Американский автопром встает из-за забастовки профсоюза UAW
14 сентября 2023
На трех заводах «Большой тройки» началась масштабная забастовка
Александр Климнов, фото autonews.com
Профсоюз United Auto Workers, после срыва переговоров с «Большой тройкой» (GM, Ford и Stellantis) начал осуществлять угрозу насчет забастовки на трех самых важных заводах этих американских производителей.
По данным Reuters, работу бросят 12,7 тыс. человек, но глава профсоюза Шон Фейн уже заявил о возможности дальнейшего масштабирования стачки. На это профсоюз пойдет, если не удастся достигнуть договоренности с руководством концернов.
• Забастовка затронет завод Ford в Мичигане, предприятие GM в Миссури и фабрику Jeep в Огайо. Тем самым будет прекращено производство таких прибыльных моделей, как Ford Bronco, Jeep Wrangler и Chevrolet Colorado, а также ряда других.
• Лидер профсоюза заявил, что это первая забастовка, одновременно стартовавшая на предприятиях всей «Большой тройки».
• Аналитики подсчитали, что в результате мероприятия производители недосчитаются около 24 тыс. автомобилей, при этом ущерб назван скорее символическим, чем реальным. Останавливать продажи не придется. Так, например, один только концерн Stellantis располагает товарными запасами «Джипов» примерно на три месяца. В других случаях покупатели, вероятнее всего, будут готовы подождать.
• Предполагается, что, если сторонам не удастся договориться, к более масштабным мерам UAW перейдет через неделю или две.
О планируемой забастовке стало известно в конце августа. Профсоюз тогда выдвинул руководству автомобильных концернов целый ряд требований, включая, повышение зарплаты на 46%, причем, при сокращении рабочей недели.
На это, в Ford Motor, например, заявили, что такие непомерные пожелания профсоюза вдвое увеличат расходы на рабочую силу и сделают концерн неконкурентоспособным.
В GM в свою очередь оценили потенциальные затраты в $100 млрд, что вдвое превышает стоимость самого концерна. Автопроизводители выдвинули встречное предложение поднять зарплаты на 20%, но в UAW продолжают настаивать на выполнении всех требований, аргументируя это тем, что профсоюз пошел на встречу автопроизводителям во время кризиса 2009 года, а когда «Большая тройка» вновь вышла на немалую прибыль, то трудящимся кроме удлиненного рабочего дня ничего не досталось.
Автопроизводители также аргументируют свою позицию тем, что в данный решающий для судьбы отрасли момент они вынуждены перестраиваться на производство электромобилей, что требует многомиллиардных затрат, но профсоюз наносит им «удар в спину».
P.S. Тяжбы между профсоюзами (ныне это объединенный UAW) и Детройтом преследуют отрасль уже почти век и регулярно достаточно длительные периоды перемирия сменяются напряженными моментами противостояния. Но можно определенно сказать, что если UAW победит, то это обернется новым периодом нестабильности для американского автопрома из-за роста расходов на зарплаты и пенсии, а также скачком цен для потребителей, прежде всего, на электромобили, что также означает и провал экспорта. С другой стороны инфляция в США реально рванула вверх, а зарплаты работников, состоящих в UAW столь же реально от нее отстали.