Tesla запустит в середине 2024 года в Шанхае мегафабрику аккумуляторов
10 апреля 2023
Под Шанхаем во II квартале 2024 года будет запущена мегафабрика Tesla по выпуску стационарных аккумуляторных станций Megapack
Александр Климнов, фото производителя
Компания Tesla Inc. построит в Шанхае новую «мегафабрику» по производству аккумуляторов, наращивая свои инвестиции в Китай в период нарастания политической напряженности между Пекином и Вашингтоном.
Tesla намеревается производить крупногабаритные накопители энергии Megapack на новом предприятии, которое дополнит предприятие Gigafactory Shaghai по производству электромобилей близ Шанхая. Об этом Tesla Inc. сообщила на церемонии подписания соглашения по проекту в Шанхае. На этом мероприятии присутствовали Том Чжу, старший вице-президент Tesla по автомобильному производству, и правительственные чиновники Шанхая, включая вице-мэра Ву Цин, а подписал контракт вице-президент китайского подразделения Tesla г-н Тао Линь.
Сообщается, что в то время в Китае находился владелец и CEO Tesla Inc. Илон Маск (было бы удивительно, если бы Маска как раз не было на столь важном мероприятии – авт.).
Компания Tesla Inc. использует лидирующее в мире производство и цепочку поставок аккумуляторов из Китая для увеличения выпуска и снижения удельных затрат на литий-ионные аккумуляторы серии Megapack, чтобы удовлетворить растущий спрос на накопители энергии во всем мире, поскольку планета переходит на использование большего количества возобновляемых источников энергии.
В сообщении компании говорится, что строительство планируется начать в III квартале этого года, а аккумуляторный завод начнет производство во II квартале 2024 года.
Компания Tesla Inc. уже управляет «мегафабрикой» в калифорнийском Латропе, способной производить 10 тысяч комплектов Megapack в год, что эквивалентно ~40 ГВт·ч суммарной емкости.
Расширение инвестиций Tesla Inc. в КНР произошло вскоре после того, как французская компания Airbus SE объявила о планах удвоить свои производственные мощности в Поднебесной для одного из своих самых продаваемых самолетов. Европейский производитель самолетов добавит вторую линию окончательной сборки узкофюзеляжных самолетов A320 на заводе в Тяньцзине в соответствии с соглашением, подписанным генеральным директором Гийомом Фори в Пекине в минувший четверг.
Новые производственные проекты дают толчок к очередному витку развития китайской промышленности, поскольку и другие фирмы, например, Apple Inc., переосмысливают планы производства в Китае на фоне обострения политической напряженности в отношениях с США по ряду вопросов, вплоть до расширяющегося партнерства Пекина с Россией.
Накопитель Megapack задуман как массивная (23 тонны) аккумуляторная батарея (емкостью до 3,9 МВт·ч), помогающая стабилизировать энергетические сети, и компания заявляет, что каждый такой накопитель (может поставляться в стандартном транспортном контейнере) может хранить достаточно энергии для питания в среднем 3600 домов в течение одного часа. Первоначально новая фабрика будет производить 10 тысяч блоков Megapack в год (как и «мегафабрика» в Калифорнии – авт.), что эквивалентно тем же 40 ГВт·ч суммарной емкости.
Справка: стационарная аккумуляторная (литий-ионная) накопительная станция Megapack появилась в июне 2019 года и стала третьим стационарным продуктом Tesla Inc. для хранения энергии после Powerwall и Powerpack. Компания утверждает, что Megapack на 60% более энергоемок, чем Powerpack. Каталожная цена на единичную установку Megapack начинается от $1 235 890, но при покупке сразу 10 единиц их суммарная цена составляет $9 999 290, т.е. цена за единицу оказывается менее миллиона долларов, что дает цифру в $327,87 за кВт·ч, ну а при заказе 100 ед. она снижается уже до $280 за кВт·ч.
Китай, где находится претендующий на мировое лидерство производитель электромобилей и гибридов BYD Co., также чрезвычайно важный рынок и для Tesla Inc. Ее действующий автомобильный завод на окраине Шанхая, которым преатически полностью владеет американская компания, произвел в прошлом году почти 711 тыс. электромобилей, что составило 52% от ее мирового производства, даже не смотря на то, что производство останавливалось из-за отказа Китая от политики COVID Zero.
Напомним, что в начале 2019 года Китай буквально расстелил «красную ковровую дорожку», чтобы помочь Tesla Inc. открыть свой первый завод за пределами США, а правительственные чиновники Шанхая помогли Tesla Inc. своевременно возобновить производство после сбоев, связанных с пандемией.
Однако путь Маска в Китае был отнюдь не усыпан розами. Так, расширение завода по производству электромобилей в Шанхае было отложено из-за опасений, связанных с данными о связях Tesla с инициативой Маска системе раздачи интернета из космоса Starlink. Кроме того очередной раунд снижения цен на электромобили Tesla привел к достаточно массовым протестам разгневанных владельцев (купивших свои машины до скидок – авт.) в шоурумах в Китае, жаловавшихся на упущенную выгоду.
Кстати, электромобили Tesla также были запрещены в китайских военных комплексах и жилых комплексах в начале 2021 года из-за опасений по поводу сбора конфиденциальных данных встроенными видеокамерами.
В январе Маск заявил, что Китай – наиболее конкурентный автомобильный рынок в мире. В принципе, он делал подобные комментарии и раньше, в том числе во время онлайн-форума в сентябре 2021 года, когда сказал, что «очень уважает многих китайских автопроизводителей».
Напомним, что Tesla намеревается построить в Шанхае еще одну гигафабрику по выпуску не менее миллиона бюджетных электромобилей в год.
P.S. Илон Маск, конечно, прав насчет перспектив китайского автомобильного рынка, который в 2022 году показал почти 27-миллионный уровень продаж, из которых на NEV, т.е. электромобили (BEV) и подключаемые гибриды (PHEV) пришлось 6,9 млн (+93,4%) или свыше четверти (кроме того 679 тыс. (+120%) NEV были экспортированы). Ну а перспективы у Поднебесной еще более грандиозные, так что пройти мимо такого рынка никакой автопроизводитель, претендующий на лидирующее положение в мире (в любом сегменте) просто не может. Во всяком случае, российский авторынок, да и значительная часть перезапускаемого автопрома надеются именно на китайский потенциал…
Ну а стационарные накопители Tesla Megapack важны как и для ветровых и солнечных электростанций, так и для зарядных станций для электромобилей, тем более что в ближайшее время начнутся массовые поставки магистральных тягачей Tesla Semi (а зарядная станция для таких электрогрузовиков потребляет энергии как небольшой американский город).