В Китае незаметно началась революция аккумуляторов
20 ноября 2024
Натрий-ионная LFP-батарея CATL второго поколения станет массовой в 2025 году
Александр Климнов, фото производителей
На прошедшем 17 ноября Всемирном саммите молодых ученых главный научный сотрудник компании Contemporary Amperex Technology Co. Ltd. или CATL (кстати, крупнейшего мирового производителя АКБ для электромобилей, превосходящего ближайшего конкурента BYD более чем в два раза – авт.) У Кай, заявил, что натрий-ионная батарея второго поколения (первое поколение таких аккумуляторов с плотностью энергии одного элемента до 160 Вт·ч/кг было представлено в июле 2021 года) с плотностью энергии более 200 Вт·ч/кг, уже создана и может работать при сильном морозе до –40°C.
Естественно, что такие натрий-ионные АКБ должны будут найти самое широкое применение в холодных регионах планеты. Ожидается, что батареи CATL Freevoy появятся на рынке в 2025 году.
Справка: принцип работы и структура натриевых и литиевых батарей аналогичны. Обе состоят из положительных и отрицательных электродов, сепараторов и электролитов. Они используют ионы натрия и лития для перемещения между положительными и отрицательными электродами батареи для хранения и выдачи электроэнергии. По сравнению с литиевыми батареями, натриевые батареи имеют меньшую плотность энергии, но имеют лучшие показатели безопасности и устойчивость к низким температурам.
Новая батарея Freevoy от CATL включает в себя «наноразмерный защитный слой» и использует технологию частиц с высокоактивным возбужденным состоянием в катодном материале, поддерживая многоуровневое управление питанием. Батарея также опирается на натрий-ионную технологию, что позволяет ей работать при экстремально низких температурах до –40°C, а также заряжаться при температуре до –30°C.
Для безопасности в аккумуляторе Freevoy используется технология NP2.0, которая включает в себя активную дымовую изоляцию и систему высокого давления. Это снижает уровень дефектов до уровня PPB, при котором на каждый миллиард произведенных ячеек или компонентов всего несколько штук оказываются дефектными.
В прошлом году компания CATL объявила, что натрий-ионные аккумуляторы второго поколения, названные Freevoy Super Hybrid Battery будут впервые установлены на моделях Chery.
В 2024 году производитель подтвердил, что уже семь моделей типа EREV или E-REV (подвид PHEV с увеличенным запасом хода, где ДВС выступает исключительно бустером для подзарядки АКБ и не имеет механической связи с трансмиссией и колесами, т.е. это параллельный гибрид с достаточно емкой для пробега в сотни километров емкостью) уже получили новейшую натриевую батарею Freevoy. Эти электромобили выпущены под марками Neta, Changan Nevo, Deepal и Avatr.
При этом компания CATL провела официальную презентацию запуска производства натрий-ионной (LFP) аккумуляторной батареи Freevoy, которая специально разработанной для подключаемых гибридных транспортных средств, чтобы обеспечить им запас хода как у чистых электромобилей (BEV) только 24 октября. Батарея CATL Freevoy обеспечивает гибриду до 400 км запаса хода только на электричестве и поддерживает сверхмощную зарядку 4C Supercharge.
В своем пресс-релизе CATL заявила: «Всего за 10 минут зарядки вы можете достичь запаса хода более 280 км благодаря возможностям 4C Supercharge, что эффективно решает проблемы медленной зарядки. Кроме того, он [Freevoy] обеспечивает надежную работу даже в холодных условиях – идеально для северного региона, где холодная погода часто может препятствовать работе».
Коэффициент C измеряет, насколько быстро заряжается или разряжается аккумулятор. Например, коэффициент 1C означает, что аккумулятор можно полностью зарядить от 0 до 100% за один час. Соответственно коэффициент 4C означает, что АКБ можно полностью зарядить четыре раза за час или один раз за 15 минут.
Производитель опубликовал ролик, в котором перечислены модели уже использующие аккумулятор Freevoy еще до его официального анонса: Neta L, Changan Nevo A07, Changan Nevo E07, Deepal L07, Deepal S07, Avatr 07 и Avatr 12. Их запас хода составляет до 310 км на чистом электричестве и до 1300 км с полным баком. Зарядка занимает от 15 до 19 минут.
Так гибрид Neta L типа EREV с аккумулятором Freevoy поступил на китайский рынок 2 августа по цене от $21 750 до $25 800. При этом только топовая комплектация Neta L оснащена аккумулятором Freevoy емкостью 43,9 кВт·ч, которого хватает на 310 км пробега на электротяге по циклу CLTC. Смешанный запас хода Neta L достигает 1160 км. Аккумулятор можно зарядить на 30–80% за 19 минут.
Электромобиль Avatr 07 был запущен в Китае 26 сентября по цене от $30 850 до $40 700. Версия EREV этого кроссовера получила батарею Freevoy емкостью 39,05 кВт·ч, обеспечивавшую 230 км запаса хода только на электротяге. Смешанный запас хода достигает 1152 км. Батарея гибрида заряжается от 30 до 80% емкости за 15 минут.
За последний год подключаемые гибриды PHEV стали очень популярны в Китае, так за три квартала 2024 года их достигли 3 млн, что на 80% больше, чем в 2023-м. Для сравнения – за этот же период BEV продано 4,1 млн, что всего на 18% больше, чем в прошлом году.
Такие мощные автопроизводители как Chery, SAIC и Geely, также примут АКБ CATL Freevoy для своих линеек PHEV и EREV в 2025 году, уже к началу которого на рынке будет представлено уже не менее 30 моделей.
Компания CATL хочет не упустить волну популярности PHEV на китайском рынке, а ее новая батарея Freevoy обеспечит ощущения от оснащенных ею PHEV и EREV для водителя, схожие с ощущениями от BEV, как утверждает разработчик.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.