Автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293 ушли в историю

Автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293 ушли в историю

8 апреля 2021


Ликинский автобусный завод официально отправил в окончательную отставку два своих самых старых серийных автобуса


автор

Александр Климнов, фото автора, drom.ru и bus.ru


В прайс-листе ЛиАЗа от апреля 2021 года уже нет моделей 5256 и 5293 (хотя на сайте bus.ru они еще есть).
liaz_5256_prigorod.jpg

Последней версией ЛиАЗ-5256 стал пригородный 2-дверный вариант 

Ликинский автобусный завод, входящий в объединение «Русский автобус» Группы ГАЗ, объяснил эту «пропажу» полным сворачиванием производства автобуса большого класса старой модели ЛиАЗ-5256. Это высокопольная (по нынешней классификации – авт.) модель классического типа, серийно производится с 1986 года, то есть в этом году ему бы исполнилось 35 лет.
Одновременно в отставку заводом отправлен и полунизкопольник ЛиАЗ-5293 – аналогичный по конструкции задней части, но с пониженным уровнем пола в районе двух передних дверей.
1-_Large_.jpg

В самой свежей версии ЛиАЗ-529265 (поставка в Санкт-Петербург) получил наиболее мощный 310-сильный дизель ЯМЗ-536 от «гармошки» ЛиАЗ-6213

Пресс-служба «Группы ГАЗ» так прокомментировала данное «закрытие»: «ЛиАЗ-5256 и -5293 заменены в продуктовой линейке более современными и отвечающими последним техническим требованиям низкопольными автобусами семейства ЛиАЗ-5292 (в городской и пригородной модификациях). Поэтому завершение производства ЛиАЗ-5256 и -5293 – это логичный шаг, отвечающий запросам рынка».
В Группе ГАЗ резонно считают, что высокий (по нынешним временам – авт.) уровень пола осложняет посадку-высадку в автобус модели 5256 для маломобильных и пожилых пассажиров.
2_Large_.jpg

Ровный низкий пол ЛиАЗ-5292 в отличие от предшественников позволил выполнить норматив по наличию аппарели для колясок у средней двери и мест для них на средней накопительной площадке 

Более современный низкопольный ЛиАЗ-5292, выпускаемый с 2004 года, кроме низкого пола по всей длине салона без ступенек, еще и оснащен системой книлинга (автоматическим наклоном кузова автобуса еще снижающим высоту порога на остановках), что сокращает время посадки и высадки, а это уже влияет на экономику перевозок (например, время прохождения маршрута сокращается на 15%). Кроме того, общая пассажировместимость у низкопольника выше, чем у высокопольных и полувысокопольных предшественников и достигает 112 человек (места для сидения и стоячих пассажиров), что на сегодня один из лучших показателей среди городских автобусов большого класса (впрочем, применение турникетов в свое время в Москве сильно эту пассажировместимость ограничивало – авт.).
5293_1.jpg

Один из последних полунизкопольников ЛиАЗ-5293 на производственной линии Ликинского автозавода

На ЛиАЗе констатируют, что заказчики из провинциальных городских муниципалитетов и прочие перевозчики в последние годы сами отказывались от приобретения новых ЛиАЗ-5256 / -5293 в пользу более современных ЛиАЗ-5292. Иными словами, классическое семейство ЛиАЗов само подошло к своей «естественной смерти» именно из-за морального устаревания и падения спроса.
5293_2.jpg

Полунизкопольник ЛиАЗ-5293 уходит в историю одновременно с высокопольником ЛиАЗ-5256 

Группа ГАЗ сообщает: «На сегодня в производстве находятся последние экземпляры ЛиАЗ-5256 (фото на заставке), которые будут переданы заказчикам по ранее заключенным контрактам. Все контракты на ЛиАЗ-5293 завершены. Завод обеспечит наличие запасных частей для обслуживания автобусов ЛиАЗ-5256 и -5293 в течение следующих десяти лет (до 2031 года)».

Справка: автобус большого класса ЛиАЗ-5256 разрабатывался в 70-80-е годы силами Всесоюзного конструкторско-экспериментального института автобусостроения, располагавшегося в городе Львове. Машина сменила легендарный ЛиАЗ-677 и, в отличие от него, перешла с классической переднемоторной на заднемоторную компоновку.
liaz_5256_mezhgdorod.jpg

Междугородный вариант ЛиАЗ-5256 был передан в Ликино-Дулево в 2014-м с перепрофилированного автобусного завода ГолАЗ в Голицыно

Городской вариант ЛиАЗ-5256 прекратили производить для внутреннего российского рынка еще в 2017-м, с тех пор его делали только на экспорт в страны СНГ. До апреля 2021 года в России были доступны пригородный и междугородний варианты модели. В разные годы автобусы этой модели оснащали дизелями КАМАЗ, ЯМЗ, MAN, Caterpillar и Cummins.

Эксперт Drom.ru по автобусам Андрей Михайлов так прокомментировал данную новость: «Последние пять лет 5256 строили едва ли не штучно по сравнению с актуальными моделями ЛиАЗа. С 2018 года она была доступна в России только в пригородном и междугородном варианте, а городская версия поставлялась исключительно на экспорт. ЛиАЗ-5293 – версия 5256 с пониженным уровнем пола, благодаря широкой унификации с предшественником был актуален скорее для хозяйств с большим количеством 5256, но разница в цене с современными моделями уже не могла привлекать новых клиентов. Между советским ЛиАЗ-5256 и автобусом, выпущенным в 2021 году, просто бездонная пропасть. Эта машина за 35 лет в серии прошла огромный эволюционный путь и с годами стала проверенной и достаточно надежной – самым массовым автобусом своего класса в России с совокупным тиражом более 25 тысяч. Во многом снятию модели 5256 с производства способствовали развал и деградация автопредприятий небольших городов, традиционных потребителей лоукостеров от ЛиАЗа. Мегаполисы перешли на современные низкопольные автобусы (ЛиАЗ-5292 и аналоги – авт.), а в провинции начиная с 2010-х покупателей на такие машины становилось все меньше и меньше. Многие города в принципе потеряли муниципальные автопредприятия, перейдя на маршрутки и ПАЗики: большой автобус (и тем более «гармошки» – авт.) в провинциальной России – в принципе вид вымирающий».
SAM_4565.jpg

Центральная автостанция в Кемерово – автобусы большой и особо большой вместимости здесь в полном ходу

P.S. В целом эксперт прав, фиксируя реальную ситуацию с «настоящими», т.е. большими автобусами в стране, но при рациональном подходе к обновлению парков автобусов и наличии инвестиций такие автобусы большого класса все равно предпочтительнее маршруток и ПАЗиков. К тому же фактический уровень удобства посадки-высадки в ЛиАЗ-5256/ -5293 и ПАЗ-3205/ -3204 (самых массовых новых городских машин в стране) не так уж сильно и отличаются, а социальные перевозки осуществляются на других типах автобусов.
SAM_4578.jpg

Спрос на низкопольные машины на метане растет особенно на юге и востоке страны

Большие автобусы выполняют большие объемы транспортной работы при значительно меньших издержках в расчете на пассажиро-километр – эта логистическая истина никуда за прошедшие годы не делась, а то, что власти небольших провинциальных городов предпочитают «по линии наименьшего сопротивления» скидывать со своих плеч заботу об общественном транспорте для своих горожан на руки частникам – многое говорит о реальном уровне их компетентности и добросовестности при исполнении своих служебных обязанностей.
5256_1.jpg

ЛиАЗ-5256 стал составлять лицо автобусных парков больших городов страны с 2000-х

P.P.S. В 1980-х при СССР автобус ЛиАЗ-5256 власти даже объявляли «низкопольным», так как некоторое понижение пола по сравнению со стандартным тогда ЛиАЗ-677М данная новая модель все же демонстрировала благодаря применению низкопрофильных шин. Однако грузовой атмосферный 180-сильный дизель КАМАЗ-740 оказался совершенно неподходящим для городской пассажирской машины с быстрыми разгонами и частными остановками. С ним ЛиАЗ-5256 не показывал ни должной динамики, ни ресурса и, соответственно, не пользовалась спросом у автобусных предприятий страны. Картина поменялась на рубеже веков, когда «сердцем» стал дизель Caterpillar-3116 с которым у ЛиАЗа как бы выросли «крылья». Потом после модернизации в 2000-х ЛиАЗ-5256 как и ЛиАЗ-5293 оснащали дизелем Cummins (а по заказу и MAN и модернизированным КАМАЗ-740), а в середине 2010-х перешли на отечественный дизель ЯМЗ-536 класса Евро-5.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru 

#автопром #новости компаний #коммерческие автомобили #третий рим

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Итоги ПМЭФ-2024 по российскому автопрому

Итоги ПМЭФ-2024 по российскому автопрому

В Москве появится «ЗИЛ 2.0», у АВТОВАЗа новое моторное производство, а «Росатом» сделает свою электромобильную платформу

10.06.2024

На ПМЭФ-2024 дискутировали о дополнительных мерах господдержки российского автопрома

На ПМЭФ-2024 дискутировали о дополнительных мерах господдержки российского автопрома

Как государство помогает «второму рождению» российского автопрома?

06.06.2024

Холдинг «Автодом» намерен создать собственный бренд для бывшего завода Mercedes-Benz

Холдинг «Автодом» намерен создать собственный бренд для бывшего завода Mercedes-Benz

Вместо Мерседесов в Подмосковье будут выпускать кроссоверы Chery, но под оригинальным брендом

24.05.2024

Глава концерна Stellantis Карлос Таварес назвал гонку пошлин «большой ловушкой»

Глава концерна Stellantis Карлос Таварес назвал гонку пошлин «большой ловушкой»

Китай вводит ответное повышение пошлин на импортные автомобили

24.05.2024

Volkswagen разорвал переговоры с Renault о создании альянса по разработке и выпуску бюджетного электромобиля

Volkswagen разорвал переговоры с Renault о создании альянса по разработке и выпуску бюджетного электромобиля

Немецкий концерн Volkswagen Group решительно поворачивает голову в сторону Поднебесной

20.05.2024

Конгресс США наехал на премиальные бренды Volkswagen, BMW и Jaguar Land Rover  за использование рабского труда уйгуров в Китае

Конгресс США наехал на премиальные бренды Volkswagen, BMW и Jaguar Land Rover за использование рабского труда уйгуров в Китае

Китайская компания JWD «подложила свинью» целому ряду европейских брендов, поставляя им электронные компоненты, произведенные с использованием рабского труда уйгуров

20.05.2024

«Москвичи» стали варить по полному циклу

«Москвичи» стали варить по полному циклу

На автозаводе «Москвич» освоен полный цикл производства со сваркой и окраской кузовов

16.05.2024

Возврат к списку