07.02.2020
На антикварную марку «Кубань» приходится 10% от парка автобусов в стране
Если в Москве автобус «Кубань Г1» в наши дни и встречается, то чрезвычайно редко и региональными кодами на номерах
«Кубань Г1» – 21-местный автобус малого класса на минимально модифицированном шасси грузовика ГАЗ-52 (а ранее и ГАЗ-51А), в просторечии называемый «бурбухайкой». Интересно, что выпускали данную модель не только на одном заводе КМЗ в Краснодаре, но по его чертежам также на предприятии БРМЗ в Буденновске.
Производство автобусов «Кубань» начиналось с модели «Кубань-64», предназначенной под автоклуб
Требования Министерства культуры к дефицитному спецавтотранспорту были весьма разнообразны и животрепещущи, поэтому предприятие было на постоянном контроле Москвы, которая побуждала заводчан развивать бурную деятельность по созданию новых видов спецмашин. Так, что к середине 60-х завод уже располагал достаточно большой материальной базой для значительного наращивания серийного производства, а темпы роста были достаточно хорошими, так, если, в 1963 году было произведено всего 293 машины, то в 1966 году – уже 955 ед. Постоянно велись работы и над созданием новых версий автобусов.
Малый автобус «Кубань-66» частенько встречался в 1970-х не только в провинции, но и на столичных улицах
В начале 1967 года была выпущена опытная партия из 30 автоклубов необычного дизайна «Кубань-66». Эта модель отличалась более современными формами, включая «фирменный» передок с обратным наклоном. Задней части кузова попытались придать модный в то время обратный наклон (как на опытных моделях ЛАЗа того времени). Данные автобусы отвечали большинству требований того времени, т.е. считались достаточно комфортабельными и удобными и вместе с тем простыми в обслуживании, с достаточно хорошей проходимостью, благодаря неприхотливому и выносливому грузовому шасси ГАЗ-51А (4х2). Кстати, по заказу курортного управления города Сочи, в конце 1960-х были изготовлены автобусы с открытыми кузовами типа «торпедо».
Этот автобус «Кубань Г1А1-02» сравнительно «свежего» выпуска начала 1990-х еще эксплуатируется в Казахстане
Модернизированный в марте 1967 года автобус, получил индекс по новой заводской классификации «Кубань-Г1А». На его базе было создано четыре модификации спецавтомобилей «культурного» профиля: автобиблиотека, автоклуб, автокниголавка и автомузей. Следует отметить, что «Г1» – это общее обозначение серии, где буква после единицы обозначала тип автомобиля.
Автобус «Кубань Г1А1-01» выпуска 1982–1993 гг.
Так, в 1983-84 гг. параллельно с КМЗ в Буденновске шло освоение модели Г1А1-02 на более современном шасси ГАЗ-53-12-01, но из-за сбоев в поставках комплектующих оба предприятия вынуждены были некоторое время выпускать переходную модель Г1А1-03, базировавшуюся на шасси ГАЗ-53-12. Все эти 21-местные автобусы на длиннобазном (3700 мм) шасси оснащались однотипным кузовом и внешне практически не различались. В 1989 году был выпущен 100 000-й автобус марки «Кубань». Пик производства пришелся на 1990 год, однако, в дальнейшем распад СССР и переход постсоветской российской экономики на рыночные рельсы приговорил данную марку беспощаднее, чем моральный износ продукции и физический износ оборудования. В 1993-м выпуск автобусов и спецмашин «Кубань» был остановлен по причине полной «невостребованности» на рынке. Суммарный тираж всех машин составил 112,5 тыс.
Думается, что большая часть парка «Кубаней» на сегодня находится (как и этот экземпляр из Нового Афона) на подзаборно-сарайном приколе
Однако думается, что значительная часть нынешнего парка «Кубани Г1», со сроками выпуска под и сильно за 30 лет, представляет собой по большей части подзаборные машины, уже давным-давно, не проходившие техосмотра, тем, более что по нынешним правилам ТО, получить лицензию на коммерческие пассажирские перевозки для таких олдтаймеров законным образом не представляется возможным.
Аналогичный малый автобус ПАЗ-3205 остается бессменным лидером рынков новых и подержанных автобусов, а также наиболее массовой моделью в национальном парке
На марку ПАЗ, кстати, приходится 43% (149,5 тыс.) парка, а в категории свыше 10 лет – 36,9% (77,6 тыс.). Однако, при нищенском состоянии большинства региональных бюджетов, по крайней мере, в отношении муниципального транспорта и низком уровне доходов частных автоперевозчиков надеяться на быстрое обновление парка даже при введении требования на наличие электронного тахографа и, возможном, законодательном ограничении возраста ТС просто невозможен в финансовом плане, да еще на фоне роста утилизационного сбора для… новых машин.
Претерпев небольшой косметический рестайлинг ПАЗ-3205 разменял уже третий десяток лет на конвейере Павловского автобусного завода (на фото, сделанном летом 2019 года в Москве – грузопассажирская версия ПАЗ-3205-20)
|
|
|
Миасская компания АМТ создала уникальный промышленный сочлененный вездеход с колесной формулой 10x10 для решения самых тяжелых задач в самой непроходимой местности
Утверждена очередная программа корректирующих мероприятий для грузовиков SITRAK и HOWO концерна Sinotruk
Портовый тягач КАМАЗ Galleon получит собственную фирменную эмблему с морским коньком вместо Аргамака
«МБ РУС» намеревается присутствовать во всех сегментах легкой коммерческой техники
Компания «Русбизнесавто» нивелирует негативные последствия для бизнеса клиентов из-за отзывов «Росстандартом» ОТТС ряда грузовых моделей китайских марок
Среднетоннажник JAC N90X 2025 модельного года получил свежий дизайн кабины и новый 4.5-литровый турбодизель JAC-Cummins
Кризис на рынке новых грузовиков ведет к ужесточению сертификации