Фольксваген побеждает Тесла в гонке за удешевление аккумуляторов?
13 сентября 2019
Себестоимость АКБ на новейшем VW ID.3 оказалась ниже $100/кВт•ч
Александр Климнов, фото Volkswagen
Похоже, что Volkswagen Group удалось добиться знаменательного результата в деле электромобильности. Как заявил газете New York Times инсайдерский источник в этой немецкой компании: «Аккумуляторы для электромобилей Volkswagen уже стали дешевле двигателей внутреннего сгорания. Сейчас VW покупает и устанавливает батареи по цене уже ниже $100 за кВт•ч установленной емкости. Это означает, что одна из сенсаций автосалона во Франкфурте – этапный для VW (по ее собственному заявлению) электромобиль ID.3 благодаря эффекту масштаба своей новой «всемирной» электромобильной платформы MEB, даже в самой дальнобойной версии получает АКБ по цене ниже $7700 (а в начальной, соответственно, всего за $4500).
Этапность именно ID.3 для бренда Volkswagen и шире для всего концерна Volkswagen Group состоит в том, что, хотя это и не первая «электричка» под брендом из Вольфсбурга, именно она третья по значению модель после культового «Жука» и легендарного «Гольфа».
«Новой эрой» считается не только передовая конструкция самого электромобиля, изначально спроектированного именно как электрической модели (например, один Cx равен всего 0,267), но и модернизация под него производства, которое будет получать энергию из возобновляемых источников, что сделает ID.3 «углеродно-нейтральный» уже на старте выпуска, считая цепочку поставщиков компонентов и финальную сборку.
Первоначально Volkswagen произведет 30-тысячную партию электрохэтчбеков в особом «приветственном» исполнении ID.3 1ST со «средней» по емкости 58-киловаттной АКБ по цене около €40 000 (₽2,9 млн). Производитель указывает мощность мотора данной модификации: 150 кВт (204 л.с.) и 310 Н•м, а также максимальную скорость в 160 км/ч. В спецпакет оснащения ID.3 1ST включено также бесплатная подзарядка в течение года (или до 2000 кВт•ч), которое можно будет пополнять в сети зарядных станций в Европе, например, Ionity. От 100-киловаттной зарядной установки электромобиль может за 30 минут пополнить запас хода на 290 км.
Кроме того, «приветственная» серия ID.3 1ST получила три уровня комплектации. Так, базовая включает подогрев руля и сидений, передний подлокотник, навигацию, цифровое радио DAB+, зарядный кабель Mode 2 и легкосплавные 18-дюймовые колесные диски. Еще лучше оснащена версия ID.3 1ST Plus, с матричными светодиодными фарами с переключением луча по показаниям фронтальной камеры, матричными фонарями, тонированными стеклами, иными дизайнерскими сиденьями, адаптивным круиз-контролем, продвинутой системой бесключевого доступа Kessy Advanced, двумя портами USB-C на центральной консоли, окружающей подсветкой салона, камерой заднего вида, а также внешним пакетом Style с серебристыми акцентами и 19-дюймовыми легкосплавными дисками.
Топ-версия ID.3 1ST Max, помимо перечисленного получила дополнительно проекционный дисплей с дополненной реальностью, аудиосистему Beats, сдвижную панорамную крышу, систему удержания в полосе, 20-дюймовые диски и прочие аксессуары. Другие версии появятся позже, а цена базовой комплектации ID.3 с 45-киловаттной АКБ будет начинаться от €30 000 евро (₽2,17 млн). Кстати, все кнопки в салоне кроме электростеклоподъемников и аварийной сигнализации выполнены сенсорными (даже на руле).
Модульная электрическая платформа MEB с тяговым электромотором на задней оси и интегрированной в силовую структуру батареей, в частности, позволяет варьировать техническое содержание модели ID.3, например, емкость тягового аккумулятора: 45 кВт•ч с запасом хода в 330 км по циклу WLTP; 58 кВт•ч с запасом хода в 420 км и 77 кВт•ч с запасом хода в 550 км. Гарантия на аккумулятор составляет восемь лет или 160 000 км.
Для сравнения у e-Golf эти показатели составляют: 24,2 и 35,8 кВт•ч, соответственно, до и после модернизации, а пробег всего 231 км по WLTP даже с самой емкой из двух батарей.
При этом переговоры Volkswagen Group с производителем аккумуляторов SK Innovation по-прежнему идут вяло.
Уровень цены аккумуляторов в $100 за кВт•ч установленной мощности давно оценивался экспертами как рубежный для успешной конкуренции электромобилей (BEV), сделав их более конкурентоспособными по отношению к обычным автомобилям с двигателями внутреннего сгорания (ICE). Причем, такая цена на аккумуляторы ожидалась не ранее чем через три-пять лет (при самом оптимистичном варианте развития технологий – через два-три года). И вот Volkswagen уже оказывается способен производить аккумуляторы для массового рынка по цене менее $100 долларов за киловатт•час, причем именно за счет огромной экономии при производстве, получаемой за счет большого масштаба производства платформы MEB.
В ответ на расспросы СМИ о стоимости аккумуляторов VW главный операционный директор подразделения, производящего автомобили марки Volkswagen Ральф Брандштеттер коротко сказал: «Мы являемся компанией, которая обеспечит электромобильность для всех».
Другой руководитель, впрочем, отказавшийся назваться ввиду официального умолчания компанией VW данной цифры, подтвердил в интервью New York Times, что Volkswagen уже реально платит менее $100 за киловатт-час за аккумуляторные батареи.
В ближайшие 10 лет Volkswagen планирует выпустить около 22 миллионов электромобилей 70 новых моделей. Они, естественно, потребуют невероятного количества батарей. Соответственно годовые потребности Volkswagen Group в одной только Европе с 2025 года превысят 150 ГВт⋅ч, кроме того, в Азии ожидаются аналогичные потребности.
Немецкий автопроизводитель уже заключил сделки с существующими производителями аккумуляторных элементов, такими как LG, Samsung и CATL, инвестируя в производство аккумуляторов около $40 млрд, так что компания должна получать оптовые скидки на них у производителей.
Кроме того, Volkswagen собирается производить и собственные аккумуляторные батареи в рамках партнерства со стартапом Northvolt, основанным двумя бывшими руководителями Tesla, которые работали на Gigafactory 1 компании Tesla в Неваде вместе с Panasonic. Недавно они получили инвестиции от нескольких компаний, включая Volkswagen, для строительства крупного завода по производству аккумуляторов в Швеции. Инвестиции Volkswagen также направлены на то, чтобы создать совместное предприятие (50:50) со стартапом для строительства еще одного завода по производству аккумуляторов в немецком Зальцгиттере. Инвестиции Volkswagen в СП стали результатом соглашения, которое обе стороны заключили в июне. Данное СП получит примерно €900 млн из инвестиций Volkswagen, а другая часть пойдет непосредственно к Northvolt. Взамен Volkswagen получил около 20% акций шведского производителя аккумуляторов и место в наблюдательном совете.
Член совета директоров Volkswagen, ответственный за закупки, и член наблюдательного совета Northvolt г-н Штефан Зоммер отметил, что аккумуляторная батарея выступает ключевым компонентом для электрической мобильности. Так что есть большой смысл в том, что Volkswagen и Northvolt ускоряют совместную деятельность по производству аккумуляторных элементов в Европе. Кроме того, создание VW совместного предприятия и запланированное строительство завода по производству аккумуляторных элементов именно в Германии, внесут решающий вклад во внедрение технологии базовых аккумуляторных батарей в этой стране.
На этом фоне обещания Илона Маска о достижении Tesla 100-долларовой себестоимости аккумуляторных ячеек уже к концу 2018 года, а также разработке нового поколения более дешевых и одновременно долговечных батарей (с ресурсом до 1,6 млн км) пока остаются невыполненными, как и заявления о том, что компания Tesla Inc. построит собственный завода по выпуску аккумуляторов, чтобы уйти от зависимости от японского Panasonic.
Одним из самых важных последствий «дизельгейта» для Volkswagen Group стала перестройка его брендов на электромобилизацию. Так, в США компания внедряет сеть мощных зарядных станций Electrify America, а в Европе готовит на рынок сразу целую линейку электромобилей на платформе MEB. Так на заводе в Цвиккау Volkswagen планирует собирать по 330 тыс. электромобилей в год, а стартует производство в конце нынешнего года, первые же серийные ID.3 поступят клиентам в начале следующего года. Далее в 2020-м на платформе MEB выпустят компактный электрокроссовер ID.Crozz, годом позже – полноразмерный электрокроссовер ID.Roomzz, а еще через год – электроседан ID.Vizzion и электровэн ID.Buzz. На электроплатформе MEB будут строиться «электрички» и других брендов VW Group и даже сторонних производителей. Выпуск моделей на электроплатформе MEB освоят также в Китае (Шанхай) и США (Чаттануга).
P.S. Во Франкфурте Volkswagen обнародовал очередную (уже 10-ю за всю историю фирмы, начиная с 1937 года) эмблему – знаменитый логотип VW. Теперь он стал двухмерным на синем фоне (для электромобилей), на белом (для ICE) и красном (для спорткаров) в соответствии с актуальными принципами компании «digital first» и «no filter», то есть цифровизация во всех аспектах и без украшательств. Логотип будет использоваться на всех моделях (некоторых даже с подсветкой) и документах. Позже будет представлен и некий «аудиоэквивалент» логотипа. Смена логотипа призвана олицетворить рождение как бы New Volkswagen – устремленного в электрическое, беспилотное и прочее прогрессивное будущее. Полностью на новый логотип модельный ряд VW будет переведен к середине 2020 года.
Загрузка