Главная
Москву заправят сжиженным газом и электричеством

Москву заправят сжиженным газом и электричеством

Москву заправят сжиженным газом и электричеством

В «Экспоцентре на Красной Пресне» 1-3 ноября 2017 года прошла выставка «Автокомплекс-2017»


автор

Александр Климнов, фото автора

В «Экспоцентре на Красной Пресне» 1-3 ноября 2017 года прошла при содействии Правительства Москвы выставка «Автокомплекс-2017» (Автозаправочный комплекс. Автотехсервис. Гараж и паркинг) посвященная проблемам развития АЗС, включая газонаполнительные станции и зарядные установки для электромобилей.

Без какого технического сооружения не может обойтись ни один автомобиль? Без автозаправочной станции. Модной темой в последние годы стал электромобиль, так вот он тоже не может обойтись без подзарядной станции. И только на первый взгляд кажется, что это просто: ну, подключился
к городской электросети, ну, поставил более мощную подзарядную станцию, ну, организовал выделенные места для электромобилей и вперед в будущее. На самом деле, как говорится, дьявол кроется в деталях. Так городские электросети просто не рассчитаны на мощности, необходимые
для сколько-нибудь быстрой подзарядки современных аккумуляторов электромобилей, так как их емкость постепенно растет, например, на Nissan Leaf с 24 до 30 кВт·ч, а на втором поколении
и до 40 кВт·ч, а на Tesla Model S – с 65 уже до 100 кВт·ч). Например, в Норвегии уже грядет конец «налогового и парковочного рая для EV», так как электромобили уже забили выделенные полосы
на дорогах и нанесли серьезный ущерб казне как многомиллиардными суммами льгот (нулевой НДС
и прочие налоги при покупке новой машины), так и недополученными казной, муниципалитетами
и дорожниками налогами. В результате со следующего 2018 года норвежских владельцев электромобилей принудят для начала платить хотя бы 50% от обычного транспортного налога автомобилистов, а с 2020-го вообще уравняют в правах с обычными автовладельцами. Как это скажется на продажах предполагать не приходится – с уровня в 25% от всего местного рынка, электромобили запросто могут скатиться на прежний «фоновый» уровень. Кстати, в КНР, уже стабильно лидирующей по объему продаж электромобилей в мире, их рост также поддержан исключительно щедрыми правительственными и муниципальными льготами и малейший отказ
от них воспринимается рынком крайне болезненно и отзывается мгновенным падением – имело место быть в начале этого года, пока льготы снова не были восстановлены, после чего рост продаж возобновился.


К чему это я? Да, к тому, что чаша сия не минует и нас, так Правительство Москвы с рвением, достойным, откровенно говоря, лучшего применения «в мирных так сказать целях», намеревается уже с 2021 закупать исключительно аккумуляторные электробусы при том, что данная технология пока еще никак не вырастет из «коротких штанишек». Например, хваленые полуштанговые подзарядные устройства, якобы, позволяющие электробусу быстро подзаряжаться на конечных остановках, в нашем суровом климате попросту не могут надежно работать в зимних условиях,
ибо элементарно обледеневают. И так фактически по каждому аспекту, но чиновникам лишь бы прокукарекать про «инновационные подходы», а там хоть не рассветай. С легковыми электромобилями как бы попроще, но тоже далеко не безоблачно. Принудительное оснащение обычных АЗС зарядными станциями для электромобилей, принятое в 2015-м, фактически сорвано, места для бесплатной парковки электромобилей ввиду отсутствия штрафа за их незаконное использование обычными автомобилистами электромобилям зачастую недоступны. И т.д. и т.п.
Не говоря уже о том, что в России на сегодня 68% электричества «добывается» с использованием экологически грязных угля и нефтепродуктов (на ТЭС), что делает увеличение применения электромобилей достаточно абсурдным. Тем не менее, буквально только что уже Правительство РФ создает межведомственную комиссию для выработки мер по ускорению развития электромобилей, которая должна разработать пакет программ субсидирования, льготного автокредитования и лизинга. Кроме того, льготы будут предусмотрены как для отечественных, так и для иностранных автопроизводителей, включая облегченный порядок установки и сертификации системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Плюс бюджетные организации получат обязательные минимальные квоты закупок электротранспорта. Отсюда экспоненты именно электромобильных подзарядных станций (числом четыре) пользовались на «Автокомплексе-2017» определенным интересом. четыре экспонента представляли именно электромобильные заправки-зарядки, так клуб любителей бренда Tesla представил и машину (седан Tesla S) и два типа настенных подзарядных устройств Wallbox eMH3
и Wallbox eMH1 производства фирмы ABL (российский эксклюзивный дистрибьютер – ООО «АБЛ Рус»).


Устройство Wallbox eMH1 как утверждает рекламный проспект – самая компактная настенная подзарядная станция в мире. Кстати, Moscow Tesla Club обещает представить на российском рынке новейшую бюджетную модель Tesla 3 в декабре нынешнего или январе будущего года.


Рядом разместился стенд ПАО «Россети», представившей в паре с 22-киловаттной подзарядной колонкой с разъемом Type 2 Connector под 3-фазное подключение электромобиль smart fortwo electric drive coupe, правда, предыдущего третьего поколения (С451) с запасом хода лишь до 140 км.


Тройку «электрокаров» замкнул e-Golf VII с подзарядной станцией высокой мощности Terra HP фирмы ABB. В перспективе такая станция (зарядный пост + силовой шкаф) может заряжать перспективные электромобили за 10 минут до запаса хода в 300 км. Рабочее напряжение составляет от 175 до 920В (среднее значение 400В) при полной мощности 150 кВт и силе тока 375 А. Возможна
и параллельная подзарядка Dynamic DC двух электромобилей мощностью 2х350 кВт и 2х500 А
при оптимизации сетевого соединения для каждого электромобиля и таком же диапазоне напряжения 150–920В. Особая безотказность подзарядки достигается за счет резервирования силовой части и коммуникации, а также индивидуального охлаждения зарядных кабелей. Расстояние между силовым шкафом (сдвоенными шкафами) и зарядным устройством может достигать 150 м. В зарядное устройство встроен чиллер (охладитель), что ускоряет и делает более безопасным процесс подзарядки электромобиля. Подзарядная станция уже проявила себя в полевых условиях при зарядке коммерческих электробусов. Температура эксплуатации станции составляет
от –35°С до +55°С. Управление и контроль подзарядки осуществляется через 7-дюймовый цветной сенсорный дисплей. Опционально предлагают датчик присутствия электромобиля, 15-дюймовый сенсорный экран повышенной яркости, настраиваемый пользовательский интерфейс, интегрированный платежный терминал и балансировку загрузки между несколькими станциями.


Кроме того, ABB предлагает Ability Connected Services, включающую простое подключение зарядных устройств бэк-офисам, платежным платформам или системам Smart Grid; удаленную диагностику, ремонт и обновление программного обеспечения, гарантирующие низкие затраты на обслуживание. Имеется выделенная служба сервиса в России. Так что подзарядные станции ABB
уже вполне подходят не только для нынешних, но и перспективных электромобилей.

На сегодня ABB уже поставила свыше 5000 быстрых подзарядных станций Terra 53 мощностью
50 кВт (стандарты подключения CCS, CHAdeMO и Mode 3) для подзарядки сразу двух электромобилей (одного на постоянном, а другого – на переменном) в 50 стран мира из которых 51 станция в России. Скорость подзарядки станций Terra HP в три раза выше, чем на существующих системах.


Электромобиль e-Golf VII первой итерации оснащен электромотором мощностью 85 кВт (разгон
до 100 км/ч за 10,4 с, максимальная скорость 140 км/ч), а запас хода составляет до 190 км (емкость АКБ – 24,2 кВт·ч). Вслед за первой парой «электро-гольфов» в следующем году Volkswagen AG намеревается ввести в Россию для опытной эксплуатации партию из десяти электромобилей второй итерации с улучшенными характеристиками. Так, мощность электромотора возросла до 136 кВт, разгон до 100 км/ч уменьшился до 9,6 с, а максимальная скорость возросла до 150 км/ч, но, главное, запас хода возрос до 300 км при аккумуляторе увеличенной до 35,8 кВт·ч емкости. Интересно,
что при этом снаряженная масса возросла лишь на 30 кг до 1615 кг. Время подзарядки через однофазный разъем Schuko (2,3 кВт) для этого поколения электромобилей составляет 17 ч, Typ 2
(7,4 кВт) – 10,5 ч, а через 90-киловаттный Combo/CCS или mode 4 (до 80% емкости) – 45 мин.


Финская фирма Chago (российский дистрибъютер ООО «Энсто Рус») представила серию подзарядных станций Wallbox, представляющей модульное решение для подзарядки как для одноместной (EVB 100), так и двухместной (EVB 200) зарядки электромобилей. Серия подзарядных станций Chago Pro предназначена для работы в сложных погодных условиях. Она также предложена в одинарной EVF100, так и в двойной EVF200. Опционально поддерживает аппаратное обеспечение, соответствующее МЭК 15118 для сервисов с аутентификацией транспортного средства. Серия Chago Premium с динамическим управлением нагрузкой предназначена для быстрой подзарядки электрических транспортных средств. Одинарная версия обозначается как EVC100, а двойная как EVC200. Топовая модель – Chago Media 2.0 со встроенным функционалом рекламы, т.е. 55-дюймовым рекламным дисплеем FullHD (с медиаплеером, обычно с HDMI) под защитным 6-миллиметровым стеклом и двумя местами подзарядки Mode 3/ Type 2. Кроме того, в линейку продукции входит настенное подзарядное устройство Chago eFill (EVH020 с коннекторами Type 1 или Type 2)
с индустриальным 5-штырьковым разъемом CEE Plug 16A для домашней подзарядки без встроенной системы защиты от перегрузки, автоматического выключателя или системы связи с back end. Фирма предлагает и онлайновое ПРО Chago Cloud (EVS) для управления ЭЗС, включающее также журнал событий, отчеты по переданной энергии, сообщения о неисправностях и отчеты. Проекты фирмы Chago (станции ENSTO) реализованы в Хельсинки, Праге, Гонконге, Лондоне, Осло и Швеции (Toyota), а также подмосковных Химках. Поставки зарядных станций Chago в Россию идут с 2011 года и на сегодня она крупнейший их поставщик на рынок России.


Газовая (точнее в данном контексте газомоторная) тема на выставке «Автозаправка-2017» была представлена Московским Газоперерабатывающим заводом (АО МГПЗ), представляющим собой достаточно многопрофильное предприятие, не только занимающееся обеспечением установки пожарного оборудования газотушения, но и выпуском БВК (блока входных кранов) для очистки, учета и при необходимости ручного или автоматического отключения подачи магистрального газа.

Кроме того, изготовления модулей автономного газового обеспечения (МГБХ-500/24,5) вместимостью 500 нм3, аккумуляторов хранения газа БАХГ-1200-24,5 (вместимостью 1200 нм3)
и БАХГ-600-24,5 (вместимостью 600 нм3), а также услугами по установке и обслуживанию газобаллонного оборудования на ТС, в том числе и проверке давлением (имеется соответствующий стенд) металлокомпозитных и стальных газовых баллонов, применяемых на транспорте. Кроме того, МГПЗ реализует проект по созданию на своей территории газовой заправки сжиженным метаном (СУГ или LNG) для получающих постепенное распространение международных газовых тягачей брендов Scania и Volvo. Такие тягачи, оснащенные двумя типами топливных баков (для СПГ и для сжатого газа) крайне нуждаются в заправочной станции на территории России, а удобное расположение на границе Москвы (на Каширском шоссе возле МКАД) как раз позволяет МГПЗ принять на себя весь поток таких автопоездов. Здесь же открыта и АГНКС №1 производительностью 50 000 нм3 в сутки, с четырьмя постами заправки транспорта КПГ. Производительность установки составляет 290 кг/час в летнее время и 360 кг/час в зимнее время, чистота газа составляет 98%, причем, СПГ может реализовываться также и с передвижных газовозов. Например, МБГХ-500
с объемом перевозимого газа 500 нм3 в 20 металокомпозитных баллонах (Тип 3) при рабочем давлении 250 бар. Общая масса такого МБГХ-500 – 2800 кг.


Дополнительная проблема со сжиженным метаном, чей объем меньше газообразного в 600 раз, состоит еще и в том, что физически ожижение требует нескольких ступеней, так как за один прием газ может быть сжать не более чем в 12 раз, а остальной газ должен идти на повторный цикл ожижения. Соответственно, до полного ожижения требуется несколько ступеней. Кроме того, при падении уровня жидкого газа в баке грузового автомобиля ниже 40% от его объема, бак лучше дополнить до полного объема, что повышает рабочие характеристик автомобиля. Для этого нужны газонаполнительные станции с системой откачки метана, перешедшего из жидкой в газовую фазу. Такую установку МГПЗ также разработала. Возможный годовой объем реализации КПГ у МГПЗ
на сегодня составляет 74 млн нм3, а при увеличении диаметра врезки в магистральный трубопровод
до 300 мм – уже 665 млн нм3, а если еще на врезке установить компрессор, то может возрасти до 1,329 млрд нм3 в год. Кстати, перевозка КПГ газовозами также возможна, например, ПАГЗ-4500 («Титан-2») перевозит до 5400 нм3 газа в композитных баллонах Тип 4, рассчитанных на рабочее давление 250 бар. Общая масса ПАГЗ-5400 – 17 500 кг.

В противопожарном плане МГПЗ сертифицировала в России новый газовый огнетушащий состав (ГОС) «Инерген», состоящий из 52% азота, 40% аргона и всего 8% углекислоты (CO), что безопасно как для здоровья людей, так и сохранности защищаемого оборудования (например, серверных компьютеров). Установка пожаротушения с ГОС «Инерген» способна потушить пожары классов A, B, C и E уже на самой ранней стадии всего за 60 секунд (после срабатывания системы активации)
за счет обеспечения объемного эффекта. Применение ГОС «Инерген» возможно на диспетчерских пунктах с постоянным пребыванием персонала, АГНКС, компрессорных станциях, архивах, помещениях АСУ ТП, лабораториях, складах ГСМ, коммуникационных помещениях, трансформаторных подстанциях, машинных отделениях, железнодорожном и водном транспорте
и т.д. Установка одобрена ФГБУ ВНИИПО МЧС России, Госстандартом РФ и Российским морским регистром судоходства.


Тем не менее, на прошедшем в рамках выставки «Автокомплекс-2017» круглом столе «ГАЗ как моторное топливо» представитель МГПЗ Валерий Рунов отметил, что пока что в отрасли отсутствует необходимые для широкого развития такого типа топлива законодательные документы, что откровенно тормозить интеграционные процессы и снижает возможности для инвестирования частных средств, ввиду неопределенности перспектив. Так, что положения государственной программы по газомоторному топливу во многом остаются широковещательными, но не наполненными конкретным содержанием.

Кстати Россия входит в число трех крупнейших мировых рынков по объему реализации сжиженного нефтяного газа (пропан-бутана или LPG) с объемом 3,05 млн тонн из мирового потребления LPG
в 26,7 млн т в 2016 году. Рост потребления LPG в нашей стране с 2009 года трехкратный, а с 2000-го – почти 6-кратный. На один автомобиль с газобаллонной установкой в год приходится примерно тонна сжиженного пропан-бутана, что как раз соответствует среднемировому показателю. Кроме того, большая часть работающих на LPG автомобилей в России (около 3 млн) по данным международной ассоциации WLPGA относится к коммерческим. Собственно, достаточно посмотреть на столичные улицы, где основной поток «Газелей» и «Соболей» оснащен газовыми баллонами. Количество АГЗС в стране за последний год не изменилось и составляет 4900 ед.

Интересная Smart-технология 21 века – Benzuber, позволяющая производить заправку автомобилей на АЗС без непосредственного посещения клиентами кассы, т.е. прямо по специальной программе со смартфона, была представлена компанией «Смарт-технология». Так сказать «убер для бензоколонок» уже заключил договора с 43 распределительными сетями (более 800 АЗС)
на пространстве от Санкт-Петербурга до Якутска, а в начале 2018 года рассчитывает удвоить сеть заправок, обслуживаемых его системой. Фактически на наших глазах создается система самообслуживания, включенная в функционал смартфонов. Если колонку обслуживает заправщик, то водителю и выходить из машины не придется. Он просто набирает в приложении номер колонки, тип топлива и его количество и заправляется. Официальный запуск системы Benzuber произошел
в марте этого года в Екатеринбурге, где и расположен головной офис «Смарти-технологии». Бизнес-модель Benzuber заключается в следующем: владельцам АЗС ничего не надо делать: подключение бесплатное, интеграция в систему управления идет через специальные программные модули и SDK, которые разработчик предоставляет вендору АЗС, превращая их таким образом в ААЗС. А свой процент Benzuber получает только по факту заправки клиента, чья карта оплаты привязана к личному профилю в приложении. Таким образом, владелец АЗС улучшает свой «нано» имидж, увеличивает проходимость в час пик, а также может сэкономить на персонале. В перспективе целесообразно было бы выделить для Benzuber отдельные колонки, чтобы максимально ускорить процесс заправки для спешащих водителей. На данном начальном этапе (но, уже за рамками стартапа) у Benzuber уже имеется свыше 10 тыс. подписчиков. Впрочем, руководство «Смарт-технологии» предупреждает, что несмотря на уже появившихся последователей Benzuber, реально работающее программное обеспечение (разрабатывалось в течение 15 лет) есть только у них.


Интересную серию переносных полиэтиленовых танков с заправочными механизмами, т.е. переносных мини-АЗС представила фирма SWIMER Tank&Hoses, чьим дилером выступает белорусский отраслевой институт «Белагромех».


На выставке была показана средняя по вместимости цистерна на 2500 л, причем с раздаточной системой под AbBlue, что для транзитной Беларуси представляет особый интерес, так как европейские автопоезда с тагачами, чьи моторы соответствуют Евро-5 и, тем более, Евро-6 нуждаются не только в соответствующем дизтопливе, но и в мочевине. Высота цистерны 1,99 м,
а диаметр – 1,71 м. Диапазон цистерн SWIMMER от 1500 до 10 000 литров дизтоплива или AdBlue. Цистерны могут быть оборудованы раздаточной системой с длиной шланга 145 см. Есть и серия совсем маленьких мобильных цистерн (Mobil Tanks DT) на 200, 430 и 600 литров.


Производители подвижного состава для перевозки нефте- и газопродуктов были представлены
на выставке «Автокомплекс-2017» фирмой НПО «Нефтегазовое машиностроение и специальное автомобилестроение» (торговая марка GT7) из города Кузнецка Пензенской области, представившей свои новинки: облегченный 4-осный полуприцеп-бензовоз ППЦ-33 емкостью 33 м3 с собственным весом 8044 кг, проходящий нормы весового контроля на дорогах 1-й и 2-й категорий. Стоимость цистерны-бензовоза до начала декабря с учетом скидки составляет 2 214 280 руб. Фирма GT7 также предлагает цистерны в лизинг (по 1,1% в месяц).


Параллельно был представлен полуприцеп-газовоз ППЦТ-44 для LPG с цистерной объемом 44 нм3. Собственный вес полуприцепа-цистерны – 13 778 кг. Он как и более вместительная модель ППЦТ-48 (на 48 кубов сжиженного газа) укладывается в нормы весового контроля для дорог 1-й и 2-й категорий. Стоимость ППЦТ-44 – 3 226 200 руб., а ППЦТ-48 – 3 996 200 руб. На цистерны-газовозы G7 также распространяется фирменное предложение о лизинге. Кроме бензовозов серии ППЦ объемом 28–33 м3 и газовозов КПГ серии АЦТ/ППЦТ (22–48 м3) фирма G7 предлагает еще и цистерны для перевозки сжиженного природного газа (СУГ) ППЦТ объемом 36 нм3, двуокиси углерода ППЦУ
(25 м3), аммиака ППЦА (36 м3), а также криогенные цистерны для кислорода, азота и гелия
(ППЦК 15 м3).

     

Другим экспонентом аналогичного подвижного состава стал Машиностроительный завод «ФоксТанк» из города Кстово Нижегородской области. Правда, натурных образцов фирма не представила (по утверждению стендистов свою новую цистерну они показали еще на выставке COMTRANS-2017 в сентябре). «ФоксТанк» занимает третье место в стране по объемам производства специализированных прицепов-цистерн и полуприцепов-цистерн для перевозки светлых (16-41 м3) и темных (10–38 м3) нефтепродуктов, газовозы, а также самых разнообразных материалов, включая пищевые. Объем производства «ФоксТанк» вышел на уровень 60 цистерн в месяц. Особенностью бизнеса «ФоксТанк» является, то что она работает в том числе и по индивидуальным заказам клиентов, буквально посекционно удлиняя или укорачивая цистерны в соответствии с пожеланиями заказчика, а также устанавливая разнообразное дополнительное оборудование. За клиентом остается также и выбор марки осей для тележки (преимущественно BPW или SAF, но возможна и комплектация отечественными осями производства ТОНАР). Существуют и цистерны для установки непосредственно на грузовое шасси КАМАЗ разных моделей или Hino-500. Кроме автоцистерн «ФоксТанк» предлагает также топливозаправщики вместимостью 8–20 м3. Кстати, в 2018 году предприятие намеревается освоить выпуск полуприцепов-цистерн для сыпучих грузов объемом 15–34 м3.

Множество фирм со всего СНГ и из дальнего зарубежья представили топливораздаточные колонки
и прочее оборудование для АЗС и нефтебаз. Среди наиболее интересных стоит, пожалуй, отметить новосибирские фирмы, представившие как морозостойкое оборудование (гарантированная работа при –40°С) фирмы ЗАО «ПК-Электроникс», так и плавучие (!) ПЗС фирмы АО «МеталСервис».


До сих пор проблема цивилизованного снабжения ГСМ потребителей на водоемах остается в нашей стране весьма острой, хотя парк гидроциклов, катеров и моторных яхт постепенно растет.


Наиболее яркий в прямом смысле слова стенд, пожалуй, был у фирмы «Русимпульс», которая предлагает разнообразные световые табло для АЗС, причем ориентируется не на дешевые китайские комплектующие, а на надежные отечественные и импортные, хотя это и сказывается
на цене, зато и гарантия достигает пяти лет (срок службы табло до 10 лет).


Световое табло BRANO (брендирование АЗС и блочно-модульные конструкции для АЗС) пришлось даже уложить на бок.




Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

«Аэроэкспресс» добавил к железнодорожным шаттлам автобусы-экспрессы

«Аэроэкспресс» добавил к железнодорожным шаттлам автобусы-экспрессы

Между аэропортом Шереметьево и метро Ховрино по платной трасс М-11 запущен автобус-экспресс №1195

Автобусы ЛиАЗ «Круиз» отзываются из-за технических отклонений от регламента ТС

Автобусы ЛиАЗ «Круиз» отзываются из-за технических отклонений от регламента ТС

Росстандарт сообщил об отзыве 114 новых лайнеров ЛиАЗ-5290/-5291 «Круиз»

Фольксваген Коммерческие автомобили практически не сдал мировые продажи за три квартала 2019 года

Фольксваген Коммерческие автомобили практически не сдал мировые продажи за три квартала 2019 года

Продажи LCV подразделения  Volkswagen NFZ снизились за 9 месяцев 2019 года только на 0,5%

Российский рынок грузоперевозок – тенденции и перспективы до 2023 года

Российский рынок грузоперевозок – тенденции и перспективы до 2023 года

До 2023 года рынок грузовых автоперевозок будет расти по 5,2% ежегодно

Рынок LCV просел за три квартала на 5%

Рынок LCV просел за три квартала на 5%

ГАЗ снизил продажи LCV вдвое меньше рынка, а Ford вырос на 14%

Группа ГАЗ выпустила новый автобус для пригородных перевозок

Группа ГАЗ выпустила новый автобус для пригородных перевозок

С октября в Подмосковье приходят новые пригородные автобусы на базе ЛиАЗ-5292

Выпуск LCV к 2024 году просядет

Выпуск LCV к 2024 году просядет

В 2019 году производство LCV в России снизится на 2,3%


Возврат к списку