Китайские автопроизводители могут выкупить закрываемые европейские заводы Volkswagen
20 января 2025
Закрываемые заводы «Фольксвагена» и других брендов заинтересовали китайцев
Александр Климнов, фото Volkswagen
Как пишет издание Automotive News Europe китайские чиновники и автопроизводители присматриваются к немецким заводам, которые попадают под закрытие (вследствие убыточности – авт.), и особенно заинтересованы в площадках концерна Volkswagen Group, сообщил агентству Reuters источник, знакомый с позицией китайского правительства.
Покупка завода позволит Китаю укрепить влияние в мощной автомобильной промышленности Германии, где находятся некоторые из старейших и самых престижных автомобильных брендов, сообщил источник.
Китайские компании уже инвестировали в ряд отраслей в Германии, крупнейшей экономике Европы, от телекоммуникаций до робототехники, но еще не наладили в этой стране собственного производства автомобилей, несмотря на то, что у Mercedes-Benz есть два крупных китайских акционера.
Любой такой шаг может стать самой политически чувствительной инвестицией Китая. Бренд Volkswagen долгое время был символом высокого технологического уровня промышленности Германии, а теперь ему угрожает глобальный экономический спад, ударивший по спросу (прежде всего на электромобили – авт.), и стремительный переход к зеленым технологиям (т.е. запрет на продажу обычных автомобилей с ДВС – авт.).
Производство электромобилей в Германии для продажи в Европе позволит китайским производителям таких машин избежать уплаты тарифов ЕС на BEV, импортируемые из Китая, и может создать дополнительную угрозу конкурентоспособности европейских автопроизводителей.
В то время как заявки могут поступать от частных компаний, государственных компаний или совместных предприятий с иностранными компаниями, китайские власти оставляют за собой право утверждать определенные инвестиции за рубежом и, вероятно, будут с самого начала участвовать в любом таком проекте.
Кроме того, инвестиционные решения будут зависеть от позиции нового правительства Германии по отношению к Китаю после выборов в феврале, сказал источник.
Экономики двух стран стали глубоко переплетены за 16 лет правления Ангелы Меркель, чему способствовали инвестиции и экспорт немецких автомобилей (премиальных и поэтому дорогих – авт.) в Китай.
Но отношения охладились, поскольку нынешняя коалиция стремится снизить зависимость от Китая. Министр иностранных дел Анналена Бербок назвала президента Си Цзиньпина «диктатором», а Китай – соперником.
Источник в министерстве иностранных дел Германии сообщил, что Китай превратился в системного конкурента.
VW может быть открыт для продажи заводов стороннему производителю
VW изучает альтернативные варианты использования своих заводов в Дрездене и Оснабрюке в рамках стремления сократить свои операции в Германии.
Концерн Volkswagen Group, которому также принадлежат такие всемирно известные бренды, как Porsche, Audi и Skoda, столкнулся с падением продаж на фоне растущей конкуренции со стороны китайских компаний.
Руководители подразделения Volkswagen AG хотели закрыть несколько заводов, но столкнулись с сопротивлением со стороны профсоюзов.
Напомним, что в сделке, заключенной перед Рождеством, они договорились прекратить с 2025 года производство в Дрездене, где 340 рабочих собирают электрохэтчбек ID3, и в Оснабрюке, где с 2027 года 2300 сотрудников производят T-Roc Cabriolet (фото на заставке).
Концерн Volkswagen Group будет открыт для продажи завода в Оснабрюке китайскому покупателю, сообщил Reuters человек, знакомый с делами компании изнутри.
Представитель VW сказал: «Мы стремимся найти дальнейшее использование этому участку. Целью должно быть жизнеспособное решение, учитывающее интересы компании и сотрудников», – отказавшись при этом комментировать именно спекуляции о возможном китайском предложении.
Опасения по поводу немецких профсоюзов
Китайские компании обеспокоены тем, как их примут немецкие профсоюзы, которые занимают половину мест в консультативных советах немецких компаний и стремятся получить далеко идущие гарантии по сохранению промплощадок и рабочих мест на них, сказал человек, знакомый с позицией Китая.
Представитель профсоюза из Оснабрюка Стефан Солдански сказал, что рабочие завода не имеют ничего против производства для одного из партнеров VW по совместному предприятию в Китае.
Он сказал: «Я могу представить, что мы будем производить что-то для совместного предприятия в Китае, но под логотипом VW и в соответствии со стандартами VW. Это ключевое условие».
Представитель министерства иностранных дел Китая заявил, что компаниям, которые хотят инвестировать в Германию, должно быть разрешено это сделать.
Представитель китайского МИДа в заявлении для Reuters сказал: «Китай ввел ряд мер по открытости, чтобы создать новые возможности для бизнеса для иностранных компаний. Есть надежда, что немецкая сторона также будет придерживаться непредвзятого мышления [и] обеспечит честную, справедливую и недискриминационную деловую среду для инвестиций китайских фирм».
Источник Reuters, знакомый с позицией китайского правительства, отказался назвать конкретных потенциальных инвесторов.
Отвечая на вопрос о реалистичности комментариев этого источника, представители Торговой палаты Китая в Берлине подтвердили, что китайские инвесторы проявляют большой интерес к автомобильному сектору Германии, рассматривая его как стратегически важную долгосрочную инвестиционную перспективу. Многие китайские автопроизводители считают, что завоевание симпатий требовательных потребителей Германии выступает ключевым маркером успеха.
Продажа заводов может оказаться для VW дешевле, чем полное закрытие заводов, сказал банкир, знакомый с делами немецкого автопроизводителя, добавив, что они могут получить от 100 до 300 миллионов евро (от $103 до $309 млн) за каждый.
VW не стал комментировать стоимость активов.
Премьер-министр Нижней Саксонии и член наблюдательного совета VW Стефан Вайль от комментариев отказался.
Производственные планы китайских автопроизводителей в Европе
Многие китайские автопроизводители ищут площадки для своих заводов в Европе, втором по величине рынке электромобилей в мире, чтобы обойти повышенные тарифы, введенные Европейской комиссией в прошлом году для противодействия тому, что она назвала «несправедливыми субсидиями» в Китае.
Большинство из них до сих пор предпочитали строить новые заводы в странах с более низкими затратами и более слабыми профсоюзами как, например, BYD, строящий заводы в Венгрии и Турции.
Совместно со Stellantis планирует производство в Польше Leapmotor, а Chery Auto начнет производство электромобилей в этом году на бывшем испанском заводе Nissan в Барселоне (закрыт три года назад и уже тогда предлагался Great Wall – авт.).
Китайские инвесторы уже изучили заводы в Западной Европе, в том числе завод Ford в Саарлуисе в Германии и завод Audi в Брюсселе (также будут закрыты – авт.).
Источники сообщили Reuters в ноябре, что Leapmotor рассматривает возможность использования завода в Германии для производства электромобилей.
Компания Chery сообщила Reuters, что рассматривает различные варианты производства в Европе и должна принять решение в этом году.
В октябре прошлого года топ-менеджер компании в Европе сообщил агентству Reuters, что, хотя покупка существующего европейского завода и будет быстрее, новый завод (т.н. «грин филд» – авт.) позволит Chery построить предприятие в соответствии с новейшими стандартами.
Лидирующая по экспорту из КНР легковых машин с электроприводом компания BYD сообщила Reuters, что у нее есть долгосрочные цели в Европе, которые в значительной степени не зависят от краткосрочной национальной политики.
А вот один из партнеров VW, по совместному предприятию (SAIC-VW) в Шанхае SAIC, не ответил на запрос о комментариях.
P.S. Интерес китайского автопрома к выбывающим из строя европейским заводам начался как говорится «еще вчера», но их сдерживает весьма осторожная позиция Пекина по инвестированию в другие страны. Кстати, условием покупки или строительства заводов китайскими компаниями в Европе Брюссель и Берлин вполне могут выдвинуть требования о прекращении сотрудничества с Россией, не только в плане строительства на ее территории автозаводов, но и даже поставок самих машин.
Так, что не исключено размежевание китайских автопроизводителей и по этому фактору – те кто заходят с производством в Европу – не будут работать с Россией, и наоборот, те кто желает закрепиться на российском рынке путем размещения производственных филиалов, вполне могут остаться без привлекательного именно для производителей электромобилей европейского рынка, который в любом случае будет расти… Если, конечно, не произойдут серьезные политические изменения в плане антироссийских санкций.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Подрядчик BYD привез на стройку завода в бразильском городе Камакари сотни китайских рабочих по незаконным визам и эксплуатировал их в рабских условиях