрома к новым территориям
10 февраля 2023
Мипромторг РФ секвестировал половину программы грантов локализации автокомпонентов
Александр Климнов, статья частично создана с участием искусственного интеллекта, фото «Третий Рим»
Автомобильная промышленность выступает жизненно важной отраслью для многих стран, в том числе и для России. И для ее развития Фондом развития промышленности (ФРП) была принята программа грантов «Автокомпоненты» для их локализации.
Однако необходимость выделения средств на восстановление промышленности ЛНР и ДНР, Херсонской и Запорожской областей, повлияла на финансирование российского автопрома. Так, согласно проекту бюджета, на ее финансирование в 2023 году было выделено 6,9 млрд руб., но теперь бюджет скорректирован Минпромторгом РФ.
Минпромторг секвестирует средства в объеме 3 млрд из программы грантов «Автокомпоненты» Фонда развития промышленности (ФРП) для поддержки локализации, в результате оставшихся средств (~3 млрд руб.) хватит на поддержку лишь двух проектов, рассказали источники «Ъ».
Изображение (также и на заставке) создано с помощью искусcтвенного интеллекта по запросу «Сокращение финансирования программы локализации Российского автопрома»
Так, 9 февраля замглавы Минпромторга Алексей Беспрозванных сообщил, что промпредприятия в ЛНР получат 1 млрд руб. на развитие. По его словам, создание региональной программы развития промышленности для таких субъектов — первоочередная задача, стоящая перед Минпромторгом в 2023 году.
Российская автомобилестроительная отрасль испытывает острую потребность в господдержке, средства на которую и так собраны с автоконцернов за счет утильсбора. Впрочем, в ФРП отметили, что у него имеется возможность выдать займы на компоненты из имеющихся средств.
Справка: речь идет о программе, в рамках которой предоставляются займы под 1% годовых на создание серийных производств узлов и агрегатов для колесных транспортных средств и спецтехники, а также увеличения масштабов выпуска автокомпонентов. Размер займов варьируется от 100 млн до 5 млрд руб., говорится в параметрах программы. В 2022 году, как сообщал Минпромторг, по программе «Автокомпоненты» было выдано 14 займов на общую сумму 45,2 млрд руб. Заемщиками по этой программе стали АВТОВАЗ, КАМАЗ, АЗ «Урал» и другие компании.
Источник «Ъ» отмечает, что сейчас по программе заявлены в основном проекты от автоконцернов, запросы финансирования по каждому из них стартуют от 1,5 млрд руб. Однако имеются и несколько заявок с финансированием в объеме 3–4 млрд руб.
В последние годы российская автомобильная промышленность столкнулась с рядом проблем, включая снижение продаж, усиление конкуренции и перестройку потребительских предпочтений. Пандемия COVID-19 лишь усугубила данные проблемы, что привело к снижению спроса на автомобили и оказало дополнительное давление на отрасль. Теперь же секвестирование средств на поддержку отрасли явно не прибавит ей конкурентоспособности и осложнит восстановление объемов производства.
Помимо экономических проблем, конфликт в ЛНР и ДНР, переросший в СВО, также создал значительную политическую и экономическую неопределенность. Эта неопределенность мешает российским автопроизводителям принимать стабильные бизнес-планы, с соответствующими инвестиционными решениями, что приводит к замедлению восстановления отрасли и роста уровня локализации.
Несмотря на эти проблемы, положительными моментами для российского автопрома выступает то, что правительство приняло ряд мер по поддержке отрасли, включая налоговые льготы и стимулирование инвестиций. Кроме того, отрасль работает над разработкой новых технологий, включая электромобили и беспилотники, что может стимулировать рост, а также инновации.
Ситуация с господдержкой в отечественном автопроме в целом близка к критической, отмечают источники «Ъ». В том числе они говорят об исчерпании средств на программу льготного автокредитования по машинам с ДВС (ICE).
Изображение создано с помощью искусcтвенного интеллекта по запросу «Сокращение финансирования программы локализации Российского автопрома»
Сложности с финансированием программ в отрасли возникли еще при формировании федерального бюджета, поскольку традиционно на них направлялись средства утильсбора от недостаточно локализованных иностранных производств в РФ, которые сейчас в основном простаивают.
Обычно запрос автопрома на дополнительное финансирование решался также за счет утильсбора, который регулярно индексировали, а «избыток» средств, собранных с локальных заводов, направляли на субсидии. В январе глава АВТОВАЗа Максим Соколов предлагал повысить утильсбор, но в последние два года власти такой меры избегали из-за рисков роста цен на автомобили и связанной с этим социальной напряженности. Источник “Ъ” говорит, что можно было бы повысить ввозные пошлины, но эти средства «точно не отдадут из бюджета», поскольку он запланирован дефицитным.
Кроме того, эксперты отмечают, что средств программы в любом случае бы не хватило – в 2022 году Минпромторг оценивал потребность в финансировании локализации компонентов в 100 млрд руб.
В ФРП поясняют, что и без дополнительной докапитализации в распоряжении фонда: «Имеется 75 млрд руб. на все программы финансирования, часть из которых может быть направлена в том числе на проекты по выпуску автокомпонентов».
Автомобильный эксперт Владимир Беспалов отмечает, что без создания компонентной базы невозможно построить собственный автопром. В то же время за счет только собственных средств автоконцернов это будет реализовать сложно, если стоит задача создавать добавленную стоимость в стране.
P.S. Ко мнению эксперта В.Беспалова можно только присоединиться, а учитывая, что эксперты из КНР предсказывают, что уже до конца нынешнего года на нашем рынке могут появиться до 100 (!) китайских марок, а также производители из Ирана, то перспективы российского автопрома представляются весьма тревожными. Отсюда, вполне возможно, например, введение ограничений по параллельному импорту, хотя повышение утильсбора на фоне почти полного сворачивания сборки «российских иномарок», может оказаться неэффективным. В любом случае законодателям, очевидно, придется взаимодействовать с автопромом в режиме «ручного управления».