Политика повальной электромобилизации Европы приведет к потере от 140 до 300 тысяч рабочих мест
5 ноября 2024
Производители и национальное руководство стран-автопроизводителей бьют тревогу, предрекая отрасли крах из-за перехода на электромобили
Александр Климнов, фото производителей
Еврокомиссия уже не первый год действует максимально жестко в отношении традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ICE).
По принятому ЕС плану, начиная с 2035 года продажа ICE будет фактически поставлена на стоп (чтобы достигнуть углеродной нейтральности к 2050 году – авт.), что, естественно, кардинально «перепашет» нынешнюю европейскую автомобильную промышленность.
В связи с этим немецкая автомобильная ассоциация VDA заказала институту Prognos исследование перспектив рынка труда в немецкой автоиндустрии. Результаты оказались совершенно обескураживающими.
За точку отсчета исследователи взяли допандемийный 2019 год, причем, и за прошедшие пять лет в автопроме и смежных отраслях ФРГ уже было сокращено 75 тысяч рабочих мест!
Так, в металлургии рабочих стало меньше на 8900 человек. Компенсация оказалась лишь частичной: в других областях создано только 29 тысяч рабочих мест. То есть «баланс» пяти лет – минус 46 тысяч мест.
И если положение дел не изменится, к 2035 году это число вырастет до 186 тысяч! То есть в автопроме Германии работу потеряет еще 140 тысяч человек.
Объем занятости в Германии при различных долях электропривода в объеме выпускаемых легковых машин
На эту перспективу работает сразу множество факторов, которые прямо сейчас взяли за горло концерн Volkswagen Group.
Прежде всего, это растущая себестоимость производства, замедление темпов роста продаж электромобилей и нарастающая конкуренция с китайскими компаниями.
Однако даже если европейские покупатели все же более или менее охотно и, добавлю, добровольно пересядут на электромобили, это лишь усугубит ситуацию, поскольку производство чисто аккумуляторных машин (BEV) проще, чем бензиновых и дизельных ICE.
У электродвигателей, естественно, гораздо меньше деталей, чем у ДВС (по сути всего два подшипника), а от коробки передач можно отказаться вообще. В результате становящиеся ненужными рабочие места как на автомобильных заводах, так и на предприятиях поставщиков автокомпонентов подлежат сокращению.
Самыми рискованными специальностями в отчете названы все профессии связанные с металлообработкой и сваркой, а также управленцы нижнего и среднего звена, поскольку им зачастую станет некем руководить.
С другой стороны, увеличится спрос на IT-специалистов, электротехников и (в меньшей степени) инженеров-механиков. При любом раскладе будет потеряно гораздо больше рабочих мест, чем создано.
Ранее министр окружающей среды и энергетической безопасности Италии Гилберто Пичетто Фратина так прямо и заявил, что регламент 2035 года должен быть пересмотрен или вовсе отменен, поскольку нынешнее «идеологическое видение ЕС» уже провалилось.
Г-н Фратина добавил, что план был изначально абсурден, а самому Евросоюзу сейчас «нужна прагматичная позиция». Не остался в стороне и министр промышленности Италии Адольфо Урсо, призвав пересмотреть спорный регламент уже в следующем году, а иначе весь европейский автопром может попросту рухнуть, а такие исторические бренды супер- и гиперкаров как Ferrari и Lamborgini, а также Porsche – уйдут в историю.
P.S. Несмотря на то, что прямого запрета на ДВС с 2035 года нет, но единственной реальной альтернативой (для тех же Ferrari и Porsche) остается т.н. «электронное жидкое топливо» – e-бензин и е-дизель, а также «электронный авиакеросин» для реактивных двигателей (e-Jet), получаемые сложным технологическим путем с использованием углерода из атмосферы из «зеленого» водорода, в свою очередь за счет вырабатываемого за счет электричества преимущественно от оффшорных (морских) ветряков.
Такое топливо считается экологически нейтральным, так как сколько CO2 при его производстве связывается – столько же и выделяется при сжигании в ДВС. Однако, очень низкий энергетический КПД такого «электронного» топлива пока что экономически неприемлем, а физический объем производства мизерный, причем, до 2035 года существенно нарастить его не удастся – разве что поспособствует авиаиндустрия, ведь столь же безопасной и одновременно столь же экологически чистой альтернативы авиакеросину кроме e-Jet на ближайшие десятилетия фактически нет, к тому же при его применении конструкцию авиалайнеров переделывать не придется, тогда как водород в чистом виде пока что топливо гораздо более капризное и опасное, к тому же требующее кардинального пересмотра конструкции самолета и его двигательной установки.
P.P.S. Ну а касательно сокращения рабочих мест – ранее оптимисты предполагали, что первоначально электромобилей придется выпускать больше, чем автомобилей для скорейшего обновления ими автопарка, да вот реальность вносит свои коррективы, а тут еще и конкуренция с китайским автопромом, который умудряется делать доступные электромобили на треть дешевле, чем в Германии…
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Объем производства ТС в РФ за 10 месяцев 2024 года вырос на 34,3% к 2023 году, но все еще на 45,6% ниже допандемийного 2019-го из-за обвала производства легковушек