Производство автомобилей в России может встать из-за санкций

Производство автомобилей в России может встать из-за санкций

25 февраля 2022


Мировые автопроизводители рассматривают возможность сворачивания производственной деятельности в России


автор

Александр Климнов, фото производителей


К сожалению, развитие событий вокруг российской экономики в свете ужесточения антироссийских санкций со стороны США и ЕС не предвещает ничего хорошего ни нашему авторынку, ни автопрому. Впрочем, пока что катастрофы не произошло.

Мировые автопроизводители изучают возможность приостановки своей торговой и производственной (у кого она есть) деятельности. Прежде всего, в числе отказников выступают европейские автопроизводители, над которыми повис меч ограничений со стороны ЕС. Прецеденты уже есть, так в 2018-м французскому концерну PSA (ныне часть группы Stellantis) пришлось уйти из Ирана из-за срыва сделки с США по ядерной программе и введения санкций против этой страны.
3.jpg
Мы уже писали накануне об интервью главы концерна Stellantis Карлоса Тавареса (позавчера), в котором он заявил: «Если реальность будет такова, что мы не сможем производить поставки на завод, мы будем вынуждены либо перенести это производство на другие заводы, либо столкнуться с ограничениями».
2.jpg
Впрочем, в российском офисе Stellantis заявляют, что пока не рассматривают сценарий ухода из России и закрытие завода в Калуге, на котором собирают легковушки и LCV под брендами Peugeot, Citroen, Opel и Fiat, а также дизельные моторы.

Впрочем, такой сценарий исключать нельзя, так как пока что не известен масштаб падения курса рубля, а также и объем и жесткость нового пакета санкций, включая и его влияние на западных автпроизводителей, построивших свои сборочные заводы в РФ.
4.jpg
Помимо группы Stellantis производством автомобилей в России располагает и немецкий концерн Volkswagen Group – это собственный калужский завод ООО «Фольксваген Груп Рус» (здесь также собирают двигатели) и контрактная сборка на ООО «АЗ ГАЗ» в Нижнем Новгороде.

Также в нашей стране выпускается широкий ряд легковых моделей Renault Group на заводах в Москве (ЗАО «Рено Россия») и в Тольятти (АО «АВТОВАЗ»), при этом французский концерн выступает главным акционером АВТОВАЗа (66,7%) и входит в альянс с компанией Nissan Motor (ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус»), у которой тоже имеется завод в России (в поселке Парголово под Санкт-Петербургом). В российском представительстве Renault и Nissan ситуацию пока не комментируют, но есть свежее интервью главы Renault Group Луки де Мео изданию Financial Times о рисках остановки российских автозаводов из-за нынешнего геополитического кризиса на Украине.
1.jpg
Глава Renault Group заявил, что под удар могут попасть российские автозаводы группы. В случае запрета на поставку компонентов, в России остановится производство не только автомобилей бренда Renault (выпуск автомобилей брендов Datsun и Nissan на ВАЗе остановлен ранее по чисто маркетинговым соображениям – авт.), но и LADA (фото выше и на заставке).

Пока такой запрет не введен, но он весьма вероятен. Поэтому, по словам главы Renault Group, концерн уже сейчас изучает альтернативные варианты поставок компонентов для своих российских автозаводов. Впрочем, в случае жестких санкций, если иностранным (прежде всего европейским – авт.) компаниям запретят сотрудничать с Россией в плане использования западных технологий или программного обеспечения, это не поможет.

Помимо автосборочных производств на российской территории работают европейские производители комплектующих: шин (например, Bridgstone, Continental, Michelin, Nokian, Pirelli и Yokohama), аккумуляторов, систем ABS/ESP (например Bosch), и так далее. Вот их возможный уход может напрямую остановить российские автозаводы, включая, не только АВТОВАЗ (LADA), но и ГАЗ и УАЗ. Причем над ГАЗом угроза прямых санкций со стороны американского конгресса (из-за попавшего в американский санкционный список его владельца Олега Дерипаски) висит уже не первый год.
Zastavka_1.jpg
Пока что исключением смотрится завод Haval (ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус») в Тульской области, так как комплектующие на него идут непосредственно из Китая.
5.jpg
Корейские бренды Hyundai и KIA (концерн HMC Group) также могут обойти возможные ограничения и решить вопрос с комплектующими (например поставлять их со своих СП в том же Китае – авт.). Однако при любом раскладе отечественный авторынок ожидает очередной большой стресс-тест (после 2009-го и 2015-го годов), вызванный дефицитом новых автомобилей и взлетом цен – в том числе из-за девальвировавшейся российской валюты.

Под санкционный удар по мнению журнала «Авторевю» может попасть весь автопром РФ, а не только локальная сборка «российских иномарок». Например, АВТОВАЗ до 20% комплектующих получает из-за рубежа. У остальных автозаводов (ГАЗ, УАЗ и КАМАЗ) доля импорта не меньше и заменить его реально нечем. Также российские автозаводы используют роботизированные комплексы и системы менеджмента, которые работают под иностранным ПО, которое также может быть заблокировано.
6.jpg
P.S. В конечном итоге, самый пессимистичный сценарий может привести к полной остановке производства легковых и легких коммерческих автомобилей в России (вопрос на какое время), а при решении вопросов с комплектующими весьма сильно просесть (и 5-процентным падением как недавно сообщал ОАО «АСМ-холдинг» тут уже не отделаешься).

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Роботы-гуманоиды начнут собирать машины марок Volkswagen, Nio и Dongfeng

Роботы-гуманоиды начнут собирать машины марок Volkswagen, Nio и Dongfeng

Ubtech Beijing и FAW-Volkswagen будут совместно изучать применение гуманоидных роботов на автозаводе FAW-Volkswagen в Циндао

01.07.2024

Пекин вложил в развитие производства электромобилей свыше $230 млрд

Пекин вложил в развитие производства электромобилей свыше $230 млрд

Вывод экспертов: Китай выиграл у Запада электромобильную гонку

26.06.2024

Ferrari строит завод для выпуска электромобилей, но и от гиперкаров с V12 не откажется

Ferrari строит завод для выпуска электромобилей, но и от гиперкаров с V12 не откажется

В Маранелло будут выпускать параллельно электромобили и суперкары с V12, пока их не запретят

21.06.2024

Империя нанесет ответный удар?

Империя нанесет ответный удар?

Китайские автопроизводители требуют от Пекина введения повышенных пошлин против европейских люксовых и спортивных автомобилей

19.06.2024

ВАЗ перезапустил подразделение коммерческих автомобилей «ВИС-Авто» в корпусе бывшего ОПП

ВАЗ перезапустил подразделение коммерческих автомобилей «ВИС-Авто» в корпусе бывшего ОПП

Производство АВТОВАЗа, простаивавшее свыше восьми лет, заработало в полную силу

18.06.2024

ЕС поставил свою автомобильную промышленность на путь вымирания

ЕС поставил свою автомобильную промышленность на путь вымирания

Рост таможенных пошлин ЕС на импортные китайские электромобили до 50% приведет к уничтожению европейского автопрома

14.06.2024

Итоги ПМЭФ-2024 по российскому автопрому

Итоги ПМЭФ-2024 по российскому автопрому

В Москве появится «ЗИЛ 2.0», у АВТОВАЗа новое моторное производство, а «Росатом» сделает свою электромобильную платформу

10.06.2024

Возврат к списку