Коронавирус добрался до конвейеров мировых автоконцернов
8 февраля 2020
Из-за эпидемии коронавируса в Китае в первом квартале 2020 года могут не выпустить 1,7 млн автомобилей
Александр Климнов, фото FCA
Угроза эпидемии китайского коронавируса вслед за национальным автопромом (работа многих автозаводов и их поставщиков в центральном и восточном Китае остановлена до марта – авт.) начинает угрожать уже мировой автомобильной промышленности. Сообщения от мировых автопроизводителей начинают напоминать фронтовые сводки. Так в четверг CEO Fiat Chrysler Automobiles Майк Мэнли заявил, что компания FCA может остановить один из своих европейских заводов (не конкретизируя какой и производство какой модели) в течение ближайших двух – четырех недель, если китайские поставщики комплектующих не смогут вернуться к работе. В пятницу французский автопроизводитель Renault заявил, что его южнокорейская дочерняя компания Renault Samsung Motor (RSM) приостановит производство на заводе в городе Пусане на четыре дня, начиная с 11 февраля, из-за срыва поставок комплектующих из Китая.
Представитель Renault сказала в интервью новостному агентству Reuters: «Из-за своей географической близости к Китаю завод в Пусане стал местом, наиболее подверженным перебоям поставок оттуда». Она также добавила, что Renault и его партнер по альянсу Nissan усиленно работают над проблемой перебоев с поставками комплектующих, потому что завод в Пусане производит кроссовер Rogue – одну из самых продаваемых моделей бренда Nissan. Кроме того, еще в понедельник Renault продлила срок закрытия завода в китайском Ухане до 13 февраля, в соответствии с указаниями Пекина, последовавшими после вспышки вируса. Между тем, Toyota Motor Corp. и Honda Motor Co. вошли в число автопроизводителей, которые полностью остановили производство на своих заводах в Китае, поскольку режим борьбы с эпидемией смертельного коронавируса усиливается. Так, Toyota, которая первоначально планировала остановить свои китайские заводы только до 9 февраля, заявила, что теперь планирует возобновить производство не ранее 17 февраля. В свою очередь Honda заявила, что она вновь откроет свой завод вместо 14 февраля в течение недели, начиная с 17 февраля. Южнокорейский Hyundai Motor и его дочерняя компания Kia Motors также заявили в пятницу, что планируют возобновить производство на своих китайских заводах 17 февраля вместо ранее запланированного 9 февраля. Пресс-секретарь HMC сказала: «Мы будем принимать профилактические меры против распространения инфекции на наших заводах».
Эксперт из LMC Automotive заявил в пятницу, что вспышка коронавируса может сократить производство и продажи автомобилей в Китае на 3–5% в этом году, если эпидемия продолжится и во втором квартале. В заявлении LMC Automotive говорится: «Эпидемия подрывает доверие потребителей, угрожает торговле и влияет на потребительский рынок Китая, на который приходится более половины валового внутреннего продукта страны. При таком сценарии темпы роста ВВП Китая упадут в 2020 году до 5%». Как следствие это потенциально может нарушить ритм работы североамериканской автомобильной промышленности, так как повлияет на местную цепочку поставщиков комплектующих, зависящих от китайских поставщиков, часть из которых откладывает возобновление выпуска продукции на более длительный срок после празднования китайского Нового года.
Буря распространяется по миру
Веерные отключения поставщиков создают препятствия для автопроизводителей на крупнейшем в мире автомобильном рынке, который уже показал третий ежегодный спад, даже еще до того как началась вирусная эпидемия. Следующие несколько недель будут критическими. Детали, изготовленные в Китае, используются при производстве миллионов автомобилей, собираемых в других местах света, а эпицентр вспышки коронавируса – китайская провинция Хубэй, как раз выступает основным центром производства и отгрузки комплектующих для автомобилей. Отраслевые эксперты заявляют, что китайские поставщики создали достаточный запас деталей на складах и в логистических цепочках в преддверии длительного китайского Нового года, начавшегося в конце января. Запасы начнут истощаться, если китайские заводы по производству комплектующих не смогут вернуться к работе на следующей неделе, или же если логистика с Китаем останется под ограничениями (кстати, на российско-китайской границе автофуры все же начали пропускать, хотя пока что только со скоропортящимися продуктами питания для Приморья – авт.). Китайские производители автокомплектующих и запчастей, и сборочные заводы продлили запланированные новогодние остановки до 9 февраля. Однако некоторые из них остановили работу на более длительные сроки. Управляющий директор по автомобилестроению и промышленности консалтинговой фирмы AlixPartners сказал Дэн Хирш сказал: «Почти у всех есть какой-то критичный для возобновления работы продукт, по которому у них имеются страховочные запасы». заявил в четверг, что автопроизводитель может быть вынужден приостановить производство на европейском сборочном заводе, если запчасти не начнут поступать в течение двух-четырех недель. Он не идентифицировал завод или транспортные средства в опасности.
Борьба с дефицитом комплектующих
За последние четыре десятилетия практически все производители автомобилей (пионерами были японские компании) перешли на систему поставок «точно вовремя», т.е. практически без складских запасов, лишь с минимальными запасами непосредственно возле конвейеров. Так, что неудивительно, что, например, Hyundai заявил, что нехватка деталей из Китая вынудит его приостановить производство на своих заводах в Южной Корее. Другие мировые автопроизводители полка что не раскрывают подробностей о своих возможных производственных сбоях за пределами Китая, но заявляют, что контролируют риски. Руководитель отдела закупок Toyota Масаеши Шираянаги сказал, что автопроизводитель: «очень внимательно следит за запасами компонентов» за пределами Китая. У концерна General Motors есть специальные команды снабженцев, работающие круглосуточно, чтобы предотвратить неприятности, как сказал финансовый директор автопроизводителя. А компания Suzuki заявила, что рассматривает возможность приобретения автокомпонентов «made in China» за пределами Ухани. При этом Suzuki Motor не производит и не продает автомобили в Китае, но закупает там некоторые компоненты для своих заводов в Индии, где через местное подразделение Maruti Suzuki India контролирует около половины рынка легковых автомобилей. Дэн Хирш из AlixPartners сказал, что у автопроизводителей больше, чем в прошлом, резервных источников для поставок критичных для производства деталей. Автопроизводители и их основные поставщики сделали должные выводы после катастрофического цунами 2011 года, которое нанесло урон главным поставщикам в самой Японии, для снижения риска того, что катастрофа на одном единственном заводе может привести к остановке сборочных линий на других предприятиях. Гибкое производственное оборудование также может быть перепрограммировано или перемещено для производства дефицитных деталей. Так, когда пожар на заводе поставщика из Мичигана поставил под угрозу производство высокоприбыльных пикапов Ford, эта компания достаточно быстро переместила производственное оборудование на завод в Онтарио. Тем не менее, не вся продукция для автопрома из китайской провинции Хубэй может быть легко замещена. Так, Хубэй принадлежит к числу 11 китайских провинций, на которые приходится более двух третей производства автомобилей в Китае, указало агентство IHS Markit в своем исследовании, опубликованном на прошлой неделе. По прогнозам IHS, если китайские автозаводы останутся без работы и в марте, то производственные потери Китая станут значительными, составив более 1,7 миллиона автомобилей, не выпущенных в первом квартале.
Южная Корея просит Китай о помощи
В пятницу южнокорейское правительство заявило, что обратилось к китайским региональным правительствам за помощью в возобновлении производства комплектующих для южнокорейских автозаводов. Из-за перебоев с производством и поставками комплектующих в Южную Корею, включая грандов Hyundai Mobis и Kumho Tire, которые также встали, есть опасения, что сбои начнутся и у мелких субподрядчиков второго и третьего уровня, если перерыв из-за эпидемии затянется, сообщает Сеул. Южнокорейские министерства также выпустили совместное заявление, что при необходимости они позволят пострадавшим южнокорейским поставщикам работать в Южной Корее сверхурочно, чтобы компенсировать дефицит деталей. Пекин заявил, что даже если региональные власти в ближайшие дни и снимут официальный запрет на возобновление работы промышленных предприятий, направленный на прекращение распространения коронавируса, существует еще одна проблема, которая заключается в том, что уже сами работники откажутся выходить на работу из-за страха перед смертельным вирусом. Южнокорейское правительство, в свою очередь, заявило, что из ~10 000 рабочих завода в Циндао, принадлежащего южнокорейскому поставщику, возобновить работу готовы только 15% работников.
P.S. Дежа вю: в начале 1998-го именно из-за проблем автомобильной отрасли Южной Кореи (конкретно многопрофильной промгруппы (чеболя по-корейски) Daewoo Industrial, в которую как структурное подразделение входила автомобильная компания Daewoo Motor, под руководством проводившего авантюрную политику расширения зарубежных филиалов (в том числе открытия в 1996-м узбекского UzDaewoo) президента Ли Тхэёна, начался печально известный Азиатский экономический кризис, преодолеть который помог тогда именно промышленный подъем в КНР. Теперь же именно из Китая исходит угроза начала новой Великой Депрессии, которую экономисты предрекали только к концу нынешнего года. Хотелось бы, что чаша сия миновала нас...
P.P.S. Сегодня утром 10 февраля японское информационное агентство Nikkei сообщило, что в связи с коронавирусом компания Nissan Motor временно приостановит производство на двух производственных линиях на своем заводе на юго-западе острова Кюсю, начиная с 14 февраля. В Nissan приняли такое решение, потому что из-за вспышки вируса автомобилестроителю стало сложно получать комплектующие из Китая. По словам Nikkei, остановка может сказаться на сокращении производства примерно на 3000 автомобилей.
По данным Nikkei, производство Nissan в Кюсю в 2018 финансовом году составило около 434 тыс. автомобилей, причем около половины этого объема было реализовано на внутреннем рынке. Кроме того, 17 февраля Nissan остановит еще одну конвейерную линию, которая в основном производит автомобили на экспорт.
Загрузка