Прототип первого российского «летающего автомобиля» ИФ-9 переходит к летным испытаниям
16 января 2025
Есть ли смысл внесения в ПДД новых пунктов из-за «летающего автомобиля» ИФ-9 российской разработки?
Александр Климнов, фото производителей и rg.ru
Московское конструкторское бюро «Филатов» разработало «трансформируемый летающий автомобиль» (аэромобиль) «ИФ-9» по схеме квадрокоптера, смело утверждая, что это «первый» российский проект такого рода.
Здесь уместно вспомнить и другие российские проекты аэротакси, например, «Циклокар» разработки Фонда перспективных исследований (ФПИ) и Института теплофизики Сибирского отделения РАН, транспортное средство Flyter от стартап Scienex из Воронежа, а также аэротакси Hi-Fly S-700 от белгородского стартапа «Технологии будущего», однако, совмещения летательного аппарата с автомобилем они не предполагали.
На данный момент проект «ИФ-9» находится на стадии модели в масштабе 1:5.
Масштабный прототип с дистанционным управлением уже прошел тесты на выдвижение пилонов и наземное движение.
Двухместная машина разработана с применением инновационных решений, включая складную конструкцию винтов и систему безопасности.
Аэромобиль ИФ-9 представляет собой платформу с четырьмя складными пилонами для воздушных винтов, которые в сложенном состоянии полностью убираются в корпус.
В рабочем режиме аэромобиль становится похожим на большой квадрокоптер (фото на заставке).
Центральная капсула с сиденьями для двух пассажиров оснащена откидным колпаком и системой аварийного спасения.
При нештатной ситуации капсула автоматически отделяется, раскрывая парашюты, обеспечивающие безопасное приземление.
На корпусе конструкции также предусмотрены внешние дисплеи с функцией светотехники и система автономного управления на основе лидара.
Разработчики рассматривают в качестве энергоустановки варианты как на электрической, так и на водородной тяге.
Уже в январе КБ «Филатов» планирует приступить к первым летным испытаниям масштабного прототипа аэромобиля «ИФ-9».
Разработчики говорят, что для завершения проекта потребуются сторонние инвестиции.
При этом эксперт рабочей группы при Правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов заявил, что «ИФ-9» как таковым «летающим автомобилем» не является.
Он добавил, что представленная модель «ИФ-9» является не летающим автомобилем, а «коптерной системой».
При этом он сразу предупредил, что такое транспортное средство будет очень дорогим.
Дмитрий Попов объяснил: «От того, что мы соединим эти две ипостаси, это не будет летающий автомобиль. Учитывая то, что инфраструктурные решения абсолютно разные, и требования обеспечения безопасности разные, и еще много чего разное, это будет два в одном: это будет автомобиль, когда он на дороге, и летающее средство передвижения вне дороги».
Он также добавил, что такое транспортное средство не позволит просто так облетать заторы, то есть не будет такого, «чтобы я ехал по дороге и в какой-то момент взлетел, оторвался от земли и выбрался из пробки».
Дмитрий Попов уточнил: «Существуют требования по авиационной безопасности, которые требуют отдельную площадку, регистрировать перелет. Каждый подъем воздушного судна должен сопровождаться подготовкой документации и регистрацией, чтобы его в том числе ПВО не сбило в современных геополитических реалиях. А значит, вся эта история – на какую-то очень удаленную, очень туманную футуристическую перспективу».
Говоря о стоимости транспортного средства, г-н Попов сказал, что изобретение доступно только тем россиянам, кому «по карману... держать вертолет».
Однако, заместитель главы комитета ГД РФ по промышленности и торговле Геннадий Скляр концепцию «ИФ-9» назвал «правильной».
По его мнению, законы «должны создавать условия для развития» таких технологий, при этом в летающих автомобилях нет ничего невозможного.
Он подчеркнул: «Если они появятся, нужно будет принимать нормативные акты, которые будут не мешать развитию этого направления, а создавать условия, чтобы новые технологии входили в жизнь».
На вопрос, что делать в ситуации, когда все машины начнут «перепрыгивать» пробки, депутат ответил, что властям придется поработать над регулированием «передвижения в воздушном пространстве, а также новыми правилами разметки и движения».
P.S. Как всегда пессимист говорит что стакан наполовину пуст, а оптимист, что наполовину полон. Помнится, в свое время военные не разрешали выпускать ульяновский «козлик» УАЗ-469 с жестким металлическим верхом, хотя такая версия и была разработана – так сильно было наследие Второй Мировой, согласно которому командирско-разведывательный автомобиль, т.е. джип, должен быть с низким малозаметным профилем, но ситуация поменялась с наступлением рыночных времен, а теперь УАЗ Хантер (наследник модели УАЗ-31514 образца 1993 года) с другим верхом практически и не выпускается, а армия теперь закупает в качестве командирских и прочих спецверсий цельнометаллические УАЗы Патриоты. Это к тому, что жизнь зачастую заставляет менять отжившие догмы даже через отмену многочисленных ведомственных запретов. Хотя замечание г-на Попова о принципиально разных требованиях к безопасности ТС авиа- и автомобильного типов остается вполне актуальным.
Концепт пассажирского дрона Xpeng Kiwigogo был показан в ноябре на Международной авиационно-космической выставке Airshow China 2024 в Чжухае
Пока что аэромобили типа Advanced Air Mobility (AAM) или типа eVTOL (летающий аппарат вертикального взлета и посадки), несмотря на все широковещательные заявления и прототипы от многочисленных стартапов и даже таких монстров как Airbus, до реально серийного производства не добрались, хотя ближе всех к цели, кажется, подошли китайские Xpeng, Fengfei и EHang. Совмещение же летательного аппарата с автомобилем, тем более проблематично, хотя и такие разработки тоже есть, например, Alef Aeronautics из Калифорнии.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.