Компании Honda Motor и Nissan Motor начинают переговоры о слиянии для конкуренции с Tesla и китайскими производителями электромобилей
Александр Климнов, фото производителя, Bloomberg, Reuters
Издание Nikkei Asia опубликовало информацию о том, что японские автопроизводители Honda Motor Co., Ltd. и Nissan Motor Co., Ltd. приступили к изучению перспектив расширенного сотрудничества.
Компании подписали меморандум о взаимопонимании, в рамках которого рассматриваются различные формы партнерства, включая потенциальное создание совместной холдинговой структуры.
Источники, пожелавшие остаться анонимными, сообщают, что данная инициатива направлена на укрепление позиций обеих компаний на мировом автомобильном рынке в условиях усиливающейся конкуренции со стороны американской Tesla Inc. и китайских производителей, в частности, BYD Company Limited.
Предполагается, что в обсуждениях может принимать участие и Mitsubishi Motors Corporation, пакет из 24% акций которой принадлежат Nissan Motor.
Официальные представители Honda и Nissan подтвердили агентству Reuters факт проведения переговоров о возможных формах сотрудничества, направленных на использование сильных сторон каждой из компаний.
Генеральный директор Nissan Макото Учида (слева) объявляет 15 марта в Токио о партнерстве в области электромобилей с генеральным директором Honda Тосихиро Мибе, в то время как Nissan активизирует сотрудничество в области новых технологий, объявляя о своем новом трехлетнем среднесрочном плане
Данное заявление соответствует ранее озвученным в марте текущего года намерениям о потенциальном партнерстве.
Автомобильная промышленность в настоящее время переживает период существенных изменений, обусловленных ужесточением экологических стандартов и растущим спросом на электромобили.
Показательным примером консолидации в отрасли может служить слияние Fiat Chrysler Automobiles (FCA) и Groupe PSA в 2021 году, результатом которого стало образование концерна Stellantis N.V. (впрочем, сейчас из-за неэффективного руководства уже бывшего CEO Карлоса Тавареса группа переживает очень нелегкие времена и, скорее всего, будет вынуждена избавиться от некоторых убыточных брендов из 14 принадлежащих ей марок – авт.).
Согласно последним финансовым отчетам, рыночная капитализация Nissan Motor Co., Ltd. оценивается приблизительно в $7,6 млрд, в то время как капитализация Honda Motor Co., Ltd. достигает $38,8 млрд.
За последние шесть месяцев чистая прибыль Nissan Motor продемонстрировала снижение более чем на 90% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
В ноябре один из топ-менеджеров концерна Nissan сообщал изданию The Financial Times (FT) о том, что у японской компании осталось всего 12–14 месяцев на поиск якорного инвестора, чтобы предотвратить банкротство.
Сложности у Nissan возникли после того, как французский концерн Group Renault решил сократить свою долю в японской компании.
В начале ноября Reuters писал, что Nissan сократит 9000 рабочих мест, или 6,7% сотрудников, по всему миру на фоне падения продаж в Китае и США.
Также Nissan Motor намеревался сократить 20% от всех своих производственных мощностей и снизил прогноз годовой прибыли на 70% до примерно $975 млн, что стало вторым понижением прогноза в этом году.
И вот на волне сообщений о слиянии с «Хондой» акции «Ниссана» на торгах в среду, 18 декабря, взлетели на 24% – до 417,6 японской иены, что стало самым большим дневным приростом как минимум за 50 лет, пишет Bloomberg.
Бумаги Nissan Motor стали лидерами роста на японском фондовом индексе Nikkei 225, поскольку инвесторы позитивно оценили новости о возможном слиянии компаний.
Спрос на бумаги вырос на фоне надежд на то, что потенциальное объединение Nissan Motor с Honda Motor спасет японского автопроизводителя от финансового кризиса.
В среду исполнительный вице-президент Honda Синдзи Аояма заявил, что компания Honda рассматривает несколько вариантов, включая слияние автопроизводителей, объединение капиталов или создание холдинговой компании, в рамках которой будут работать объединенные предприятия. Он не уточнил, когда будет принято потенциальное решение.
Акции Mitsubishi Motors, которая также выступает потенциальным участником сделки, также подорожали на 20%, что стало самым большим приростом с 2013 года.
А вот акции Honda упали в ходе торгов на 3% из-за опасений инвесторов, что компании придется спасать Nissan.
Старший аналитик Bloomberg Intelligence Тацуо Ёсида считает, что слияние не принесет Honda «никаких краткосрочных выгод».
Тогда как старший аналитик лондонской исследовательской компании Pelham Smithers Associates Джули Бут сообщила: «Учитывая, что Nissan получит поддержку от более сильного в финансовом и операционном плане партнера, это можно считать хорошей новостью» (это понятно, так как Nissan – один из крупнейших работодателей в Великобритании и его выживание реально волнует британскую общественность и СМИ – авт.).
Объединение Honda и Nissan создаст компанию стоимостью $54 млрд с годовым объемом производства 7,4 млн автомобилей.
Это сделает новую компанию третьей по величине автомобильной группой в мире по объему продаж после Toyota Motor и Volkswagen Group.
Напомним, что за первые шесть месяцев текущего года Honda, Nissan и Mitsubishi вместе продали по всему миру около 4 млн автомобилей, что значительно меньше 5,2 млн, которые продала Toyota.
Объединение позволит этим двум компаниям противостоять Toyota как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Агентство Reuters со ссылкой на Bloomberg сообщает, что Group Renault, который остается крупнейшим акционером Nissan Motor, поддерживает идею слияния японского автопроизводителя с конкурентом Honda Motor.
Представитель французского автопроизводителя заявил: «Renault Group в принципе поддерживает усилия Nissan по восстановлению деловой ситуации», – однако отказался комментировать текущие переговоры о слиянии.
Инсайдер заявил, что французский автопроизводитель рассмотрит все последствия объединения, чтобы обеспечить защиту своих интересов.
P.S. Итак, тренд первой половины 2020-х на создание суперконцернов (не китайских) в мировом автопроме продолжается. Однако тот же пример франко-итало-американского Stellantis показывает, что такие гигантские производственные конгломераты, управляемые недостаточно эффективными топ-менеджерами (ау Таварес – на которого сейчас на свет вытаскивается много компромата), могут и не оправдать возлагаемых на них надежд. К тому же китайский автопром при поддержке Пекина не дремлет и бьет конкурентов именно качеством НИОКР и производственных процессов, а не только и не столько дешевизной рабочей силы, чего у концерна Honda-Nissan-Mitsubishi может и не получиться, да и, вообще, пока нет уверенности, что Токио позволит появиться еще одной национальной автомонополии…
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Автодилер и избранный сенатор от Огайо Берни Морено предлагает группе Stellantis вернуть независимость ее американским брендам Chrysler, Jeep, Dodge и Ram
Владельцы концерна Volkswagen Group упорствуют в решении о закрытии заводов и массовых увольнениях в Германии – профсоюз угрожает бессрочной забастовкой