Рынок электромобилей и гибридов в Китае близок к краху
18 июня 2019
Решительный отказ Пекина от субсидий на покупку EV может привести к обвалу рынка
Александр Климнов, фото chinadaily.com.cn
История неоднократно показывала, что рыночный пузырь, созданный правительственными стимулами, рано или поздно лопается.
Это как раз то, что сейчас происходит с рынком электрифицированных машин (NEV) в Китае. После невероятного взлета в течение пяти лет, простимулированного государственными субсидиями, рынок ожидает жесткая посадка.
Если в первом квартале нынешнего года совокупные продажи электромобилей (BEV) и подзаряжаемых гибридов (PHEV) все еще росли как на дрожжах, подскочив на 110 процентов до почти что 300 тыс. Однако затем рынок неожиданно потерял стимулы. Так, в апреле продажи BEV и PHEV выросли только на 18% до 97 тыс. В мае месячный спрос на NEV вырос всего на 1,8 процента по сравнению с прошлым годом и составил около 104 тыс.
В 2014 году Пекин начал субсидировать покупки частными лицами электромобилей и гибридов для ограничения вредных выбросов автомобилей и ослабления зависимости КНР от импорта нефти, а также помощи отечественным автопроизводителям в их конкуренции на мировом рынке.
Госсубсидии быстро разогрели рыночный спрос. После стремительного роста более чем на 300 процентов в 2014 и 2015 годах, ежегодный рост продаж электромобилей и гибридов в течение последующих трех лет оставался в среднем выше 50 процентов.
Так почему же сейчас рынок зеленых машин застопорился? Ответ: 26 марта пекинское правительство сократило субсидии для NEV на 50% и запретило правительствам провинций субсидировать местные льготы на покупку электромобилей и гибридов. Сказать, что данное действие правительства произвело самое непосредственное, пугающее воздействие на внутренний рынок NEV, значит не сказать ничего. На сегодня более 80 процентов NEV, продаваемых в Китае относятся к категории BEV+, которые могут претендовать на максимально высокие правительственные субсидии, в сравнении с PHEV.
До корректировки стимулов потребители могли использовать госсубсидию для покрытия около половины стоимости машины, если они решались купить электромобиль одного из массовых брендов.
Теперь же после правительственные субсидии сокращены более чем на 70 процентов, согласно оценкам Китайской ассоциации автомобильных дилеров (CAAM).
Восстановится ли китайский рынок NEV в ближайшее время?
Шансы невелики, учитывая замедление внутренней экономики и решимость Пекина свернуть программу субсидирования NEV к концу 2020 года, чтобы облегчить бюджетные расходы. Несмотря на то, что продажи NEV резко упали, объем их производства по-прежнему быстро растет. Так, в мае производство BEV и PHEV выросло на 17 процентов и составило примерно 112 тыс. Замедление спроса при одновременном росте производства создает еще одну проблему для рынка зеленых машин – избыточные запасы у дилеров.
Проблема станет еще хуже в будущем, когда Пекин запустит программу «углеродных кредитов», призванных подтолкнуть автопроизводителей к увеличению производства электромобилей.
Нынешнее резкое замедление роста рынка электрифицированных транспортных средств обнажило тот факт, что поддержка потребительского спроса на такие машины все еще невозможна без обильных государственных субсидий.
Вывод: если правительственные чиновники не проведут ревизию своих решений и не предпримут быстрых шагов для корректировки текущей политики – рынку электромобилей и гибридов в Китае практически гарантирована жесткая посадка.
Загрузка