Фольксваген определил приоритеты новой стратегии на 2030 год – электрическая и цифровая мобильность, управление автопарком и декарбонизация
15 июля 2021
К 2030 году доля электромобилей у концерна Volkswagen Group вырастет с нынешних 6% до 50%, а к 2040-му – до 100%
Александр Климнов, фото Volkswagen Group
Концерн Volkswagen AG представил стратегию развития под названием NEW AUTO, в которой утверждает, что глобальные перемены на авторынке произойдут уже к 2030 году. Естественно, подразумевается т.н. «стабильная электрическая мобильность», т.е. переход на электромобили, впрочем, VW здесь не опережает иных конкурентов.
Под данную цель уже зарезервированы 73 млрд евро, которые будут потрачены еще до 2025 года, что составит лишь половину от плановых инвестиций. Пока что доля электромобилей в глобальных продажах концерна Volkswagen – всего 6% (в т.ч. 6,1% в самой Германии), но к 2030 году она должна достичь 50%, выбросы CO2 в расчете на одну машину сократятся на 30% в течение своего жизненного цикла (по сравнению с 2018-м) в соответствии с Парижским Соглашением). К 2040 году доля BEV должна будет составить до 100%, а их суммарные выбросы CO2 будут равны нулю. Не позднее 2050 года концерн Volkswagen Group намерен стать полностью климатически нейтральным (т.е. не выбрасывать никаких парниковых газов по всей цепочке производства, эксплуатации и утилизации своей продуктовой линейки – авт.).
Генеральный директор Volkswagen Group г-н Герберт Дисс сказал на презентации NEW AUTO (фото на заставке): «Обеспечивая синергию и масштаб, а также открывая новые источники прибыли мы ставим перед собой стратегическую цель – стать лидером мирового рынка электромобилей. И мы идем по правильному пути. Теперь мы устанавливаем новые параметры [развития]. Следующим более радикальным изменением, основанным на программном обеспечении, является переход к гораздо более безопасным, умным и, наконец, автономным автомобилям. Для нас это означает: технологии, скорость и масштаб будет иметь большее значение, чем сегодня. Будущее автомобилей будет ярким!».
Большое внимание в программе уделен достижению рентабельности производства электромобилей для чего будет кардинально расширено их производство и, конечно, снижена себестоимость аккумуляторов. Традиционные же автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ICE), напротив, будут все менее выгодными, прежде всего, из-за скорого уже введения экологических норм Euro 7 (переход на них потребует больших затрат из-за расширения списка нейтрализуемых веществ, необходимости постоянного мониторинга и поддержания низкого уровня выбросов на протяжении всего жизненного цикла автомобиля, да еще и уравнивания норм для легковых и грузовых машин – авт.) и растущей налоговой (прежде всего «углеродного налога» – авт.) нагрузки. Поэтому Volkswagen уже приступил к сокращению «портфолио» моделей ICE и их силовых агрегатов. По прогнозу концерна, уже через 2-3 года маржинальность BEV и ICE должна сравняться (см. график ниже), а рынок ICE сократится более чем на 20% в течение последующих 10 лет.
Впрочем, главной сенсацией стало принятие Volkswagen разрабатываемой им универсальной электрической платформы SSP (Scalable Systems Platform) в качестве единой для всех (без исключения! – авт.) легковых брендов концерна. В перспективе она должна заменить не только все существующие модульные «тележки» (MQB, MLB, MSB, MEB), но даже и платформу PPE, которая появится только через два года и предназначена для полноразмерных и премиальных электромобилей.
Для разработки глобальной платформы SSP в Вольфсбурге создан отдельный научно-технический центр в который инвестируют 800 млн евро. Перспективные проекты Artemis и Trinity как раз будут базироваться на архитектуре SSP, ну а первая серийная модель на ней должна появиться в 2026 году. Согласно плану, общий тираж электромобилей на основе SSP превысит 40 млн, причем, для как можно более быстрого наращивания тиража Volkswagen Group намеревается предлагать данную платформу и сторонним производителям.
Конечно, из таких «наполеоновских» планов отнюдь не следует, что модели, например, Skoda и Bentley станут использовать одни и те же шасси и техническую начинку. Речь здесь идет об «унификации модулей», их совместимости и синергии производственных процессов. Принципиально важным пунктом при разделении брендов и моделей становится программное обеспечение и набор предоставляемых сервисов (т.е. «железо» все же в какой-то степени будет унифицировано, хотя бы по архитектуре – авт.).
В настоящее время, дочерняя компания CARIAD работает над тремя программными платформами: E³ 1.1 позволяет производить обновления и обновления по беспроводной сети для линейки моделей на платформе MEB, таких как Volkswagen ID.4, Skoda Enyaq или CUPRA Born. В 2023 году CARIAD выпустит программную платформу премиум-класса 1.2 (E³ 1.2), которая обеспечит множество функций включая новую унифицированную информационно-развлекательную систему и беспроводные обновления для автомобилей премиальных брендов Audi и Porsche. К 2025 году должна быть разработана единая операционная система нового поколения (E³ 2.0), которая в разных вариациях «сквозной архитектурой» софта для всех моделей Volkswagen Group. Собственное программное обеспечение позволит не только гибко настраивать функционал в зависимости от модели, но также оперативно обновлять софт («по воздуху» – авт.) и интегрировать в машины новые клиентские возможности.
Также совместно с компанией Argo AI уже ведется разработка автопилота 4-го уровня, а на 2025 год намечен запуск проката робокаров (скорее всего уже на электротяге – авт.). Это означает, что водители смогут передать рулевое управление автопилоту, но в случае ДТП отвечать за последствия несвоевременного вмешательства в управление будут именно они (как, например, трамвайный вагоновожатый), а не производитель – авт.). Кроме того, Volkswagen Group надеется создать самую большую в мире «нейронную сеть» транспортных средств (шаттлов), которые будут передвигаться по улицам всего мира.
Генеральный директор CARIAD г-н Дирк Хильгенберг сказал: «Программное обеспечение играет решающую роль в переходе от чисто автомобильной компании к интегрированной группе мобильности. К 2030 году программное обеспечение на основе автоматизированного вождения может стать основным источником дохода в нашей отрасли. Новая унифицированная программная платформа E³ 2.0 для встроенной подключенности и апгрейда программного обеспечения, которые будут развернуты по всей Группе с внедрением платформы SSP, откроют путь к совершенно новой экосистеме и, следовательно, к новым бизнес-моделям, основанным на данных обширной базы данных по автопарку (брендов концерна).
В реальном времени с помощью постоянно подключенного автоматизированного вождения, Группа сможет постоянно обновлять функционал и услуги, адаптированные к потребностям мобильности клиентов. Так называемый процесс Big Loop для миллионов автомобилей значительно расширит возможности продукта в течение жизненного цикла». К 2030 году с программным обеспечением Volkswagen Group по планете будут передвигаться уже до 40 млн машин разных марок.
CEO бренда Audi г-н Маркус Дюсманн сказал: «Внедрение SSP означает использование наших сильных сторон при создании платформ, управление и развитие наших возможностей для максимизации синергии между сегментами и брендами. В долгосрочной перспективе наша платформа SSP значительно упростит мехатронику. Таким образом, это не только центральная предпосылка для снижения капитальных затрат, НИОКР и удельных затрат по сравнению с платформами MEB и PPE, но также и средство для обеспечения Группе достижения своих финансовых целей. Это, в частности, средство для решения будущих проблем в области разработки транспортных средств, поскольку автомобили становятся все более и более ориентированными на программное обеспечение». Фирменная система мехатроники будет охватывать весь автопарк производства Volkswagen Group, охватывая все услуги: от аренды, подписки до совместного использования и вызова наемного водителя, что обеспечит высокую доступность, заполняемость и прибыльность как продуктов, так и самого концерна (вот только как здесь будут обстоять дела с правом клиентов на приватность? – авт.).
Технический директор Volkswagen Коммерческие автомобили г-н Кристиан Сенгер сказал: «К концу десятилетия автоматизированная вождение полностью изменит мир мобильности. Вместе с ARGO AI мы разрабатываем ведущую в отрасли систему автономного вождения, которая позволит нам предлагать совершенно новые мобильные услуги и услуги автономного транспорта. Volkswagen Group нацелена на значительную долю рынка и дополнительные потоки доходов в этом важном будущем бизнесе».
Глава отдела продаж Кристиан Дальхейм добавил: «Volkswagen Group стремится к достижению сильному конкурентному преимуществу в области мобильных решений. Мы сможем предлагать услуги непосредственно нашим клиентам или сотрудничать с сильными партнерами, в зависимости от конкретной ситуации на каждом рынке. Интегрированный автопарк для всех услуг позволит нам работать очень эффективно. Кроме того, наша будущая платформа мобильности объединит все предложения по мобильности от Volkswagen Group и входящих в нее брендов и, таким образом, обеспечит максимальное удобство для клиентов».
Отсюда соотношения доходов от продажи ICE, BEV и софта будет меняться, а валовый доход от этих продуктов к 2030 году должен вырасти с 2 до 5 трлн евро. По оценкам, к 2030 году программное обеспечение и подключенные технологии смогут добавить около трети к ожидаемым продажам BEV и ICE, что более чем вдвое выше нынешнего уровня. Ожидается, что на легковые автомобили, по-прежнему будет приходиться 85% рынка и бизнеса Volkswagen Group.
Финансовый директор концерна г-н Арно Антлитц сказал: «Мы намерены установить ведущие в отрасли платформы для сильных брендов, чтобы иметь возможность большего масштаба и получить еще больше синергии в будущем. Мы будем масштабировать наши платформы BEV, мы хотим разработать ведущую софтовую платформу автомобильного программного обеспечения. И мы продолжим инвестировать в услуги автономного вождения и мобильности. Во время этого перехода наш надежный бизнес ICE поможет генерировать для этого прибыль и денежные потоки».
Касательно тяговых аккумуляторов – к 2030 году Volkswagen Group намеревается подготовить унифицированный формат твердотельных ячеек, которые станут вдвое дешевле нынешних литий-ионных батарей (пока же ведется их доводка до товарного состояния – авт.). Кстати, еще в марте Volkswagen Groupe объявил о строительстве по Европе шести гигафабрик для выпуска аккумуляторов. Их общая годовая производственная мощность составит 240 ГВт∙ч.
Первенец данного списка должен вступить в строй в 2023 году – это совместное предприятие компаний Volkswagen и Northvolt в шведском городе Шеллефтео. Вторая гигафабрика откроется в 2025 году в немецком Зальцгиттере как СП с китайской фирмой Gotion High-Tech. Третья гигафабрика появится в Испании, а местоположение прочих трех заводов не утверждено. Кроме того, Volkswagen уже занялся утилизацией старых аккумуляторов, а в перспективе планируется создание замкнутого цикла, при котором из материала старых АКБ после необходимой переработки будут делать новые аккумуляторные батареи.
Касательно темы развития зарядной сети Volkswagen Group установила новые партнерские отношения, чтобы предоставить европейским клиентам удобная зарядка, т.е. с BP, Ibedrola и Enel X. C Enel X VW Group учредил СП по увеличению проникновения электромобилей в Италии. К 2025 году СП будет владеть и управлять на Аппенинах сетью с более чем 3000 точками высокоскоростной зарядки мощностью до 350 кВт (HPC).
В общей сложности Volkswagen Group внедрит 18 тыс. точек HPC в Европе, 17 тыс. в Китае и еще 10 тыс. в США и Канаде.
Генеральный директор Group Components г-н Томас Шмалл сказал: «Контролируемая Volkswagen цепочка поставок аккумуляторов позволит нам в будущем получить контроль над самым большим блоком затрат, предлагать лучшие и наиболее устойчивые типы батарей для наших клиентов и обеспечить успех BEV. В свою очередь BEV станут мобильными «энергобанками», которые можно будет полностью интегрированы в энергосистему за счет двунаправленной зарядки-разрядки. Это позволит нам генерировать дополнительную прибыль от участия в энергетическом рынке к 2030 году».
Основными направлениями деятельности Volkswagen Group останутся Европа, Китай и США. Прочно утвердившись на рынках Европы и Китая Volkswagen Group сосредоточится на рынке Северной Америки для увеличения своей доли на мировом рынке.
Ожидается, что Китай, где Volkswagen Group выступает как давний лидер рынка с высокой прибыльностью, сыграет решающую роль в успехе стратегии NEW AUTO Группы с электромобилями моделей ID.4 и ID.6, а также ID.3. Так Volkswagen вместе со своими партнерами быстро наращивает гамму электрических моделей и превращает свое новое ключевое СП NEV Volkswagen Anhui в местный центр для разработки платформы SSP, включая новый строящийся R & D центр. Группа также продолжит расширять операции с местными специалистами и ноу-хау. Уже сегодня около 1000 инженеров-программистов работает на подразделение CARIAD в Китае.
Что касается рынка США, то в Volkswagen считают, что сейчас самое лучшее время, чтобы значительно увеличить свою долю на рынке. CEO г-н Герберт Дисс сказал: «План электрификации администрации Байдена дает нам уникальную возможность начать с более выгодной позиции, чем у конкурентов, создав открытую инфраструктуру зарядки по всей территории США и уже инвестировав в переход к производству BEV на заводе Чаттануге». На рынке США Volkswagen предлагает широкий спектр привлекательных электромобилей, адаптированных к местным условиям, например, такой уже становящийся популярным электрокроссовер ID.4 и грядущий электровэн в стиле ретро ID.BUZZI.
Половина из 662 тыс. сотрудников Volkswagen Group сегодня задействована на традиционном производстве ICE. При этом концерн предпринимает самые серьезные усилия по переподготовке работников для выпуска принципиально новых транспортных средств. Программа трансформации персонала займет последующие 10 лет. Так немецкие предприятия Volkswagen уже подготовлены к электрическому и цифровому будущему, включая реконструкцию бизнеса поставщиков компонентов и, коренную реконструкцию завода в Цвикау, ставшему центральным специализированным производителем электромобилей. Аналогичные преобразования запланированы и для предприятий Фольксвагена в Эмдене и Ганновере.
Справка: концерн Volkswagen Group со штаб-квартирой в Вольфсбурге – один из лидеров мирового автопрома и крупнейший автопроизводитель в Европе. В Группу входят двенадцать брендов из семи европейских стран: Volkswagen Passenger Cars, Audi, Porsche, Volkswagen NFZ и MAN (Германия), SEAT (Испания), Škoda (Чехия), Bentley (Великобритания), Bugatti, Lamborghini и Ducati (Италия), Scania (Швеция). Портфолио легковых автомобилей варьируется от городских миниавтомобилей А-сегмента до суперкаров S-сегмента и лимузинов F-сегмента (класса люкс). Марка Ducati выпускает культовые супербайки. В секторе легких, средних и тяжелых коммерческих автомобилей ассортимент продукции простирается от пикапов до двухэтажных городских автобусов и междугородных лайнеров, а также магистральных и карьерных тяжелых грузовиков. Концерн Volkswagen Group реализует свои автомобили, гибриды и электромобили в 153 странах мира.
В 2020 году общее количество автомобилей, физически поставленных Группой клиентам по всему миру, составило 9,31 млн, что на 15,2% меньше, чем в 2019-м (10,98 млн). Общая выручка от продаж группы в 2020 году составила 222,9 млрд евро или на 11,8% меньше, чем в 2019 году (252,6 млрд евро). Чистая прибыль после вычета налогов на конец 2020 года составила 8,8 млрд евро – на 37,1% меньше показателя 2019 года (14,0 млрд евро).
P.S. Итак, как говорил вождь мирового пролетариата: «Наши цели ясны, задачи опгеделены – за работу товагищи!». Вот только смущает, что в итоге десятки миллионов владельцев четырехколесной продукции Фольксвагена окажутся охвачены единой базой данных, использование которой, по мнению целого ряда правозащитных организаций противоречит самим основам прав личности! Характерно, что главным капиталом руководству Volkswagen Group видится не само производство и не ноу-хау, но владение массивами информации об автопарке своих клиентов, которые оно собирается использовать по своему усмотрению (конечно, в рамках законов, но мы же знаем, что нет таких законов, которые в случае «крайней общественной необходимости» нельзя хотя бы временно приостановить), впрочем, вопрос риторический...
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка