Renault Zoe – бестселлер декабря, но Nissan Leaf стал европейским электромобилем 2018 года
Александр Климнов, фото autowp.ru
Европейский рынок пассажирских электромобилей и подзаряжаемых гибридов завершил 2018 год на положительной ноте – декабрьские регистрации составили рекордные 40,5 тыс. (+23% к аналогичному периоду 2017 года), при этом общий объем поставок в 2018 году составил рекордные 386 тыс., что на 33% больше по сравнению с 2017 годом, в то время как доля рынка в 2018 году составила рекордные 2,5% благодаря впечатляющему росту показателя до 3,9% в декабре.
Но если, в целом, цифры указывают на то, что 2018 год станет годом эволюции, а не революции, то процесс разделения машин типов BEV (аккумуляторные) и PHEV (гибриды) подвергается глобальным изменениями, так в этом году европейский рынок начал впервые избавляться от пристрастия к PHEV, так появился явный разрыв между данными технологиями: в декабре на долю всех BEV пришлось 66% продаж против 51% за весь год, в свою очередь, впервые с 2014 года BEV опередили PHEV по итогам года.
Что же послужило причиной такого изменения? В первую очередь, конечно, внедрение новых, более «дальнобойных» моделей BEV (Jaguar i-Pace, Hyundai Kona EV и т.д.) и увеличение производства популярных моделей (Nissan LEAF II, Renault Zoe, Hyundai Ioniq EV и проч.), безусловно, помогли, но главной причиной стало падение сбыта PHEV из-за внедрения нового, гораздо более требовательного, стандарта выбросов WLTP, который был введен в действие в третьем квартале года, вызвав даже остановку производства таких популярных гибридов как VW Passat GTE и его родной брат Golf GTE.
Соответственно, темпы роста обеих технологий показывают разные векторы развития: электромобили процветали в Европе в 2018 году (+48%), приблизившись к планке продаж в 200 тыс., а декабрь с +70% (до 26 тыс.) – стал вторым рекордным месяцем подряд в последнем квартале года, что дает надежду на еще более высокие темпы роста в 2019 году, в то время как PHEV выросли в 2018 году на 20%, но лишь благодаря кратковременному взлету росту продаж перед вводом норм WLTP, а затем ежемесячно только сокращали продажи, так в декабре было зарегистрировано резкое падение на 20% – самое большое, начиная с 2016 года.
Восстановятся ли PHEV в Европе когда-нибудь в будущем, или они будут поглощены грядущим цунами презентаций новых BEV?
Одно можно сказать наверняка – электромобили начинают 2019 год в восходящей позиции.
Впрочем, провал PHEV оказался не одинаковым для всех брендов, так как некоторые (BMW, Mitsubishi, Volvo etc.) вполне успешно провели обновление своих гибридных модельных линеек и продолжают наращивать продажи уже в соответствии с новыми правилами, что привело к некоторым блестящим прорывам, в частности, Mitsubishi Outlander PHEV – на 3-е место в рейтинге.
В декабре в Топ-рейтингах произошли некоторые изменения, хотя ни одна из новых моделей (Jaguar i-Pace и Tesla Model S) на самом деле не стала сюрпризом, поскольку обе они выиграли от взлета продаж в Нидерландах, а Tesla, вообще, регулярно обновляет собственные рекорды, благодаря обычным для себя пикам продаж в последний квартал года.
Электромобиль Renault Zoe завершил год бестселлером декабря, а второе и третье места на подиуме достались Nissan LEAF и неизменно популярному гибридному кроссоверу Outlander PHEV.
Топ-5 моделей (декабрь):
#1 Renault Zoe – рекордные регистрации в 5382 ед. означают скачок французского электрохэтчбека на 67%, что стало возможным благодаря увеличению поставок аккумуляторов компанией LG французскому автопроизводителю со своего вновь расширенного европейского завода. Избавление от узкого места по аккумуляторам наконец-то должно продемонстрировать реальный спрос на Zoe. Что касается отдельных рынков, то на внутреннем французском рынке было реализовано 2558 ед. (+55%), а другие значительные цифры продаж показали: Германия (944 ед.), Норвегия (327 ед.) и Швеция (340 ед. – новый местный рекорд), что сделало Zoe самой популярной моделью, в основном благодаря непревзойденному соотношению цены и запаса хода.
#2 Nissan LEAF – Несмотря на то, что его снова превзошел французский двоюродный собрат Renault Zoe, Nissan LEAF также продолжает расширять свои продажи с регистрациями 3604 ед. При более детальном анализе показателей прошлого месяца основным рынком для LEAF, как обычно, осталась Норвегия (719 ед.), за ней следовали Франция с 447 ед. и Швеция с 343 ед., в то время как в Испании с 204 ед. японский электрохэтчбек показал второй подряд рекорд месяца. Будет ли этот всплеск продаж иметь какое-то значение в будущем, с учетом британского Brexit и плебисцита по отделению Каталонии?
#3 Mitsubishi Outlander PHEV – любимый европейский подзаряжаемый гибрид, востребованный в качестве семейного автомобиля, буксировщика прицепов и автомобиля для зимнего климата, продолжает восхождение после модернизации (к тому же при отсутствии прямой конкуренции), поэтому японский кроссовер стал еще раз победителем в сегменте PHEV и присутствовал на подиуме в декабре, благодаря 3023 ед. регистраций, что на 60% больше показателя прошлого года. Подключаемый электрокроссовер по-прежнему предлагает уникальную комбинацию достаточно большого запаса хода только на электротяге, просторного кузова, полного привода и практичности, сохраняя свою популярность на таких рынках как Великобритания, Норвегия и Швеция.
# 4 Jaguar i-Pace – стал новичком в первой пятерке, причем, парадоксально выиграв от спада продаж в Нидерландах, при одновременном наращивании производства, что позволило стать ему вторым электромобилем европейского бренда благодаря поставкам 2983 ед. – новому рекорду, который в ближайшем будущем будет непросто побить. Интересно, что Нидерланды не выбрали всю квоту i-Pace, в результате небольшие партии этого электрокроссовера попали на такие рынки как Норвегия (165 ед.) и Великобритания (105 ед.), что может уже в 2019 году помешать появлению более крупных рынков для инновационного электромобиля Jaguar Crossover-Hatchback-Thingy также известного в узких кругах дилеров Jaguar как «машина для заколачивания денег».
#5 Tesla Model S – В то время, когда все разговоры вертятся исключитеьно вокруг Tesla Model 3, «старый добрый электрохэтчбек» Model S все еще демонстрирует, что у него еще остаются несколько козырей в рукаве, так 2931 ед. доставленных клиентам в Европе стали его лучшим результатом модели за 3 года. Конечно, большая часть (1558 ед.) была реализована из-за ажиотажа в Нидерландах, но цифры продаж были также значительными в Норвегии (600 ед.) и Великобритании (230 ед.), поэтому вопрос на 2019 год заключается в следующем: это уже лебединая песня для Model S в Европе, или у нее еще будет потенциал, даже когда на рынок выйдет более дешевая Model 3?
Nissan Leaf едва выигрывает
В рейтинге за весь 2018 год, в последнюю минуту благодаря декабрьскому буму продаж произошли некоторые изменения.
Так, если топ-позиции оставались стабильными, то в позиции # 9 произошли изменения, например, электрокроссовер Tesla Model X извлек наибольшую выгоду из пика своих продаж в последнем месяце квартала, поднявшись на две позиции в рейтинге, в то время как Kia Niro PHEV и Hyundai Ioniq Electric поднялись на одну позицию до 13 и 14, соответственно, что ясно указывает на одну из самых свежих тенденций в рейтинге: рост популярности корейских моделей PEV.
У BMW также были причины для гордости: ее модели i3 и 530e достигли рекордных показателей, соответственно, у i3 – 2536 ед., в то время как седанов 530e зарегистрировали 2022 ед. Судьба BMW i3 особенно интересна, так как этот гибрид и электромобиль, который появился на рынке еще в 2013 году, выпускается с тех пор без каких-либо серьезных изменений, за исключением емкости батареи, что еще раз подтверждает формулу: большая батарея = более высоким продажам.
Пъедестал 2018 года демонстрирует, что Nissan LEAF удалось опередить Renault Zoe и выиграть титул «Бестселлер года», но очевидно, что если бы в минувшем году было 13 месяцев, то французский электрохэтчбек смог бы перехватить этот почетный трофей у электромобиля Nissan... Тем не менее, японский электрохэтчбек надо поздравить, так как он выиграл титул европейского бестселлера EV впервые после 2013 года.
Компакный электрохэтчбек BMW i3 завоевал бронзовую медаль, но его растущих продаж (+17%) все же едва хватило, чтобы удержать свое третье место, так как в настоящее время ему на пятки наступает Mitsubishi Outlander PHEV с еще более высоким темпом продаж, который отстал всего на 500 ед. и также мог бы помечтать: «Вот, бы в году было 13 месяцев…».
Если подробнее рассмотреть победителей в некоторых подсегментах, то Mitsubishi Outlander PHEV снова стал самым продаваемым подзаряжаемым гибридом, кроме того, взяв пальму первенства среди кроссоверов в сегменте PEV. Обе модели Tesla (Model S и Model X) стали победителями в подсегментах, соответственно, полноразмерных автомобилей и внедорожников, хотя как раз BMW 530e к таковым не относится. На противоположном конце рынка от роскошного Tesla Model S – электрохэтчбек Renault Zoe, ставший бестселлером среди компактных электромобилей и, наконец, BMW 225xe A. Tourer, который стал лучшим среди электрифицированных минивэнов. Чему, очевидно, способствовало отсутствие реальной конкуренции, ведь на рынке просто нет электрических версий, например, Renault Scenic или Citroen Grand C4 Picasso?
Надо отметить и Jaguar i-Pace, который хотя и стал по итогам года лишь 21-м, но настолько близко подошел к 20-й позиции в Топ-20, что не приходится сомневаться, что в 2019 году он более чем уверенно обоснуется в Tоп-20, вопрос только – настолько высоко, возможно, что и в Топ-10?
За пределами рейтинга «Tоп-21», есть смысл отметить еще два только что дебютировавших «дальнобойных» электрокроссовера, которые обещают, кстати, стать новым трендом 2019 года. Это Audi e-Tron, первые 700 ед. которого разошлись на рынке в декабре, а также Kia Niro EV, или e-Niro, с его более чем 300 ед., что без сомнения, пока что лишь демонстрационные поставки для шоу-румов. А это должно означать, что обе модели неизбежно будут присутствовать в 2019 году не только в Топ-20, но и претендовать на места в Топ-10.
Наращивание поставок модели Hyundai Kona EV (наконец-то!), впервые позволило этому электрокроссоверу выйти на четырехзначную цифру продаж с 1022 ед., ведь ему предстоит удовлетворить длинную очередь из более чем 10 000 заказчиков.
Что касается рейтинга производителей, то прошлогодний победитель BMW (15% рынка) удержал свое первенство и в 2018 году, в то время как занявший второе место Volkswagen (12%) сопротивлялся догоняющему номеру 3 Nissan (11%) и номеру 4 – Renault (10%), в то время как Tesla с 7% выиграл гонку за 5-е место у Volvo с его долей также в районе 7%.
Сегмент LCV с электроприводом
Лучший легкий коммерческий электромобиль Европы в 2018 году – Renault Kangoo Z.E. (фото на ММАС-2018)
В категории LCV год 2018-й также стал положительным: продажи коммерческих электромобилей выросли на 40%, до примерно 22 000 ед., что привело к рекордной доле в 1,0% от рынка LCV, причем победителем 2018 года стал Renault Kangoo Z.E., с почти 8500 ед., что в два раза больше, чем в прошлом году (опять же: батарея емкостью 33 кВт•ч дала неизбежный рост продаж). Немецкий StreetScooter (+18% до 4800 ед.) удержался на второме месте как и в 2017 году, снова опередив Nissan e-NV200, который остался на 3-й позиции с 3300 ед.
Перспектива на 2019 год
Если посмотреть на перспективы 2019 года, то титул «Бестселлера года» уже фактически зарезервирован за грядущим Tesla Model 3 с предполагаемыми поставками в объеме 120 000 ед., а Nissan LEAF и Renault Zoe, будут бороться за «серебро» с объемами поставок на уровне по 80 000 ед. у каждого и будет интересно узнать, кто же будет числиться на оставшихся семи позициях в Топ-10, так как на рынок выйдет множество перспективных новинок, которые будут пытаться сместить нынешних лидеров рейтинга, так что перечислим их в алфавитном порядке: Audi e-Tron, Hyundai Kona BEV, Hyundai Ioniq Electric , Jaguar i-Pace, Kia Niro EV и Mercedes EQC. Возможно, не стоило бы исключать из этого списка претендентов и VW ID Neo, который вполне может устроить сенсацию в последние месяцы 2019 года и даже войти в Топ-10 в самые последние дни года...
Загрузка