КАМАЗ всерьез увлекся водородом

КАМАЗ всерьез увлекся водородом

КАМАЗ всерьез увлекся водородом

08.09.2021


КАМАЗ представил на ComTrans 2021 электробус и грузовик на водороде


автор

Александр Климнов, фото автора


На проходящей сейчас в МВЦ «Крокус Экспо» международной выставке коммерческих автомобилей ComTrans 2021 ПАО «КАМАЗ» продемонстрировал целый модельный ряд инновационного пассажирского экотранспорта, который должен улучшить экологию в мегаполисах. Упор в данном случае делается на самый «модный» вид топлива – водород, который в будущем должен найти самое широкое применение как на общественном транспорте, так и на магистральных грузовиках и лайнерах.
SAM_7102.jpg
В числе важнейших экспонатов КАМАЗ продемонстрировал отвечающий запросам времени, свой первый низкопольный водородный электробус (водородбус) КАМАЗ-6290, собственной разработки. Его пассажировместимость 80 человек при 33-35 (в зависимости от планировки) местах для сидения.

Заместитель главного конструктора ПАО «КАМАЗ» и главный конструктор автомобильного подразделения Андрей Савинков сказал: «Конструкторская документация на опытный образец водородного электробуса разрабатывалась с учетом технических требований, предъявляемых к электробусам, т.е. за базу брался электробус КАМАЗ-6282, который поставляется в Москву. Преимущества водородного электробуса очевидны – это его экологичность, отсутствие дизельного подогревателя для обогрева салона [в отличие от нынешних электробусов 1-го и 2-го поколений – авт.]. Более того, в отличие от электробуса, запас хода которого после полной зарядки аккумуляторов составляет 70 км, водородный электробус может проехать 250 км, что делает его пригодным даже для междугороднего сообщения».

Шасси и кузов водородбуса собраны на дочернем предприятии компании в Башкирии – «НЕФАЗе», крышевое оборудование установлено в НТЦ КАМАЗа. Причем кузов выполнен из высокопрочных сталей и безопасного пластика, что обеспечивает необходимую прочность и безопасность при аварийных ситуациях. Полная масса водоробуса КАМАЗ-6282 составляет 19 т, его габаритные размеры составляют 12,4х2,55х3,4 м.
SAM_7378.jpg
Машину приводят в действие водородные топливные элементы, питаемые от шести баллонов со сжатым водородом. Баллоны размещены на крыше, что бы в случае утечки водород уходил вверх, а не накапливался в салоне.

Мощность водородной энергоустановки составляет не менее 45 кВт, что обеспечивает максимальную скорость движения не менее 80 км/ч и запас хода в 250 км. Водоробус оснащен электропортальным мостом фирмы ZF, а также современной высокоэффективной пневматической тормозной системой с EBS, ABS, ASR, EPB, функцией удержания на уклоне, функцией блокировки начала движения при открытых дверях и датчиком контроля износа тормозных колодок. Также предусмотрено торможение тяговым электродвигателем с системой рекуперации. Как и аккумуляторный электробус, новый экотранспорт из Набережных Челнов приспособлен к эксплуатации при температуре окружающей среды от –40° до +40° С.

Инженеры Научно-технического центра «КАМАЗа» смогли выполнить водородбус максимально комфортабельным для пассажиров. В салоне предусмотрена двухзонная климатическая система, в том числе отдельная для кабины водителя. Установлена механическая аппарель для беспрепятственного въезда в салон маломобильных граждан, двери оборудованы функцией активации пассажирами, также предусмотрена электронная система информирования пассажиров с выводом информации на маршрутоуказатели и информационное табло в салоне водородного электробуса.

«Впереди еще много работы. В 2022 году мы намерены провести испытания опытного образца водородного электробуса КАМАЗ на улицах Москвы, в реальных условиях эксплуатации. На данный момент автономная водородная заправочная станция имеется только в подмосковной Черноголовке, поэтому испытания водородного электробуса в ином месте невозможны. Андрей Савинков сообщил, что: «Завершатся они, ориентировочно, в 2023 году. В случае создания соответствующей заправочной инфраструктуры и спроса на новый вид экотранспорта со стороны Москвы, мы планируем организовать финишную сборку водородных электробусов на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода в столице, где уже успешно собираются камазовские электробусы».

Кроме того КАМАЗ подписал меморандум о взаимопонимани и сотрудничестве с GreenGT – швейцарским пионером в проектировании и разработке высокомощных электро-водородных систем для транспортной отрасли и автоспорта, с целью разработки промышленных электрогрузовиков с водородными топливными элементами.
SAM_7105.jpg
На «Комтрансе» КАМАЗ и GreenGT демонстрируют 40-тонный прототип грузовика с системой водородных топливных элементов мощностью 170 кВт в виде двух блоков по 85 кВт каждый.
SAM_7322.jpg
Существуют две версии данного прототипа с 12 и 6 большими резервуарами для водорода, с общей емкостью хранения равной ~45 кг водорода (опционно 53 кг).
SAM_7327.jpg
Данный грузовой водородомобиль с нулевым уровнем вредных выбросов, оснащен электромотором мощностью 400 кВт (544 л.с.) и при запасе хода в 500 км, может быть перезаряжен за 10–15 минут (давление при заправке 350 бар). Представленный на автосалоне грузовой водородный прототип выполнен в конфигурации 6x2.2 на базе шасси КАМАЗ-65208. Система топливных элементов полностью разработана компанией GreenGT.

Этот пилотный прототип предшествует предсерийному производству автомобилей, которые будут собираться во Франции и Швейцарии для для основных игроков европейской логистики и дистрибуции.

Кроме того, КАМАЗ впервые представил общественности свой шарнирно-сочлененный самосвал КАМАЗ-6561 «Геркулес», предназначенный для карьерных работ в автономном режиме.
SAM_7459.jpg
Закрытая презентация «Геркулеса» прошла ранее в конце июня, а вот широкой публике и потенциальным покупателям «сочлененник» демонстрируется впервые. Основное предназначение такой машины – перевозка насыпных грузов по пересеченной местности и грунтовым дорогам. Также сочлененный «Геркулес» может применяться при разработке карьерных месторождений и шахт, для добычи полезных ископаемых по безлюдной технологии. Для этого на борту предусмотрена система ADAS уровня 5.0, обеспечивающая движение в карьере в автономном режиме, т.е. без участия водителя. Также самосвал может эксплуатироваться и в режиме дистанционного управления, так и управляться водителем из кабины.

Самосвал выполнен по схеме «последовательный гибрид», т.е. представляет собой гибридный электромобиль, не требующий подзарядки от внешней сети. Двигатель внутреннего сгорания приводит в действие электрический генератор, который питает энергией тяговый электродвигатель и заряжает аккумуляторную батарею. Последовательный гибрид работает местами на чистом электричестве при заряженной аккумуляторной батарее и, таким образом, практически близок к электромобилю. В случае КАМАЗовского «Геркулеса» рекуперация энергии происходит при спуске в карьер, а при подъеме наверх с грузом – накопленная энергия в батареях выполняет роль бустера, помогая подняться машине в гору. Такое решение позволяет снизить количество потребляемого топлива на 15% по сравнению с полностью дизельным аналогом.

Инженеры Научно-технического центра «КАМАЗа» выполнили кабину самосвала максимально удобной и безопасной. В ней предусмотрены бортовой компьютер, монитор, несколько кнопок для переключения режимов движения и для разгрузки, а за счет прочного каркаса кабина надежно защищает водителя в случае опрокидывания машины. Еще одна особенность «Геркулеса» – большое количество ассистеров водителя. Так, по периметру самосвала установлены сенсоры, радары, лидары, видеокамеры, которые фактически поднимают автомобиль до уровня роботрака.
SAM_7516.jpg
Габариты сочлененного самосвала реально «геркулесовские»: 10,12х3,43х4,03 м. Снаряженная масса шасси составляет 31 т, а его грузоподъемность – 40 т. Максимальная скорость движения ограничена 50 км/ч.

Главный конструктор инновационных автомобилей НТЦ КАМАЗа Сергей Назаренко рассказал: «В ближайшее время «Геркулес» будет проходить испытания в карьере горнодобывающей компании. Машина будет тестироваться от трех до шести месяцев. В ходе испытаний специалисты проверят топливную экономичность, тягово-динамические характеристики, массовые и габаритные характеристики, запас хода на дизельном топливе, запас хода на электротяге, грузоподъёмность, минимальный радиус поворота, обзорность, эргономику и эксплуатационные характеристики. По результатам испытаний будут внесены изменения в конструкцию автомобиля, после чего мы планируем передать «Геркулес» Уральской горно-металлургической компании (УГМК) для опытной эксплуатации на территории Башкортостана».
SAM_7518.jpg
По словам Сергея Назаренко, в настоящее время на базе этого самосвала ведется разработка новых модификаций . Например, появится его полностью дизельная версия КАМАЗ-6558, продажи которой намечены на 2024 год.

P.S. КАМАЗ также показал на «Комтрансе» целую гамму интересных разработок в сегменте дорожных грузовиков, начиная от среднетоннажника «Компас» до магистральника Continent и гоночного КАМАЗ-435091, а также долгожданный сочлененный электробус особо большой вместимости КАМАЗ-6292, но они также требуют отдельного рассказа.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Подписаться

Подписаться бесплатно.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

На 101-м году жизни умер конструктор знаменитых грузовиков «Урал» – Анатолий Иванович Титков

ГК «СТТ» представила на TransRussia'24 серийный магистральный тягач «Валдай 45»

ГК «СТТ» представила на TransRussia'24 серийный магистральный тягач «Валдай 45»

На выставке «TransRussia 2024» компания ГК «СТТ» показала серийный седельный тягач «Валдай 45» рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 45 тонн

Предсерийный полноприводный минивэн «Соболь NN 4WD» представлен на туристической выставке MITT-2024

Предсерийный полноприводный минивэн «Соболь NN 4WD» представлен на туристической выставке MITT-2024

Микроавтобус «Соболь NN 4WD» прочат в конкуренты ульяновской «буханке»

В Москве презентовали электробус ЛиАЗ нового заказа

В Москве презентовали электробус ЛиАЗ нового заказа

Обновленный электробус ЛИАЗ-6274 получил на треть более емкую АКБ, электрообогрев салона и много других усовершенствований

Sollers Argo-L – длиннобазная версия

Sollers Argo-L – длиннобазная версия

Серия LCV Sollers пополнилась удлиненной версией Argo-L с 3-метровой базой

На бывшем заводе «Вольво Восток»в Калуге нарастает производство грузовиков марки Kaluga Next

На бывшем заводе «Вольво Восток»в Калуге нарастает производство грузовиков марки Kaluga Next

В 2024 году в Калуге предприятие АО «АМО» намечает произвести 2 тысячи грузовиков Kaluga Next

В Музее ГОН прошла презентация восстановленного советского междугородного автобуса ЗИЛ-127

В Музее ГОН прошла презентация восстановленного советского междугородного автобуса ЗИЛ-127

В Музее ГОН презентован второй ходовой экземпляр первого советского междугородного автобуса ЗИЛ-127


Возврат к списку