Tesla запустит Robotaxi вместо бюджетного электромобиля Model 2

Tesla запустит Robotaxi вместо бюджетного электромобиля Model 2

8 апреля 2024


Tesla отменила проект дешевого электромобиля в пользу проекта роботакси


автор

Александр Климнов, фото Tesla, Reuters; рендеры electrek.co, uk.motor1.com



Компания Tesla Inc. согласно трем источникам, знакомым с этим вопросом, и сообщениям производителя, с которыми ознакомилось агентство Reuters, отменила давно продвигаемый CEO компании Илоном Маском проект «NV91/H422» (условно называемый Model 2 – рендер на заставке) – недорогого массового электромобиля, на который рассчитывали инвесторы.

По словам источников, Tesla направит средства, первоначально предназначенные для проекта «NV91/H422», на разработку беспилотного Robotaxi на той же компактной платформе.

Илон Маск часто характеризовал проект Model 2 как основную миссию компании Tesla: доступные электромобили для широких масс. Его первый «генеральный план» для компании еще от 2006 года, предусматривал сначала производство роскошных моделей, а затем использование прибыли для финансирования «недорогого семейного электромобиля».

С тех пор он неоднократно обещал такое транспортное средство инвесторам и клиентам. Еще совсем недавно – в январе, Маск сообщил инвесторам, что Tesla Inc. планирует начать производство доступной модели на своем заводе в Техасе во второй половине 2025 года, а Reuters разместил эксклюзивный отчет с подробным описанием этих планов.
tesla-china-police-crash_0.gif
На сегодня самая дешевая текущая модель бренда Tesla – седан Model 3, продается в США по цене ~$39 000. Ожидалось, что перспективный электромобиль начального уровня, иногда описываемый как «Model 2», будет стоить ~$25 000.

Tesla Inc. пока не отвечает на запросы о комментариях последнего изменения плана в отношении Model 2.

Резкий разворот происходит на фоне того, что Tesla Inc. сталкивается с жесткой конкуренцией во всем мире со стороны китайских производителей электромобилей, наводняющих рынок моделями BEV по цене всего $10 000.

План по внедрению беспилотных роботакси, реализация которого может занять непонятно сколько времени, представляет собой более сложную инженерную задачу и больший финансовый риск.

Выжимание прибыли из электромобилей начального уровня выступает принципиальной проблемой для любого автопроизводителя.

Однако задержка компании Tesla в погоне за дешевым электромобилем, который Маск когда-то называл своей мечтой, сделала эту задачу намного сложнее, потому что теперь в этом ценовом диапазоне началась гораздо большая конкуренция.
CYBERTRUCK-MAIN_i_1.gif
В то время как Tesla потратила годы на разработку своего футуристично-брутального Cybertruck – дорогого электрического пикапа, китайские автопроизводители вырвались вперед на рынке доступных электромобилей, захватив его значительную долю, получая экономию за счет масштаба производства и предложив потребителям выгодные цены, с которыми западные автопроизводители теперь изо всех сил пытаются сравниться (впрочем, преимущественно апеллируя к своим правительствам с обвинениями китайских конкурентов в демпинге, спонсируемом Пекином – авт.).

По мере того, как китайские электромобили бросали вызов доминированию Tesla, Маск заботился о своей обширной империи, в которую входят производитель ракет SpaceX, разработчик чипов Neuralink (имплантируемых непосредственно в человеческий мозг – авт.) и гигант социальных сетей X (бывший Twitter), который Маск приобрел в 2022 году. Сетевая платформа X потерпела крах под нестабильным управлением Маска, потеряв большую часть своей стоимости, поскольку компания потеряла доходы и рекламодателей.

Планы по созданию доступной модели Tesla до сих пор рассматривались как ключ к реализации заоблачных амбиций Маска по росту продаж. Так, в 2020 году Маск заявил, что Tesla стремится к 2030 году продать 20 миллионов электромобилей – в два раза больше, чем сегодня продает крупнейший в мире автопроизводитель Toyota.

Теперь же после «необъявленной смерти» Model 2 уже совсем не ясно как именно будет (и будет ли в принципе) достигнута данная сверхамбициозная цель.

Ожидания запуска электромобиля стоимостью $25 000 подкрепляли и более скромные, но все же амбициозные прогнозы аналитиков Уолл-стрит по продажам Tesla. Согласно документу Tesla по связям с инвесторами, эти прогнозы предусматривают рост продаж электромобилей этого бренда до 4,2 млн к 2028 году с 1,8 млн в прошлом году.

Впрочем, Маск и раньше колебался в отношении проекта. В биографии предпринимателя, опубликованной в прошлом году, автор Уолтер Иссаксон сообщил, что Маск в 2022 году «приостановил» планы по выпуску электромобилей начального уровня, рассуждая, что роботакси Tesla сделает обычные [человекоуправляемые] электромобили неактуальным.

Советники Маска призвали его придерживаться ранее объявленного курса, говорится в книге.

«Прекратить всю дальнейшую деятельность»
Tesla Inc. назвала проект доступного электромобиля (под внутренним кодом NV91 и кодом H422 за ее пределами), когда обсуждала его с поставщиками, согласно двум источникам и сообщениям компании, с которыми ознакомилось агентство Reuters.

В сообщениях неназванного руководителя программы Tesla сотрудникам упоминались эти кодовые имена при обсуждении прекращения проекта. В одном из этих сообщений, отправленных 1 марта, говорилось, что «поставщики должны прекратить всю дальнейшую деятельность, связанную с H422/NV91».

Источники сообщили, что не знают всех причин решения закрыть проект.

В другом сообщении от 1 марта менеджер поблагодарил инженеров за их усилия и призвал их задокументировать то, что они узнали.

В сообщении говорится: «Я хотел бы поблагодарить всех за всю вашу тяжелую работу и преданность делу расширения границ и реализации наилучшего возможного дизайна, учитывая агрессивные ограничения, в которых нам пришлось работать. Мы бы не хотели, чтобы вся наша тяжелая работа пропала даром, поэтому важно, чтобы мы связали все воедино и задокументировали должным образом».

В сообщениях говорилось об отмене совещаний по проекту доступного автомобиля. Два источника сообщили, что некоторые инженеры были переназначены.

Маск публично предсказал будущее мобильности, в котором беспилотные такси смогут в конечном итоге стать более распространенным видом транспорта, чем управляемые людьми автомобили и электромобили.

Он сказал, что Tesla Inc. – самый дорогой автопроизводитель в мире (еще недавно сенсационно взявший планку капитализации в триллион долларов, но и теперь еще превышающий – авт.), будет «стоить практически ноль», если не достигнет полной автономности (т.е. не станет производителем именно робокаров).
Zastavka_1.gif

Рендер Robotaxi от Tesla

И вот в пятницу Илон Маск опубликовал на своей странице в социальных сетях X, что роботакси Tesla будет представлено 8 августа.

Полностью автономное транспортное средство, представленное инвесторам в 2019 году, уже давно стало ключом к высокой оценке Tesla на бирже. В последние недели Tesla выпустила последнюю версию программного обеспечения для помощи водителю, которое она продает потребителям как FSD, или Full Self-Driving.

Компания заявила, что ее автомобильная платформа следующего поколения будет лежать в основе как более дешевого автомобиля, так и специализированного роботакси. Несмотря на то, что компания давно обещает обе модели, она еще не представила прототипы ни той, ни другой машины.

В настоящее время беспилотные автомобили хотя и были одобрены регулирующими органами США и Китая, но только для строго ограниченного, экспериментального использования на дорогах общего пользования.

Компании Tesla Inc. еще только предстоит доказать, что она сможет производить полностью автономный электромобиль (робокар), несмотря на многолетние прогнозы Маска о том, что таковой не за горами – обещание, которое частично поддержало взлет биржевой оценки производителя.

Пока что Tesla Inc. сталкивается с судебными исками и расследованиями аварий с участием его систем помощи водителю Autopilot и Full Self-Driving, которые де факто не являются полностью автономными. В свою очередь Tesla обвинила в авариях невнимательных водителей.

Проблемы с «автопилотом» Tesla стали громкой проблемой, которая привлекла пристальное внимание и специалистов и общественности.

Автопроизводитель столкнулся с еще одним расследованием оценок запаса хода своих автомобилей, начатым после того, как в прошлом году агентство Reuters сообщило, что Tesla сфальсифицировала измерители запаса хода на приборной панели в своих электромобилях, чтобы дать радужные прогнозы. В декабре агентство Reuters сообщило, что автопроизводитель обвинил «злоупотребление водителями» в хронических отказах деталей подвески и рулевого управления, о неисправностях которых он давно знал.

Согласно опросам и экспертам, имидж Tesla как «экологического новатора» также пострадал из-за политических взглядов и провоцирующих общественность заявлений Илона Маска, которые оттолкнули некоторых потенциальных покупателей электромобилей Tesla.

На прошлой неделе Tesla Inc. сообщила о 8-процентном падении поставок, сразу же после того как ее главный китайский конкурент BYD, напротив, сообщил об их 13-процентном росте. Курс акций Tesla упал на 5% на этих новостях, углубив более чем 40-процентное падение с июля прошлого года, что привело к потере около $400 млрд рыночной стоимости.
Tesla-sign-BL-web_0.gif
Тем не менее, нынешняя рыночная капитализация Tesla Inc. в размере $545 млрд выше, чем совокупная стоимость следующих трех самых дорогих автопроизводителей: Toyota, Porsche и Mercedes-Benz.

И все же приходится признать, что стоимость акций Tesla долгое время основывалась на будущих ожиданиях в отношении выхода компании в сегмент дешевых массовых электромобилей и беспилотников, а не реальных текущих продажах и прибыли.

Опоздание к разделу пирога бюджетных BEV
Отмена проекта по созданию доступных электромобилей происходит в связи с тем, что Tesla и другие известные автопроизводители пострадали от замедления роста спроса на электромобили в США и Европе, а также беспощадной конкуренции в Китае.

Если бы Tesla и продвинулась вперед с недорогим электромобилем, то по ее оценкам, он все равно не появился бы на рынке до второй половины 2025 года.

Однако сегмент электромобилей начального уровня уже переполнен привлекательными моделями от BYD и многих других китайских брендов и стартапов.

Tesla опаздывает в сегмент бюджетных BEV отчасти из-за судьбоносного решения Маска. Так, в 2020 году, после выпуска своего хитового кроссовера Model Y, компания Tesla предпочла сосредоточиться на экстравагантном электропикапе Cybertruck, а не на доступном электромобиле.

Маск представил прототип угловатого пикапа с кузовом из нержавеющей стали, в 2019 году и спрогнозировал стартовую цену около $40 000.

В конце прошлого года пикап, наконец, появился в продаже, однако, его самая дешевая версия не будет доступна до 2025 года и будет стоиитть в 1,5 раза дороже – от $61 000.

Компания также изо всех сил пыталась справиться с производственными проблемами, особенно с новаторской технологией аккумуляторов Cybertruck.

Маск надеялся продавать пикап в больших объемах, но прошлой осенью был вынужден предупредить инвесторов об «огромных проблемах», связанных с наращиванием производства и прибыльностью этого электромобиля.

Он так прямо и заявил: «Мы сами вырыли себе могилу с помощью Cybertruck».

А между тем, за тот же период продажи электромобилей BYD в Китае резко выросли, увеличившись с ~130 тыс. до более чем 1,5 млн, не считая процветающего производства подключаемых гибридов (PHEV) и быстрорастущего экспорта.

Уже сегодня BYD предлагает множество моделей нижнего и среднего классов, в том числе городской хэтчбек Seagull по цене 72 000 юаней (менее чем $10 000) на внутреннем рынке.
Китайский автопроизводитель (кстати, уже два года как отказавшийся от производства традиционных автомобилей только с ДВС – авт.) теперь планирует экспортировать этот BEV по вдвое большей цене более, но все же более низкой, чем целевой показатель для дешевого электромобиля, который планировала выпускать Tesla.

Кстати, руководству BYD, который, напомним, в прошлом году обогнал Volkswagen в качестве крупнейшего автопроизводителя Китая и почти превзошел Tesla в гонке за звание производителя электромобилей №1 в мире не нравится, когда компанию называют «китайской Тесла».

Генеральный директор BYD Europe Майкл Шу, работающий в компании с 1999 года, в интервью изданию Automotive News Europe сказал: «BYD имеет обширный портфель брендов и технологий, в том числе наши современные подключаемые гибриды (PHEV), в то время как Tesla – это электромобили только одного бренда. Мы два очень разных существа».
Он, кстати, сказал что хочет, чтобы доля BYD на европейском рынке поднялась с нынешних 1,1% до 5% уже в 2025 году. Для, этого, например, компания строит сборочный завод в Венгрии, а также в Мексике.

P.S. Итак, Tesla (читай Илон Маск) намерена не создавать робокар на базе бюджетного BEV, а наоборот – сначала выпустить в небольших количествах беспилотное Robotaxi, а уж затем перейти (если будет спрос) к производству на его платформе дешевого человекоуправляемого электромобиля. Однако, очевидно, что рынок уже будет захвачен китайцами, а значит, на что уповает Илон Маск – на 100-процентные антидемпинговые пошлины, обещанные бывшим президентом и кандидатом в президенты Дональдом Трампом? Или еще какой-то секретный козырь в рукаве? Но возможно, что пора безудержной эйфории (в том числе и на Уолл-стрит) для Tesla заканчивается...

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/
  

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Электрический Mercedes-Benz G580 with EQ Technology оказался на тонны тяжелее AMG G 63 с 4-литровым V8

Электрический Mercedes-Benz G580 with EQ Technology оказался на тонны тяжелее AMG G 63 с 4-литровым V8

Масса аккумуляторного «Гелендвагена» перевалила за 3 тонны, что сделало его самым тяжелым в истории внедорожников G-klass

24.04.2024

«АльфаСтрахование» придумало аналог заводской гарантии для электромобилей

«АльфаСтрахование» придумало аналог заводской гарантии для электромобилей

«АльфаСтрахование» предоставит качественное обслуживание для электромобилей «АльфаВОЛЬТ»

24.04.2024

«Росатом» занялся зарядными станциями для электромобилей

«Росатом» занялся зарядными станциями для электромобилей

ГК «Росатом» купила долю в производителе зарядок «Парус электро»

23.04.2024

Американцы констатируют провал топливных элементов на легковушках

Американцы констатируют провал топливных элементов на легковушках

Что случилось с электромобилями на водородных топливных элементах?

19.04.2024

Глава CATL Робин Цзэн высказался против твердотельных аккумуляторов

Глава CATL Робин Цзэн высказался против твердотельных аккумуляторов

Китайский электрогигант CATL считает твердотельные батареи лишь отдаленной перспективой

17.04.2024

Предпочтения владельцев электромобилей в России и в США

Предпочтения владельцев электромобилей в России и в США

Российские и американские владельцы электромобилей намерены и дальше приобретать легковушки с электроприводом

12.04.2024

Парк московских электробусов превысил 1,6 тысячи

Парк московских электробусов превысил 1,6 тысячи

В Москве эксплуатируются уже более 1600 электробусов российского производства

10.04.2024

Возврат к списку