Путин предложил автопрому взять компенсации госзакупками и льготным лизингом

Путин предложил автопрому взять компенсации госзакупками и льготным лизингом

24 апреля 2020


На совещании по развитию автопрома Президент РФ предложил комплексное решение проблем отрасли из-за кризиса


автор

Александр Климнов, фото автора


Госзакупки автотехники расширят и углубят
На совещания по развитию автопрома под председательством Владимира Путина было решено, что российским автопроизводителям будет оказана непрямая государственная помощь, преимущественно в виде госзакупок. Так ₽5 млрд будет выделено на госзаказ на автомобили скорой помощи. Первый в этом году «транш» данного госзаказа в объеме 1,3 тыс. реанимобилей правительство уже распределило между такими производителями как Ford Sollers, УАЗ и Группа ГАЗ. Причем, последняя сразу же раскритиковала план Минпромторга, назвав «ошибочным» решение приобретать по высокой цене «сравнительно небольшое» число дорогих реанимобилей в условиях эпидемии, говоря о важности более простых и дешевых карет скорой помощи классов А и B.

В ходе совещания президент ГАЗа Вадим Сорокин заявил о необходимости также продлить закупки скорых и школьных автобусов. В отношении школьных автобусов Группа ГАЗ гарантировала возможность их производства (причем, с системами обеззараживания – авт.) к началу учебного года, а скорых – уже в самое ближайшее время. Г-н Сорокин добавил: «Такая программа реализовывалась по вашей инициативе ежегодно с 2016 года. Средства в размере до ₽10 млрд выделялись из резервного фонда».

Президент отреагировал на это заявление репликой: «Считаю необходимым направить еще ₽5 млрд на покупку машин скорой помощи, тем самым повысив оперативность и доступность медпомощи, в том числе для жителей малых городов и сел». Он также отметил, что это станет поддержкой для автоконцернов, но «прежде всего, жизненно важно сегодня для всей страны, для регионов, для людей». Однако поручений о закупках школьных автобусов по итогам совещания так и не последовало.
При этом президент Путин сообщил, что уже есть решение насчет приобретения свыше 25 тыс. автомобилей в 2020 году силовиками в лице Росгвардии, МВД и Минобороны.

На необходимости проведения опережающих госзакупок, планируемых на 2021–2022 гг., говорил президент КАМАЗа Сергей Когогин. Гендиректор Объединенной машиностроительной группы (с 2017 года контролирует АЗ «Урал») Дмитрий Стрежнев отметил, что перенос госзаказа на 2020 год позволит произвести порядка 1,8 тыс. грузовиков «Урал» в этом году. Глава Минпромторга Денис Мантуров пояснил, что первоначально чиновники рассматривали сдвижку закупок только начиная с 2021 года, «но пришли к выводу, что этого будет недостаточно». Министр отметил, что теперь госзаказ будет проведен в мае–июле, т.е. самые тяжелые для экономики месяцы по выходу из кризиса.

Лизинг и автокредиты
В части поддержки спроса предложено увеличить финансирование льготных госпрограмм лизинга (преимущественно для юрлиц – авт.) и кредита (для физлиц – авт.). Так, на автокредиты с господдержкой дополнительно выделят ₽7 млрд, доведя, таким образом, общий бюджет программы в 2020 году до ₽17,5 млрд. Тогда как на сегодня максимальная стоимость легкового автомобиля или LCV, которые можно купить через программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», ограничена ₽1 млн, то Минпромторг планирует увеличить ее до ₽1,5 млн (еще в 2018-м данная планка была равна ₽1,6 млн – авт.).

Также чиновники хотели распространить программу «Семейный автомобиль» на семьи с одним и более несовершеннолетними детьми, тогда как ранее речь шла не менее чем о двоих детях (как говорят в Одессе – это две большие разницы – авт.).

Насчет автолизинга Владимир Путин объявил об увеличении финансирования программы с учетом существующего бюджета на ₽6 млрд, то есть в 4 раза (!) – до ₽8 млрд. Денис Мантуров, в свою очередь, подчеркнул, что помимо финансового лизинга предлагается задействовать новую программу «Доступная аренда» для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. Президент объявил о выделении на эти цели ₽2,5 млрд и отметил, что программа сможет поддержать, например, обновление парков кампаний каршеринговых услуг (работа которых, например, в Москве сейчас попросту запрещена, так что именно данный сегмент оказался под наибольшим ударом коронавируса – авт. ).

Кроме того, президент Путин подчеркнул, что госведомства и госкомпании должны сосредоточиться на закупках действительно нужной автотехники, а не «роскошных импортных лимузинов» (таким образом, надо понимать, что премиальные легковые автомобили без российского VIN практически запрещены к приобретению.

Обновление городского транспорта
Еще одним большим блоком по поддержке отечественного автопрома, возможно, станет программа по модернизации городского транспорта. Так, глава ВЭБ.РФ России Игорь Шувалов сообщил, что госкорпорация совместно с правительством выработала механизм обновления парка, который уже запущен в Твери, где профинансирована поставка в лизинг 438 автобусов производства Группы ГАЗ на ₽3,03 млрд. Шувалов сказал: «В целом у нас сейчас по 12 городам РФ такая программа готова к запуску. Мы посчитали с коллегами – мы можем в этом году обеспечить приобретение парка на сумму ₽70 млрд руб.». Президент Путин дал поручение проработать запуск программы.

У ВЭБ.РФ с Минфином ранее был разработан проект комплексного развития городского транспорта, на который планировалось направить средства ФНБ. Речь шла о десяти пилотных проектах с привлечением частных инвесторов, которые находились на тот момент «в высокой степени готовности» в таких городах как Екатеринбург, Пермь, Нижний Новгород, Саратов, Тверь, Воронеж, Волгоград, Челябинск, Новосибирск и Казань (охватывая в целом 11,1 млн человек городского населения). Общий объем инвестиций оценивался в ₽340 млрд, из них ₽196 млрд должно было пойти на обновление подвижного состава (5,9 тыс. автобусов, 1,5 тыс. трамвайных вагонов, 1,3 тыс. троллейбусов) и еще ₽112 млрд – на реконструкцию инфраструктуры.

В конце 2019 года Минфин планировал завершить отбор десяти пилотных городов, но окончательного решения по программе так и не было принято. Кроме того, «Ъ» пишет, что в перечне кандидатов изначально было 25 городов, которые фигурировали в более узком проекте Минтранса по развитию городского пассажирского транспорта общего пользования: Барнаул, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Набережные Челны, Кемерово, Новокузнецк, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Тверь, Тула, Ульяновск, Уфа, Чебоксары, Челябинск, Магнитогорск, Ярославль.

При этом в ВЭБ.РФ поясняют, что о расходовании средств ФНБ на проект г-на Шувалова речи не идет, т.к. ₽70 млрд – это сумма необходимая для обновления подвижного состава (автобусы, троллейбусы, трамваи) нескольких регионов, но при обязательном внедрении «комплексного подхода».

Такой подход включает обновление маршрутной сети, перевод перевозчиков на брутто-контракты, внедрение единого электронного билета, обновление подвижного состава, модернизацию и расширение трамвайных и троллейбусных систем. Для обновления парка используется лизинг с различными источниками фондирования для обеспечения оптимальной ставки для лизингополучателя, включая: капитал ВЭБ.РФ, федеральную поддержку и рыночное фондирование. Также ВЭБ.РФ прорабатывает механизмы взаимодействия с ГТЛК для совместной поддержки автопроизводителей в части обновления парка общественного транспорта.

Президент Путин подытожил тему закупок: «В целом прошу разработать комплекс решений, который позволит существенно увеличить спрос на автомобильную технику со стороны государства и компаний с госучастием». Он добавил, что нужно провести инвентаризацию мероприятий всех нацпроектов, которые предполагают закупку автомобилей, и «по возможности провести такую закупку раньше намеченных сроков, уже в текущем году». 

Дилеры остаются на карантине
Президент также отметил важность обеспечения работы по всей товаропроизводящей цепочке «от производства автокомпонентов до розничных продаж автомобилей и их обслуживания». Пока же санитарные врачи и Минздрав не рекомендуют открывать дилерские центры, и президент попросил правительство совместно с представителями автопрома подготовить нормативные документы, которые обеспечат возможность дистанционной (онлайн – авт.) продажи автомобилей. О том, что скорость восстановления отрасли во многом будет зависеть именно от того, насколько точно реализуемые шаги будут соответствовать новым потребностям и возможностям клиентов в новой же посткризисной реальности, говорил и глава совета директоров «Соллерса» Вадим Швецов: «Мы верим, что успешен будет тот, кто предложит новые гибкие формы цифрового потребления».

Автопром наравне с другими отраслями получит доступ и к льготным кредитам на пополнение оборотных средств, которые доступны для системообразующих предприятий (в список таких предприятий попали 24 автозавода – авт.).
Президент сказал, что: «Ставка по ним будет субсидироваться в размере ключевой ставки ЦБ, а половина кредита – обеспечиваться еще и гарантиями Минфина». О сложностях с доступом к кредитному финансированию в ходе совещания заявил Вадим Швецов. Так, по его словам потребность концерна в оборотных средствах в мае составит ₽3,5 млрд: «Очевидно, мы не рассчитываем сейчас на поступление денег от розничных продаж». Но, по его прямому высказыванию: «Крупные банки включили режим приема денег и полностью выключили режим выдачи».

Первый вице-премьер Андрей Белоусов уточнил, что программа кредитования оборотных средств должна быть запущена на следующей неделе. Он пояснил: «Условия будут следующие: это субсидирование процентной ставки в объеме ключевой ставки. Вчера это было 6%, сегодня уже 5,5%, как известно. Это означает, как мы планируем, что для конечного заемщика ставка будет где-то в районе 3–4% максимум».

Утильсбор чужим не облегчат
Однако в ходе совещания почти не поднимался вопрос ключевого для автопрома платежа – утильсбора. Президент Путин в ответ на просьбу президента АВТОВАЗа Ива Каракатзаниса попросил правительство подумать и представить предложения по отсрочке уплаты сбора в бюджет до конца года. Ранее аналогичный проект был подготовлен Минпромторгом, но, согласно ему, такой возможностью смогут воспользоваться только концерны, подписавшие специнвестконтракты (СПИК).

Предложение Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) перенести на 2021 год дифференциацию промсубсидий, которыми де-факто компенсируется утильсбор, так и осталось без внимания. Наоборот, в начале совещания Сергей Когогин поблагодарил президента «за принятое в конце года решение об установлении балльной системы оценки в целях поддержки высоколокализованной продукции»: «По нашей информации, сегодня премьер подпишет это постановление».

Автоконцерны пошли на подписание СПИК именно ради того, чтобы им выделили промышленные субсидии в объеме ₽200 млрд в год. Первоначально правительство обещало сохранить промсубсидии для всех игроков рынка, но после поездки президента Путина на КАМАЗ 13 декабря 2019 года (в связи с 50-летием основания предприятия – авт.) позиция резко изменилась. До сих пор новый порядок выплат промсубсидий нигде не был закреплен.

По данным «Ъ», предполагалось, что в 2020 году 50% компенсаций будут выплачиваться только за наличие СПИК, остальная часть — в соответствии с фактической локализацией, которая будет учитываться по балльной системе. С 2021 года 75% компенсаций должны будут выплачиваться по фактической локализации, с 2022 года – уже все 100%. Расчет баллов должен будет идти на каждый выпускаемый автомобиль. Показатели необходимых для полной компенсации баллов в концепции дифференциации позволят традиционным российским автопроизводствам в ближайшие годы не углублять уже достигнутый уровень локализации.

Иностранные же автоконцерны при такой системе начнут терять часть компенсаций уже с 2020 года (недовольство такой системой уже выразил, например, руководитель «Автотора», который считает, что углубленная локализация нужна лишь для автопродукции, непосредственно необходимой для национальной безопасности – авт.).

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Вашингтон внес в санкционный список ряд новых предприятий российского автопрома

Вашингтон внес в санкционный список ряд новых предприятий российского автопрома

В санкционный SDN-лист попали АЗ «Урал», БАЗ, «Ремдизель» и ЯМЗ

03.05.2024

Китай категорически отвергает претензии США об  «избыточных мощностях» по выпуску электромобилей и гибридов

Китай категорически отвергает претензии США об «избыточных мощностях» по выпуску электромобилей и гибридов

Пекин категорически отвергает обвинения Вашингтона в захвате мирового рынка NEV

02.05.2024

Российское производство легковых автомобилей в марте возросло на 87%

Российское производство легковых автомобилей в марте возросло на 87%

Выпуск легковушек в РФ за первый квартал 2024-го вырос на 81%  

26.04.2024

На бывшем заводе «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» уже в мае обещают запустить производство китайских автомобилей

На бывшем заводе «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» уже в мае обещают запустить производство китайских автомобилей

Вместо седанов и SUV бренда Mercedesd-Benz под Солнечногорском с мая начнется сборка некой китайской марки

18.04.2024

АВТОТОР начал сборку кроссовера Jetour Dashing

АВТОТОР начал сборку кроссовера Jetour Dashing

АВТОТОР добавил в корзину выпускаемых марок 7-ю – Jetour

15.04.2024

Российский автопром предложили защитить непрерывным повышением утильсбора на импортные иномарки

Российский автопром предложили защитить непрерывным повышением утильсбора на импортные иномарки

Глава АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов призвал ГД РФ защитить инвестиции, компетенции и рабочие места в отечественном автопроме

08.04.2024

В Калуге началась сборка кроссоверов Citroen C5 Aircross

В Калуге началась сборка кроссоверов Citroen C5 Aircross

На калужском предприятии «ПСМА Рус» перезапущенное производство началось с кроссоверов Citroën C5 Aircross

27.03.2024

Возврат к списку