Российский рынок новых электромобилей в 2024 году вырастет вдвое, а к 2035 году займет четверть рынка

Российский рынок новых электромобилей в 2024 году вырастет вдвое, а к 2035 году займет четверть рынка

31 января 2024


В 2024 году российский рынок новых электромобилей достигнет объема в 30 тысяч машин, а в 2035-м – превысит полмиллиона


автор

Александр Климнов, фото автора и И.Антонова



Продажи электромобилей в РФ продолжат расти в 2024 году, но темпы замедлятся как минимум вдвое. Консенсус-прогноз участников рынка и аналитиков предполагает продажи на уровне 30 тыс., что примерно вдвое выше, чем в 2023 году. Для развития рынка нужно увеличение числа более дешевых электромобилей (до 2 млн руб.) [на фото на заставке российский электромобиль Atom] и зарядная инфраструктрура.
Zastavka.gif

Пока же рынок формируют в основном машины не представленных в РФ официально и более премиальных брендов

В 2024 году рынок электромобилей в базовом сценарии вырастет в 2,1 раза, до ~30 тыс. как следует из исследования НРА. Негативный сценарий предполагает отсутствие роста рынка.
«Автостат» в 2024 году ожидает, что рынок новых электромобилей в базовом сценарии достигнет 25 тыс. (+77%), в оптимистичном – 34 тыс. (рост в 2,4 раза), в пессимистичном – 18 тыс. (+27%). Напомним, консенсус-прогноз всего рынка легковых автомобилей в этом году – 1,15–1,25 млн. То есть на электромобили придется 2,1–2,5% рынка в базовом сценарии против 1,3% в 2023 году.

В оптимистичном сценарии НРА ожидает продаж на уровне 40–45 тыс., что в 2,7–3,2 раза выше, чем в 2023 году, но для этого российская промышленность должна «собрать» ~36 тыс. BEV.

Для сравнения, в Минпромторге на основе данных ППК (СП «Электронного паспорта» и «Автостата») оценивали рынок новых электромобилей в 2023 году в 14,8 тыс., отмечая, что: «Каждый пятый реализованный в России электромобиль был собран внутри страны».

Таким образом, речь идет о 2,9 тыс. проданных электромобилей локального производства, т.е., в основном, «Москвич» и EVOLUTE.

В августе 2023 года в Минэкономики, впрочем, говорили, что в стране уже произведено 3,2 тыс. электромобилей. При этом план выпуска на 2023 год, согласно концепции развития электротранспорта, составлял 7,4 тыс. электромобилей, а на 2024 год – 17,5 тыс. В Минэкономики не смогли уточнить актуальный план.

В НРА считают, что в 2023 году продажи новых электромобилей выросли в 4,7 раза, до более 14 тыс., что схоже с отчетом «Автостата», который на основе данных ППК оценивал рынок в 14,09 тыс. новых электромобилей, а также отчетом «Автостат Инфо» с почти 14,4 тыс. BEV.
Российский рынок новых электромобилей в 2023 году вырос в 4,7 раза
При этом Топ-5 продаж в основном занимают официально не представленные до сих пор в России китайский Zeekr (лидирует на рынке с 3,7 тыс.), а также Volkswagen и Tesla. Кроме них, в топе рейтинга «российский» EVOLUTE липецкого «Моторинвеста» (свыше 2 тыс.), созданный на базе китайских моделей, а также марка Voyah (импортируется также «Моторинвестом»).

Президент АО «КАМАЗ» Сергей Когогин так высказался в минувшем декабре о продажах электромобиля «Москвич 3е»: «Доволен ли я результатом продаж? Ну, скажем, наверное, наши ожидания были выше».

Дилеры склоняются к оценкам, схожим с базовым прогнозом «Автостата».

Так, директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх ожидает, что в текущих условиях продажи электромобилей в 2024 году превысят отметку в 20 тыс. Аналогичный прогноз дают в «БорисХоф», уточняя, что емкость в первую очередь формируется в премиум-сегменте, где электромобиль – это второй-третий автомобиль в семье и есть доступ к собственной зарядной инфраструктуре.

Он добавляет: «Способствовать росту однозначно будет развитие инфраструктуры, которая сейчас является сдерживающим фактором».

Глава дилерского направления Fresh Евгений Житнухин ожидает, что в 2024 году будет продано более 19 тыс. BEV, в том числе за счет прироста сети ЭЗС, выхода новых моделей и наличия льгот.

Директор департамента продаж новых автомобилей «Рольфа» Николай Иванов согласен, что электромобиль сегодня, как правило, второй-третий автомобиль в семье, указывая, что при длинных поездках заметна нехватка инфраструктуры. Он ожидает небольшого роста рынка BEV и PHEV, но темпы роста заметно снизятся, в том числе из-за текущей снежной и холодной зимы.

Директор по коммуникациям «Автодома» и «Автоспеццентра» Анна Уткина добавляет, что сдерживает спрос и малое число специализированных сервисных центров: «Обслуживание электрокаров имеет свои уникальные особенности и требует точного соблюдения технологий».

В будущем продажи свыше 50–70 тыс. электромобилей в год возможны лишь при появлении «дешевых» версий машин, до 2 млн руб., при условии роста плотности заправочной инфраструктуры, говорят в НРА.

Согласно концепции развития электротранспорта, в 2024 году в РФ появится еще 1,4 тыс. быстрых зарядных станций.

Продажи электромобилей в РФ к 2030 году выйдут на уровень 220 тыс., достигнув доли в 12% на рынке, следует из прогноза Б1.

В 2035 году доля электромобилей на рынке РФ в оптимистичном сценарии достигнет 483 тыс. или 25% как ожидают в Б1.

Почти что такой доли во внутренних продажах сейчас достиг лидер BEV-сегмента Китай (6,26 млн BEV из 26,06 млн рынка, т.е. их доля составляет 24% по данным CAAM – авт.).

Тогда как другие аналитики полагают, что Россия может достичь этого показателя даже быстрее с учетом развития технологий в последние годы.

Так, автомобильный эксперт Владимир Беспалов отмечает, что в РФ можно ожидать даже более скорого достижения доли в 25% рынка из-за относительно позднего старта: «Технологии совершенствовались в последние годы, стоимость владения сокращалась, поэтому переход стал более привлекательным». При этом он указывает на важность развития инфраструктуры для роста рынка.

В Б1 поясняют, что рынок может превзойти прогноз в ближайшие годы, однако более активному росту мешает набор «неопределенных факторов», включая значимость экспорта, который будет зависеть от объема рынков, доступных для российских автопроизводителей.

При этом оптимистичные прогнозы Б1 относительно экспортного потенциала российских электромобилей эксперты не разделяют.

Так, Владимир Беспалов отмечает, что акцент автопроизводителей РФ, безусловно, будет смещаться в сторону электромобилей, «потому что пытаться воссоздать ДВС на уровне лучших мировых аналогов сложно и капиталоемко, а по электромобилям сократить технологических разрыв проще».
Zastavka_1.gif

Перспективный российский электромобиль Atom демонстрируется на ВДНХ, причем, его создатели из ГК «Ростехнологии» надеются и на экспортный потенциал российского BEV

Роль импорта в продажах будет сокращаться по мере развития выпуска отечественными и китайскими производителями в РФ, соглашается он. Но говорить об экспортном потенциале рано, считает эксперт. Он указывает, что все предыдущие экспортные стратегии оказались слишком амбициозными на практике и все-таки преимущественно насыщаться будет внутренний рынок.

Это в числе прочего потребность в обеспечении достаточного числа зарядных станций с относительно недорогой стоимостью заправки, поскольку пока станции быстрой зарядки не обеспечивают выгоду по стоимости владения в сравнении с автомобилями на ДВС.

Однако продажи электромобилей продолжат рост, ожидают в Б1, и роль локального производства на рынке будет расти. Среди факторов реализации оптимистичного сценария в Б1 указывают господдержку покупки электромобилей, развития инфраструктуры и локализации, в том числе батарей, снижение стоимости которых как наиболее дорогого компонента способствует удешевлению электрокаров. Кроме того, аналитики указывают на влияние на скорость перехода целей по снижению СО2 у правительства РФ и крупных компаний, а также планов ряда автопроизводителей, в том числе китайских, по прекращению выпуска автомобилей на ДВС.

P.S. На этом достаточно оптимистичном для электромобилей фоне «шагом в сторону» выглядит возврат властей к приоритету по закупкам для парков госведомств газомоторных автомобилей с ДВС – ощущение, что наверху никак не определятся, на какую именно «лошадь» сделать ставку – электрическую или газовую...

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/





Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

На Пекинском автосалоне 2024 года CATL рассекретил новую тяговую батарею для электромобилей

На Пекинском автосалоне 2024 года CATL рассекретил новую тяговую батарею для электромобилей

В Пекине'24 компания CATL анонсировала новый литий-железо-фосфатный аккумулятор и сеть сверхбыстрых зарядных станций Shenxing

30.04.2024

EVOLUTE объявил цены на электрический минивэн i-Van

EVOLUTE объявил цены на электрический минивэн i-Van

Электроминивэн EVOLUTE i-Van оценили в 3 миллиона 65 тысяч рублей

29.04.2024

Международное энергетическое агентство предрекает бум электромобилей

Международное энергетическое агентство предрекает бум электромобилей

Продажи электромобилей в мире вырастут, но их доступность и зарядная сеть будут сдерживающим фактором

27.04.2024

Электрический Mercedes-Benz G580 with EQ Technology оказался на полтонны тяжелее AMG G 63 с 4-литровым V8

Электрический Mercedes-Benz G580 with EQ Technology оказался на полтонны тяжелее AMG G 63 с 4-литровым V8

Масса аккумуляторного «Гелендвагена» перевалила за 3 тонны, что сделало его самым тяжелым в истории внедорожников G-klass

24.04.2024

«АльфаСтрахование» придумало аналог заводской гарантии для электромобилей

«АльфаСтрахование» придумало аналог заводской гарантии для электромобилей

«АльфаСтрахование» предоставит качественное обслуживание для электромобилей «АльфаВОЛЬТ»

24.04.2024

«Росатом» занялся зарядными станциями для электромобилей

«Росатом» занялся зарядными станциями для электромобилей

ГК «Росатом» купила долю в производителе зарядок «Парус электро»

23.04.2024

Американцы констатируют провал топливных элементов на легковушках

Американцы констатируют провал топливных элементов на легковушках

Что случилось с электромобилями на водородных топливных элементах?

19.04.2024

Возврат к списку