Главная
АСМ-холдинг подводит предварительные итоги 2018-го и дает прогнозы на 2019-й

АСМ-холдинг подводит предварительные итоги 2018-го и дает прогнозы на 2019-й

АСМ-холдинг подводит предварительные итоги 2018-го и дает прогнозы на 2019-й

В 2018-м выросли все сегменты рынка коммерческих автомобилей кроме LCV


автор

Александр Климнов, фото автора, графики АСМ-холдинг


В целом положение на рынке коммерческой автотехники по данным АСМ-холдинг, обнародованным на итоговой конференции rim3.ru/avtonovosti/novinki/rossiyskiy-avtoprom/ «Итоги работы автомобильной промышленности России в 2018 году и перспектива развития отрасли на 2019 год», в 2018-м достаточно хорошее, кроме сегмента LCV.
Производство коммерческой автотехники
  Предварительный итог 2018 года по выпуску грузовых автомобилей (включая легкие грузовики) оказался на уровне 159,5 тыс. (–0,5%), что заметно ниже прогнозировавшегося роста на 4,2% до 167 тыс.
ASM_HCV_2018.jpg
Из них LCV по факту составили 128,3 тыс. (+3,9%), что выше прогноза в 125 тыс. (+1,2%).
ASM_BUS_2018.jpg
В сегменте автобусов (включая LCV-микроавтобусы), по которым прогноз составлял +3,3% до 44 тыс. – по факту рост составил +3,1% до 43,9 тыс.
Рынок коммерческой автотехники
ASM_HCV_sales_2018.jpg
По регистрациям в 2018 году предварительно рынок грузовых автомобилей (без LCV) составит 81 тыс. (+3,3%) при стабильном росте с сентября, а прогноз на 2019 год составляет 83 тыс. (рост на 2,5%).
ASM_LCV_sales_2018.jpg
По регистрациям LCV 2018 год оказался хуже 2017-го на 2,1% до 104 тыс. Практически данный сегмент стагнировал с мая по ноябрь, и только предполагаемый скачок продаж в декабре может несколько поправить ситуацию. Прогноз же по LCV на 2019-й составляет 105 тыс. (рост на 1%).
ASM_BUS_sales_2018.jpg
По автобусам регистрации 2018 года предварительно составили 13,7 тыс. (+13,1%) за счет достаточно стабильного роста во второй половине года, а на 2019-й прогноз составляет +5,8% до 14,5 тыс.
Парк коммерческой автотехники
ASM_HCV_park_2018.jpg

В числе Топ-3 моделей по массовости в парке грузовиков числятся: среднетоннажные карбюраторные грузовики ГАЗ-3307 и ГАЗ-53, а также тяжелый самосвал КАМАЗ-55111

 Парк грузовых автомобилей в 2018 году составляет 3 млн 341,1 тыс. В том числе парк Топ-5 марок грузовиков (MCV+HCV) включает: КАМАЗ с 816,6 тыс., ГАЗ – 774,7 тыс., ЗИЛ – 419,1 тыс., МАЗ – 231,6 тыс. и «Урал» – 131,3 тыс.
ASM_LCV_park_2018.jpg

В парке LCV Топ-3 составляют, конечно, «ГАЗели» моделей ГАЗ-3302 (бортовая и шасси с надстройками), ГАЗ-2705 (ЦМФ) и ГАЗ-3221 (микроавтобус, включая маршрутки и санитарные машины)

Парк легких коммерческих автомобилей в 2018 году составляет 3 млн 774,4 тыс. В том числе парк Топ-5 марок LCV включает: ГАЗ с 1 млн 642,4 тыс., УАЗ – 671 тыс., Volkswagen – 229,3 тыс. и Ford – 165,3 тыс.
ASM_BUS_park_2018.jpg

В Топ-3 автобусов вошли, ПАЗ-3205, Кубань-Г1 и КАвЗ-3976, т.е. машины малой вместимости на шасси среднетоннажников ГАЗ

Парк автобусов в 2018 году составил 450,8 тыс. В том числе парк Топ-5 марок автобусов включает: ПАЗ со 180 тыс., КАвЗ – 53,8 тыс., «Кубань» – 52,1 тыс., ЛиАЗ – 31,9 тыс. и НефАЗ – 22,3 тыс.
Отсюда можно сделать вывод, что продукция ГАЗ (включая и снятые четверть века назад грузовики) практически доминирует в парке коммерческой техники России. Все еще велика доля уже не только морально, но и физически изношенных ЗИЛов (их массовое производство было свернуто еще в далеком 1994-м).

Выводы АСМ-холдинг по отношению к перспективам отечественного автопрома при условии сохранения нынешних «гибельных для национальной автоиндустрии» тенденций весьма пессимистичны. Так, констатируется, что удельный вклад автомобильной отрасли в ВВП страны уменьшился за последние 15 лет на 47%, а его доля в валовой добавленной стоимости теперь не превышает 0,35%. Поскольку вклад отрасли в ВВП составляет существенно ниже 1%, она практически уже не является самостоятельной отраслью в масштабах страны. Количество рабочих мест в автомобильной отрасли за 9 лет сократилось на 113 тыс. чел. или на 29%, а в автокомпонентной отрасли, вообще, почти на полмиллиона! Потеря квалифицированных кадров связана с тем, что не осуществляются разработки новой отечественной продукции, а в основном ведется сборка иностранных изделий из импортных же комплектующих. И хотя формально за последние 9 лет выработка добавленной стоимости на одного работника выросла в 6 раз, социальная нагрузка на бюджет государства со стороны уволенных работников значительно выросла. Объем господдержки отрасли постоянно растет. За последние 9 лет вырос в 324 раза. За этот период добавленная стоимость отрасли выросла в 4,2 раза
Каждый рубль добавленной стоимости автопрома в 2017 году включает в себя 56 коп. государственной поддержки, которая, кстати, до 2009 года отсутствовала напрочь. В 2009 году этот показатель составил менее 1 коп. на рубль объемов производства. Серьезный и, главное, непрерывный рост господдержки наблюдается, начиная с 2014 года, при этом в 2016-2017 гг. уже свыше 54% валовой добавленной стоимости приходится именно на автопром. Однако эффективность и принципы применения государственной поддержки вызывают большие сомнения.
Из-за антироссийских санкций возникли существенные риски внезапной остановки предприятий отрасли (включая и относительно менее зависимые от импорта Группы ГАЗ и СОЛЛЕРС), что может привести к существенным потерям для государственного бюджета. Низкая санкционная устойчивость отрасли ослабляет суверенитет государства.
Однако действующая стратегия развития автопрома до 2025 года практически не содержит анализа рисков применения санкций, а главное, мероприятй по их нейтрализации.
Результаты примененных методов по локализации «Промсборка-1» (постановление №166) и «Промсборка-2» (постановление №566) оказались весьма сомнительными.
Так, был установлен неоправданно низкий целевой показатель роста локализации на 30% за 7 лет работы программ промборки.
Для сравнения – в Китае и Индии всего за 3 года был достигнут уровень локализации в 75% (для этого должна быть не только политическая воля, но и устойчивая и самодостаточная финансовая система – авт.). В связи с приходом новых «игроков» на рынок комплектующих, наша страна фактически утратила собственную автокомпонентную отрасль (к сожалению, даже и не приблизившуюся, хотя бы, к нижней планке конкурентоспособности с импортом – авт.). Были утеряны квалифицированные кадры (впрочем, ориентированные исключительно на старые технологии конструирования и производства морально устаревшей продукции – авт.), в связи с переходом на импортные комплектующий с минимальным уровнем добавления стоимости непосредственно в России.
Разнообразие брендов и небольшие объемы производства большинства из них, не дают возможности полноценной локализации производства. Отсюда производственные мощности по всей России составляют более 3,6 млн., но загружены лишь на 40-50% (зато потребители имели и пока еще имеют достойный выбор самой разнообразной по назначению, качеству и цене автомобильной продукции, что, по крайней мере, снизило за последние годы уровень смертности в ДТП и объем вредных выбросов в городах, а также заставило отечественных автопроизводителей (читай ВАЗ, ГАЗ и УАЗ) активнее внедрять современные системы пассивной безопасности и очищения вредных выбросов двигателей –авт.).
Экспорт-импорт продукции российского автопрома составляет $4 млрд по экспорту и $80 млрд по импорту, что дает чудовищную цифру 20-кратного превышения импорта над экспортом.
В числе конструктивных рекомендаций АСМ-холдинг по реформе автопрома содержатся четкие пожелания смены системы управления и статотчетности отрасли, применения четких критериев как вклада автопрома в ВВП страны, так и более точного учета фактической (а не по номинальным показателям) степени локализации автомобилей и переход к более жестким с точки зрения защиты национального рыка и национальной автоиндустрии законам, в том числе устранения лазеек для импорта нелокализованной техники через страны ТС, принять конкретные программы действий в условиях санкций, рассчитанные на 5–10 лет., улучшить и ужесточить налоговый контроль, активизировать борьбу с коррупцией; установить четкие границы автомобильной и автокомпонентной отраслей (какие предприятия к ним относятся, а какие нет), установить пределы их ответственности компетенций; усовершенствоать меры государственной поддержки отрасли по целевым показателям, как-то: с позиции государства: вклад в ВВП, рабочие места, экспорт, импорт и пр. Кроме того, Необходимо перейти от стимулирования продаж к стимулированию производства и обеспечению конкурентоспособных производственных факторов. 
P.S. Откровенно говоря, с учетом фактической неконкурентоспособности отечественных предприятий автопрома, данные цифры надо бы привязывать к объемам экспорта нефти и газа, как раз и покрывающих данный импорт. Вот, тогда и станет понятнее, что реальная деиндустриализация страны, начавшаяся в 1990-х и продолжающаяся до сих пор, прежде всего, выгодна российским элитам, оседлавшим ТЭК и упростившим свой бизнес до простейшей формулы: вывозим сырье, а все готовое ввозим за нефте(газо)доллары, естественно, с оставлением значительной части ренты и торговых наценок в своем кармане. Поэтому, как ни печально, но о подлинном возрождении (на уровне мировой конкуренции) каких бы то ни было обрабатывающих отраслей в России на данный момент при неизменности ориентации на сырьевую экономику говорить, конечно, можно, но как говорится «васька слушает, да ест».



Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

«Аэроэкспресс» добавил к железнодорожным шаттлам автобусы-экспрессы

«Аэроэкспресс» добавил к железнодорожным шаттлам автобусы-экспрессы

Между аэропортом Шереметьево и метро Ховрино по платной трасс М-11 запущен автобус-экспресс №1195

Автобусы ЛиАЗ «Круиз» отзываются из-за технических отклонений от регламента ТС

Автобусы ЛиАЗ «Круиз» отзываются из-за технических отклонений от регламента ТС

Росстандарт сообщил об отзыве 114 новых лайнеров ЛиАЗ-5290/-5291 «Круиз»

Фольксваген Коммерческие автомобили практически не сдал мировые продажи за три квартала 2019 года

Фольксваген Коммерческие автомобили практически не сдал мировые продажи за три квартала 2019 года

Продажи LCV подразделения  Volkswagen NFZ снизились за 9 месяцев 2019 года только на 0,5%

Российский рынок грузоперевозок – тенденции и перспективы до 2023 года

Российский рынок грузоперевозок – тенденции и перспективы до 2023 года

До 2023 года рынок грузовых автоперевозок будет расти по 5,2% ежегодно

Рынок LCV просел за три квартала на 5%

Рынок LCV просел за три квартала на 5%

ГАЗ снизил продажи LCV вдвое меньше рынка, а Ford вырос на 14%

Группа ГАЗ выпустила новый автобус для пригородных перевозок

Группа ГАЗ выпустила новый автобус для пригородных перевозок

С октября в Подмосковье приходят новые пригородные автобусы на базе ЛиАЗ-5292

Выпуск LCV к 2024 году просядет

Выпуск LCV к 2024 году просядет

В 2019 году производство LCV в России снизится на 2,3%


Возврат к списку