Автопрому отложили применение ЭРА-ГЛОНАСС из-за дефицита микрочипов
24 августа 2021
С 16 сентября российским автозаводам временно разрешат не оснащать выпускаемые автомобили системой ЭРА-ГЛОНАСС
Александр Климнов, фото car.ru и fbm.ru
Автопроизводители в России и других странах Евразийского экономического союза временно освобождены от обязанности оснащать все выпускаемые машины системой экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС (за исключением машин для перевозки опасных грузов и специально предназначенных для детей), которые изготовлены на территории ЕАЭС.
В России систему ЭРА-ГЛОНАСС сделали обязательной еще в 2017 году. Без нее никакой новый автомобиль просто-напросто не будет сертифицирован и не сможет покинуть завод. Решение вступает в силу через 30 дней после принятия. Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приняла это решение 17 августа, оно вступает в силу через 30 дней, то есть с 16 сентября. Причиной стал мировой дефицит полупроводников (т.е. микрочипов), который в разной степени, но глобально затронул автопроизводителей и их поставщиков во всем мире.
Минпромторг РФ подтвердил информацию, подчеркнув, что нельзя допустить остановку автозаводов и дефицит российских автомобилей в дилерских сетях. Источники «Ъ» говорят, что срок заказов некоторых чипов для систем управления автомобилем сейчас составляет порядка 60 недель, причем без гарантии поставки. Так, например, АВТОВАЗ, в последние несколько месяцев не раз сообщал о временной остановке конвейеров из-за дефицита ABS от предприятия «Bosсh Samara». Кроме того, полупроводники значительно подорожали. Отсюда автопроизводителям приходится изворачиваться, чтобы не допустить остановки производства. Так АВТОВАЗ, например, уже стал предлагать упрощенные комплектации своих моделей без аудиосистемы и круиз-контроля.
Разрешение на выпуск автомобилей без системы ЭРА-ГЛОНАСС будет действовать до конца этого года. При этом автопроизводители обязаны дооснастить все такие машины необходимым оборудованием до 30 июня 2022 года. Данная процедура будет происходить по тем же правилам, что и отзывные сервисные кампании, т.е. владельцев автомобилей пригласят на сервис для бесплатной установки необходимых компонентов. Однако судя по всему, о скидках на сами автомобили из-за отсутствия полагающейся электроники речи пока нет.
Эксперт Сергей Удалов из статагентства «Автостат» отмечает, что стоимость отзывной кампании оценивается объемом работ по установке блока ЭРА-ГЛОНАСС. Глава Fresh Auto Денис Мигаль говорит: «В столице услуга по установке ЭРА-ГЛОНАСС стоит 2–3 тыс. руб. для машин массового сегмента и 4–5 тыс. руб. для премиальных автомобилей. Это цифры без учета расходов на само оборудование, составляющих – 22–25 тыс. руб., программирование и официальную регистрацию в единой системе – по 1 тыс. руб.». По его словам примерное время оснащения легкового автомобиля системой ЭРА-ГЛОНАСС составляет один-два часа.
К тому же в иностранных концернах опасаются риска дополнительной ответственности, если машина без системы экстренного реагирования попадет в ДТП. В Минпромторге заверяют, что будут контролировать выпуск в обращение транспортных средств, не оснащенных ЭРА-ГЛОНАСС, и их последующее дооснащение, в том числе через электронные паспорта транспортных средств.
Кстати, по мнению некоторых производителей, все же есть риск, что не все такие «эрзац» машины в итоге получат свою ЭРА-ГЛОНАСС, так как на улицах полно авто и без нее (но как потом такие машины тогда будут проходить техосмотр, да и ГИБДД будет придираться при проверках на дорогах – авт.).
P.S. Чрезвычайные обстоятельства требуют и чрезвычайных мер, однако, как бы в итоге не возникли проблемы со сбытом у производителей компонентов (об этом говорит НПП ИТЭ ЛМА – крупнейший поставщик систем экстренного реагирования), а у покупателей упрощенных комплектаций не возникли проблемы с контролирующими органами (а также не дай бог, конечно, при ДТП), т.е. временные проблемы автопроизводителей не были бы надолго переложены на плечи покупателей их продукции.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка
Объем производства ТС в РФ за 10 месяцев 2024 года вырос на 34,3% к 2023 году, но все еще на 45,6% ниже допандемийного 2019-го из-за обвала производства легковушек